СУВОРОВСКАЯ «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ»

СУВОРОВСКАЯ «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ»

В реализации Специальной военной операции России на Донбассе

Владимир Азаров

Освободительный поход Русской армии на Украину Новости Украины Новости Донбасса

мигр

29.06.2022 284

Время на чтение 13 минут

 

Фото: Из личного архива автора

24 февраля 2022 года Президент нашей страны отдал приказ о проведении военной спецоперации на Украине. Его поддержал Совет безопасности, а также структуры законодательной и исполнительной власти государства. Таким образом, руководство Российской Федерации приняло решение закончить войну, начатую украинской хунтой еще в начале 2014 года пресловутым «майданом» против законно избранного президента, собственного народа и в конечном итоге – против России. Так началась столь долгожданная военная спецоперация по обезвреживанию выращенного в сердце русских земель неонацистского монстра, присвоившего себе название Украина.

По своей значимости для судьбы России, для братских славянских (великороссов, малороссов, белорусов) и всех других народов, входивших в состав Советского Союза, освободительный поход Российский войск на Украину можно смело сравнить с новой Отечественной войной. Также как во время минувшей Великой Отечественной, когда советские войска, очищая собственную территорию и порабощенный врагами мир от фашизма, двигались на Запад, сегодня мы вынуждены с оружием в руках защищать свою Родину и отторгнутую от нее часть, населенную бывшими когда-то нашими гражданами. Как и тогда сегодня под угрозой оказалось само существование России, как православной цивилизации, и российского народа, как суперэтноса. Поэтому целью современного похода на Украину является не война с нашими братьями, а подавление неонацистских сил на исторической российской территории.

Выполняя благородную задачу по освобождении Украины от коричневой чумы, мы противостоим всему коллективному Западу, породившему эту войну на самоуничтожение. Мы спасаем Украину, а вместе с ней и Европу, от их злейших врагов – современных неонацистов.

Три последних десятилетия Украина отдалялась от своего родного русского дома, когда-то носившего имя Советский Союз, а еще ранее – Российская Империя, и постепенно утрачивала основу своего бытия – русскую культуру, русский язык и православное мировосприятие. А за последние восемь лет Украина и вовсе забыла свою реальную историю и непостижимым образом превратилась в фактического прислужника неукротимого противника России – так называемого «коллективного Запада», столетиями ведущего многофакторную войну по уничтожению нашего Отечества и его духовной опоры – ПравославияИ наш главный геополитический враг в этой войне – мировое правительство, лицом которого являются «англосаксы».

Наступило время, когда мы должны дать достойный ответ нашим противникам. Для этого следует обратиться к опыту наших великих предков, среди которых первое по значимости место принадлежит великому русскому полководцу Генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. Ведь именно он не только обогатил военное дело в России самыми точными выводами и положениями, но и заложил традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Его знаменитая книга «Наука побеждать» и в наше время остается крайне востребованным пособием, тезисы и выкладки которого являются важной частью системы знаний о подготовке и ведении военных действий, о законах военного искусства.

В этой книге отразилась вся сила полководческого таланта А.В. Суворова. Нанося сокрушительный удар порочным основам прусской военной школы и ее бездарным последователям, суворовская «Наука побеждать» продемонстрировала всему миру передовой, глубоко прогрессивный характер русской военной мысли. Значение «Науки побеждать» вышло далеко за пределы той эпохи, в которую жил и работал Генералиссимус. В его эпоху как таковой единой системы обучения войск не было, поэтому можно смело утверждать, что если Петр I был первым основателем и строителем регулярной Армии и Флота России, то Суворов является первым создателем системы профессиональной подготовки войск.

Целый ряд суворовских положений не утратили своей жизненности и актуальности по сегодняшний день. Наставления и рекомендации великого полководца всегда помогут современным военнослужащим избежать возможных ошибок и недочетов в военном планировании, в руководстве военными операциями и даже в обычной повседневной жизни.

При этом следует понимать, что короткие, но емкие формулировки суворовской книги, типа «Пуля дура, штык молодец!», «За одного битого двух небитых дают!» и т.д., хотя и предназначались прежде всего для ясного и понятного общения командиров с нижними чинами и унтер-офицерским составом, сущность их была очень глубокой.

