ТАЙНЫ РАЗГРОМА КОНВОЯ «PQ-17»

ТАЙНЫ РАЗГРОМА КОНВОЯ «PQ-17»

Пугало для британских ВМС

Вадим Кулинченко

04.07.2022 191

Время на чтение 4 минуты

Одной из трагических страниц второй мировой войны была трагедия арктического конвоя PQ-17. Об этом много написано как художественной литературы (один «Реквием конвою PQ-17» Валентина Пикуля чего стоит), так и научных трудов. Описывают авторы в основном событие, но не его причину. Сопоставляя различные взгляды и выводы, остановимся коротко на некоторых тайнах, приведших к разгрому конвоя. А то, что тайны остаются, нет никаких сомнений…

В начале второй мировой войны англичане основной угрозой для своего флота со стороны нацистской Германии считали не их подводные лодки, которые в дальнейшем едва не поставили Англию на колени, а два могучих надводных корабля, самые современные по тому времени линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». Эти два мощных военных корабля гитлеровской Германии были призваны утвердить морское могущество Третьего рейха в борьбе с конвоями союзников в Атлантике.

Собрат «Тирпица» линкор «Бисмарк», за которым гонялся чуть ли не весь королевский флот Великобритании, был потоплен в мае 1941 года в Бискайском заливе, а укрывшийся в норвежских шхерах «Тирпиц», не давал спокойно спать не только английскому Адмиралтейству, но и самому У. Черчиллю.

Заложник Большой игры. Не секрет, что Ленд-лиз сыграл немаловажную роль в войне с нацистской Германией.

Год 1942 был особо напряжённым для Советского Союза: в разгаре были битвы за Ленинград, Крым, Северный Кавказ, начиналось сражение за Сталинград. Именно в это время Черчилль высказал мысль, что союзники будут помогать тому, кто будет терпеть поражение на полях России. Ставка коварных англосаксов сводилась к тому, чтобы ослабить Германию и СССР. Истина в том, что Черчилль не хотел разгрома Германии, он хотел личной гибели Гитлера, у них была взаимная патологическая ненависть друг к другу, а страдали от этого народы и нации.

СССР испытывал крайний недостаток в оружии и военных материалах, и настойчиво требовал от союзников доставки грузов. Те отговаривались невозможностью провести конвои в летнее время, хотя это было не так. Но когда у них возникла идея выманить «Тирпиц» в открытое море, использовав крупный конвой как примаку, они согласились. Таким образом, PQ-17 стал заложником большой игры, которая велась вокруг вопроса о морском господстве между фашистской Германией и Атлантическим содружеством.

Замыслы сторон. Задачей англичан как это не парадоксально звучит, была не охрана конвоя, а совершенно другая – заставить линкор «Тирпиц» выйти в открытое море и навязать ему бой со своими сильнейшими кораблями. Конвой PQ-17 был лишь приманкой для этого. Результат – потеряли и конвой, и «Тирпиц» остался целым. «Фактически операция по проводке конвоя должна была превратиться в постановку ловушки для «Тирпица», с приманкой, состоявшей из более тридцати тяжело нагруженных судов…» (Д. Ирвинг. «Разгром конвоя PQ – 17», с.68).

Группировки ВМС с обеих сторон были более чем внушительные. Силы Флота метрополии были достаточны, чтобы навязав бой «Тирпицу» в открытом море, уничтожить его.

Но не только «Тирпиц», находящийся в Тронхейме, но и «карманные» линкоры «Адмирал Шеер» и «Лютцов», тяжёлый крейсер «Хиппер» и крупное соединение эсминцев готовы были к разгрому конвоя. Никогда ни до, не после 4 июля 1942 г. немецкая группировка тяжёлых надводных кораблей не была такой мощной и готовой померяться силами с Флотом метрополии англичан, обычно прикрывающих арктические конвои.

Операции с обеих сторон были тщательно разработаны, но не учтён его величество случай.

Предосторожности сторон. Как англичан мучил кошмар по поводу линкора «Тирпиц», так и немцы страдали недомоганием, связанным с гибелью собрата «Тирпица» линкора «Бисмарк». Гитлер лично следил за его судьбой.

Англичане не знали, что Главнокомандующий ВМС Германии Эрик Редер имел от Гитлера два приказа о нападении на конвой. Один из них разрешал атаковать конвой надводными кораблями, второй – запрещал делать это, если будет известно местонахождение английских авианосцев.

Но главный момент, приведший к роковому решению англичан тот, что 4 июля самолёт-разведчик не обнаружил «Тирпиц» в Тронхейме, который немцы заблаговременно перевели ближе к острову Медвежий, где проходили пути конвоев. Это-то и дало повод первому лорду Адмиралтейства Дадли Паунду отдать приказ кораблям охранения конвоя покинуть суда и отойти на запад. Беззащитные суда явились отличной мишенью для береговой авиации и подводных лодок немцев. Конвой был разгромлен.

А между тем… Эскадра во главе с «Тирпицем» вышла в море только 5 июля. У Адмиралтейства было достаточно времени подтянуть все основные силы и дать бой немецкой эскадре. Но опять восторжествовал страх и осторожность потерять свои корабли. Ловушка захлопнулась, но в ловушке оказался не «Тирпиц», а конвой… А заплатили за всё русские.

А между тем, вышедший в море 5 июля «Тирпиц» был обнаружен в 18 часов севернее острова Ингей советской подводной лодкой «К-21» и атакован 4-х торпедным залпом. Одна из торпед попала в линкор в районе бронированного пояса, поэтому повреждений не произвела. Но эффект был.

Донесение об обнаружении и атаке «Тирпица» командир подлодки Н.А. Лунин послал в штаб Северного флота. Его перехватили немцы, и фашистское командование решило, что замысел их операции раскрыт и не стало рисковать. Эскадре было приказано вернуться в Альтен-фьорд. Там «Тирпиц» простоял без выхода в море, где его и разбомбили англичане.

P.S. За эту атаку линкора английское правительство наградило капитана 2 ранга Николая Александровича Лунина английским военным орденом Виктории. Но после войны англичане стали отрицать факт атаки «Тирпица». Почему? Вопрос интересный, но это уже другая тема.

P.P.S. При освещении этой темы можно слышать обвинения в адрес Северного флота в том, что он не пришёл на помощь конвою PQ-17. Такие обвинения могут выдвигать только не компетентные в военном деле, тем более морском, люди. Северный флот в то время не столь многочисленный по сравнению с английским, по договоренности с союзниками, обеспечивал безопасность конвоев в своей зоне ответственности в Баренцевом море до 20 градуса в.д., с чем отлично справлялся. И надо учитывать, что одновременно с выходом из Хвальфьорда (Исландия) конвоя PQ-17 27 июня 1942 г., из Мурманска выходил встречный конвой QP-13 в составе 25 судов. Корабли Северного флота не могли бросить эти суда и идти на выручку конвоя PQ-17. И потом территориально они были дальше англичан. Так что обвинения в адрес СФ безусловно непродуктивны.

Вадим Тимофеевич Кулинченко, публицист, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник