НЕЗАЖИВАЮЩАЯ РАНА

НЕЗАЖИВАЮЩАЯ РАНА

Нет ничего тайного, что не стало бы явным

Вадим Кулинченко

21.06.2022 53

 

Фото: Из личного архива автора

12 августа Россия вспомнит одну из скорбных дат начала этого века. В этот день 22 года назад произошла трагедия подводной лодки «Курск» («К-141»), одна из самых загадочных трагедий начала 21-го века. Были и раньше трагедии и гибель подводных лодок, тайну которых не удалось доподлинно установить до настоящего времени, но более загадочной, чем гибель атомного подводного крейсера «К-141» («Курск») ещё не было. Кажется, все правительства мира выдвинули версии, способные увести следы от настоящих виновников трагедии. Четыре года спустя солидный иностранный деятель с апломбом утверждал: «Единственная весомая улика – носовой торпедный отсек, но они (русские – В.К.) упустили возможность предъявить его специалистам». Упустили ли, или специально уничтожили? Вот вопрос.

Была выдвинута несуразная «официальная версия», что лодка погибла от собственной торпеды на перекиси водорода, так называемой, «толстушки», во что не верил и не верит ни один настоящий подводник, тем более торпедной специальности.

12 августа 2000 г. было передано сообщение, что при невыясненных обстоятельствах атомная подлодка Северного Флота (СФ) легла на дно. Это сообщение стало началом лжи, которая вот уже более 20 лет сопровождает нас, и для целого поколения она уже превратилась в «правду». Но как говорят – «Ничего нет тайного, что не стало бы явным!». И вот по прошествии 22 лет, кажется, тайна трагедии АПЛ «Курск» начинает приоткрываться…

Почему сообщение о покладке на грунт я назвал ложью? Каждый подводник-профессионал знает, что атомные подлодки в отличие от дизель-электрических не могут ложиться на грунт!

Все в основном сходятся в том, что истинная причина гибели «Курска» никогда не будет раскрыта, или, по крайней мере, не будет раскрыта в ближайшие сто лет. А между тем люди, кое-что знавшие об этой трагедии, уходят в мир иной, как, например, мой сокурсник покойный контр-адмирал Геннадий Семёнов, вращавшийся в правительственной комиссии, говорил, что он знает причину на 88%, но истинную правду никто никогда не узнает. Знает кое-что и бывшее командование СФ, но оно дало подписку о неразглашении, получило хорошие откупные и набрало в рот воды. Остаётся надеяться только на то, что когда-нибудь всплывут документы, сегодня хранящиеся за семью печатями, проливающие свет на эту трагедию, без сомнения, повлиявшую на нашу жизнь. Конечно, если они не уничтожены, как это произошло с самой подлодкой «Курск», чтобы ликвидировать все улики.

А пока, начиная с первой лжи, до сего времени трагедию АПЛ «Курск» сопровождает ложь. За время более 20 лет в головы людей так «вбили» официальную причину гибели «Курск», что мало кто обратил внимания на сообщения «РИА новости», где адмирал Вячеслав Попов, бывший командующий СФ, руководитель того учения, когда произошла трагедия, сказал правду.

После той катастрофы в стране многое изменилось: и в жизни российского общества, и в жизни флота, и во властных структурах.

Вольно или невольно в открытых СМИ появлялись факты трагедии, анализ которых полностью опровергал несостоятельную официальную версию – взрыв торпеды. Но стоит отметить, что внимание общественности к точным причинам гибели АПЛ «Курск», которые до сих пор не установлены, сознательно замалчивалось и заглушалось властями.

И вот один из виновников этой трагедии вдруг заговорил. С чего бы это?

Генерал Леонид Ивашов коротко прокомментировал это откровение так: времена меняются! В. Попов, видимо, получил отмашку сверху, а заодно решил облегчить свою совесть, как он тогда обещал матерям и жёнам погибших моряков.

Чтобы понять и осмыслить ту трагедию, надо вспомнить первые годы после катастрофы. Тогда по этому поводу бурлил весь мир. Сегодня выросло новое поколение, которое верит в ту ложь, которую им преподносили 22 года, и правда их больше пугает, чем убеждает.

С самого начала я принимал активное участие в обсуждении различных версий гибели лодки. Меня, как бывшего торпедиста, сразу не устроила официальная версия. В течение всего времени, анализируя факты, появляющиеся в СМИ, не имея доступа к секретным документам, я пришёл к однозначному выводу – АПЛ «Курск» была потоплена торпедами с американской подлодки! Остаётся вопрос одной или двумя? Все улики были в первом отсеке, но он почему-то уничтожен под выдуманным предлогом…

«Тайна гибели «Курска» скрывается где-то в первом отсеке, – писала одна зарубежная газета в то время, – но тупые русские не поняли столь очевидного…». Нет, мы не такие тупые, мы поняли это сразу, но…

31 мая 2002 г. начался подъём первого отсека. Длился он долго. Видимо, собирали все мельчайшие обломки со дна, чтобы не оставить следов столкновения с американцами. Где теперь эти обломки, одному Богу известно. А потом это место перепахали глубинными бомбами.

В ходе расследования трагедии было выдвинуто 18 версий, имеющих право на расследование, в том числе первостепенной была американская версия. В результате на всё было наложено «табу» и ниоткуда вдруг появилась версия – взрыв учебной торпеды, так называемой «толстушки» (65-76А).

Во многих публикациях тогда появились высказывания, что эта идея была подсказана американцами, которые убивали двух зайцев – отводили подозрение от себя и добивались снятия с вооружения ВМФ торпеды 65-76А (калибр 650 мм), предназначенной для поражения авианосцев, не имеющей аналогов в мире. И они достигли этого с лёгкостью после гибели АПЛ «Курск» и утверждения официальной причины трагедии. Такие расследования имеют логику…

В 2004 г. вышла книга генерального прокурора РФ Владимира Устинова «Правда о «Курске», которая была призвана напустить ещё больше туману об истиной причине трагедии, где опять мусолилась «официальная версия». Правды мы так и не узнали…

В небольшой статье невозможно разобраться во всех фактах, подтверждающих причастность американцев к гибели АПЛ «Курск». Остановлюсь на одном и перейду к признанию В. Попова.

В процессе доказательств о причастности янки к гибели подлодки нелишне напомнить, что за её утилизацию заплатили США 10 млн. долларов. Утилизация прошла срочно и без задержек, как говорят «до самого последнего листа лёгкого корпуса». Спешили, чтобы стереть саму память о трагедии. С чего бы это? Возникает вопрос – Возможно США платили и за подъём «Курска» 130 млн. долларов, чтобы уничтожить все улики, а заодно и познакомиться с секретами нашей АПЛ?

Заявления адмирала В. Попова «РИА новости» 22 мая сего года звучало примерно так, что АПЛ «Курск» погибла в результате столкновения с подлодкой США. Их было две, следящих за АПЛ «Курск»: «Толедо» и «Мемфис». После чего одна из них атаковала «Курск». Конкретно, кто является из них «убийцей» «Курска» адмирал не называет, но это и не имеет значения. Они действовали в связке. Договорим за адмирала: заход 18 августа АПЛ США «