Суворов был очень образованным и одаренным человеком. В обучении войск и действии их на поле боя главными слагаемыми успеха он считал системность, тренировку и управление.

Для своего времени А.В. Суворов стал поистине новатором в развитии русского военного искусства. Чего стоит одна только его, доведенная войсками до автоматизма, практика совершения быстрых маршей, затем перехода войск без остановки из походных колонн в предбоевые порядки, потом в боевые порядки с переходом в атаку. Для всего этого требовалась высочайшая выучка войск.

В трактате «Наука побеждать» А.В. Суворов письменно оформил основные принципы ведения войны, которые он определил так: глазомер, быстрота, натиск, целеустремленность, простота, наступательность и завершенность. Первые три принципа выделены Суворовым как важнейшие. Но самым главным он считал глазомер.

Понятие суворовского глазомера подробно разобрал в своей работе «Суворов и будущая война» генерал Русской Императорской Армии Алексей Баиов. Прежде всего он отметил такие пункты, как: требование тщательной и быстрой ориентировкиоценки обстановки и принятия соответственно этой оценке общего решения, постановки себе общей задачи; а также – оценки всех средств, имеющихся в распоряжении начальника, и правильное их распределение для решения тех частных задач, которые вытекают из поставленной общей цели. Иными словами, генерал показал, как по Суворову должно осуществляться составление плана операции или боя.

Для нас, не только военных, но и гражданских лиц, это тоже может быть хорошим навыком в обычной, повседневной жизни. Никогда не поздно просто подумать и перед началом какого-либо дела, особенно требующего принятия взвешенного решения, правильно оценить обстановку, поставить реальные общие или частные задачи себе, своим родным и близким, или же тем, кто участвует в выполнении этого общего дела, и наконец найти необходимые для его выполнения средства. В основе всех этих действий должно быть – планирование. Таким образом, глазомер – как оценка обстановки, механизм формирования замысла и выработка решения – является основой управления любым делом, проектом, компанией, фирмой, государством.

В наши дни суворовский глазомер, как жизненный принцип, означает необходимость постоянной работы над собой, изучение всевозможных источников, пособий, рекомендаций по всем сферам человеческой деятельности. В век тотальной цифровизации следует больше читать мудрых книг, классику, учиться понимать, как выживать в современных условиях, как правильно вести себя в экстремальных ситуациях.

Формирование Глазомера должно стать реальным инструментом в получении новых знаний о себе и мире, о механизмах воздействия на обстановку любого уровня, от семейного масштаба до государственного. Все должно работать на реализацию наших задач, используя для их решения совокупность всех возможных действий.

Как полководец, Суворов сам постоянно развивал свой глазомер, изучая передовую военную и научную мысль своего времени, и призывал к тому же своих подчиненных.

Глазомер Суворов почитал важнейшим качеством военачальника, суть которого заключается в изучении местности будущего боя и четком ориентирование на местности, что крайне необходимо для системы построения боя. Так складывается понимание обстановки и принятие оперативных решений согласно этой обстановки.

Кроме того, в понятие глазомер Суворов вкладывал разведку. До Суворова, пожалуй, ни один полководец не придавал такого значения армейской тактической разведке: засылке в тыл противника разведгрупп, захвату языков и пленных, проведению агентурной разведки, работе с местным населением, созданию сети информаторов среди местных жителей. Полученные сведения Суворов как правило перепроверял через другие разведывательные источники. В то время никто так тщательно не изучал врага и не требовал того же от своих подчиненных.

Все намечаемые действия Генералиссимус прежде оформлял на бумаге, заранее просчитывая всевозможные маневры противника. Эта ежедневная суворовская практика сохранялась в русской армии вплоть до системы подготовки советских офицеров. По суворовским методам успешно учили в военных училищах и академиях. Их общий смысл хорошо выражает русская пословица: «Семь раз отмерь и один раз отрежь». Это поистине военная наука!

Возвращаясь к теме специальной военной операции на Украине, нельзя не отметить, что при ее подготовке некоторые суворовские принципы нашими военачальниками учтены не были. Во-первых, в отношении информационно-пропагандистского обеспечения. Мы вошли туда совершенно неподготовленными. Не было никакой предварительной информационной компании внутри нашей страны, тогда как готовить население, объяснить ему назревшую необходимость немедленно ввести наши войска на Украину, требовалось минимум за месяц до начала боевых действий. Под эту операцию следовало с самого начала создать в составе Министерства обороны или Правительства РФ соответствующие структуры, такие, например, как Министерство информационной политики, объединяющее под единым руководством большинство средств массовой информации.

К сожалению, в течение многих лет мы не заботимся об имидже нашего государства в мире, несмотря на создание в мировом сообществе открыто негативного образа России. Этот процесс не только усилился после начала Специальной военной операции, но стал целью коммуникаций всех СМИ европейских стран и США. Известно, что образ государства, формирующийся у участников международных отношений, зависит от интересов этих участников. Совпадение интересов различных групп влияния или элит в разных странах способно заложить фундамент для формирования позитивного или негативного образа любой страны, который будет воспринят общественным мнением этих государств как истина.

При этом нередко бывает, что сконструированный образ такого государства оказывается более важным в построении международных отношений, нежели реальное государство с его объективными характеристиками. И пример России доказывает это.

Международный имидж нашей страны в различные эпохи последних ста и более лет почти всегда был негативным. А с началом СВО на Донбассе, благодаря мировой информационной политике, Россия вообще предстает как внешняя угроза всему существующему цивилизованному миру, как чуждая сила, нарушившая нормальное поступательное развитие всех международных норм и законов – как мировой агрессор, напавший на суверенное независимое государство Украину.

Мировые СМИ совместно с государственными и общественными институтами европейских стран занимаются очернительством и демонизацией России, используя механизмы создания образа «вселенского врага», и этот образ легко принимается массовым сознанием граждан коллективного Запада только потому, что на протяжении последних двадцати-тридцати лет западный обыватель регулярно получал мощную инъекцию негатива по отношению к нашей стране, а наши официальные представители в ответ либо молчали, либо с неловкой улыбкой безответно удивлялись поведению своих «партнеров».

После начала СВО в западных СМИ активно заработали законы формирования антироссийского информационного поля, которое стремительно расширяется словно нарастающий снежный ком за счет увеличения негативных сообщений о действиях руководства России, обеспечивая непрерывный поток новостей, в большинстве своем фейковых, и навязывая таким образом выводы, формирующие образ России как главного врага всего мира.

Действенно противостоять Западу на его информационном поле мы, к сожалению, пока не можем, и даже не стремимся этого делать, судя по крайней нерешительности в этом вопросе наших властных структур. У нас до сих пор нет не только единого органа ведения контрпропаганды, но даже еще не разработана методологическая основа создания государственного имиджа страны в мире. Никто не знает какие структуры должны этим заниматься, и какова должна быть их зона ответственности. Надеяться в этом отношении мы может, пожалуй, лишь на помощь Божию, и на молитвы нашей Церкви о просвещении разума тех, кто принимает соответствующие решения.

Но мы все же верим, что наше руководство, которое определяет действия Армии и Тыла, от которых зависит жизнь нашей страны и нашего народа, знает, что делает. Оно, безусловно, продумало, как и какими силами и средствами будет проводиться объявленная в ходе проведения нашими войсками Специальной военной операции России в Донбассе денацификация и демилитаризация Украины. Следует понимать, что наши Вооруженные силы сами заниматься этими вопросами не могут, за исключением частичной демилитаризации противника в ходе боевых действий. Войскам ставятся боевые задачи. Если речь идет о наступлении или контрнаступлении, то обычно это означает разгром основных сил противника в определённой полосе (на участке, в районе) и овладение назначенными рубежами к указанному сроку. А кто после этого будет заниматься денацификацией, до сих пор непонятно. Может быть, в городах Украины следует организовывать комендатуры, как делалось когда-то в Чечне? Но тогда возникает встречный вопрос: кто будет их организовывать, какая структура? Ведь подобные комендатуры надо готовить прямо сейчас, а если точнее – они должны были появиться вчера… Вопросов, как можно видеть, много, и ответов на них пока нет.

Поэтому мы, военные ветераны и патриоты, поднимаем их в столь сложное для страны время вовсе не для того, чтобы указать на ошибки и недостатки руководства, а прежде всего для того, чтобы помочь нашей родной Армии и государству, опираясь на свой боевой опыт.

К сожалению, приходится констатировать, что в нашей стране по непонятным причинам опыт современных недавних и текущих войн почти никто не использует. А если и учат, то в основном касаясь истории давно прошедших военных событий. Так, когда я учился в Военной академии, нас обучали военной науке по истории Великой Отечественной войны, хотя в те годы только-только завершилась война в Афганистане, и еще шла война в Ираке. Однако для обучения слушателей Академии продолжали использоваться программы, составленные двадцать-тридцать лет назад, ни разу не обновлявшиеся.

И наконец, поговорим о духовно-нравственном воспитании военнослужащих. Этому вопросу Суворов уделял не меньшее значение, чем профессиональной военной подготовке. Высокий моральный дух вверенных ему войск являлся вторым якорем, на котором зиждилась непобедимая мощь суворовских войск. Будучи глубоко религиозным человеком, великий полководец поддерживал и развивал религиозное чувство у своих подчиненных. Ни одно проводимое им крупное сражение не начиналось без церковной службы, которая могла совершаться не только перед боем, но и вместе с боем. А.В. Суворов занимался воспитанием солдат как заботливый отец, поэтому его армия была непобедимой.

Так и сегодня каждый наш солдат и офицер должен чувствовать заботу Родины, понимать, что он не оставлен ее заботой. Каждый участник военной операции на Украине должен осознавать свою освободительную миссию и чувствовать поддержку народа. Ничто не должно поколебать его уверенности в том, что он не является агрессором и оккупантом, как это пытаются внедрять в умы наших бойцов СМИ Украины и наши либеральные вещатели. Военнослужащие, выполняющие задачи на Украине, должны помнить, что они – защитники Русского мира, Святой Руси, воюющие на переднем крае борьбы с фашизмом и сатанизмом, жаждущими поработить и уничтожить нашу Родину! И солдату, и мирному жителю Украины по обе стороны линии противостояния, силами нашего информационного обеспечения необходимо помочь поверить не только в правильность начатой операции, но и в её высокую цель – указанный Богом путь к победе над мировым злом. Для ее достижения у нас есть все: люди, резервы, традиции и огромный опыт предыдущих поколений. Надо только следует все это воплотить в конкретные дела!

И пусть путеводной звездой в этой борьбе будет для нас, для нашего воинства, Суворовская «Наука побеждать», которая содержит в себе много идей и наставлений, современное осмысление которых поможет сделать путь России к будущему процветанию надежным и победоносным.

Сегодня Россия борется за свое выживание. В глобальном масштабе мы продолжаем Отечественную войну, которую вели в 40-х годах прошлого века наши отцы и деды. Военная операция на Украине становится нашим «последним и решительным боем», требующим мобилизации всех внутренних ресурсов страны, в первую очередь – патриотических и идеологических! В это опасное время мы обязаны поддержать Президента России, сохранить государство, удерживать ставшие такими хрупкими мир и стабильность, отстоять суверенитет и независимость нашего Отечества. Это сейчас главное.

В сложившихся условиях нашим гражданским долгом является воспитание молодежи в духе высокого патриотизма и любви к Родине. И нам не нужно искать новую национальную идею, не нужно создавать новую педагогическую систему, потому что она у нас давно есть. Ее автор – Великий Русский Человек, Генералиссимус, Непобедимый полководец Александр Васильевич Суворов, который сказал: «Всё наше национально-патриотическое воспитание основывалось в конечном итоге на Христианских Заповедях, как их проповедует Православная Церковь, на любви к Отечеству, на уважении к родителям и старшим, на высокой нравственности и на высочайшем понятии чести. Ничего лучшего придумать нельзя, а посему и выдумывать ничего иного не надо».

Надеюсь также, что эта статья станет еще одной малой лептой, внесенной в собрание материалов по подготовке прославления великого полководца в лике святых. Соответствующие структуры Русской Православной Церкви уже занимаются этим вопросом. Давайте же пожелаем им не затягивать его решение на долгий срок, потому что молитва, обращенная к новопрославленному защитнику Отечества, более всего может укрепить дух Российской Армии.

Азаров Владимир Алексеевич, выпускник Московского Суворовского училища, член Союза писателей России, кандидат политических наук, ветеран локальных войн и военных конфликтов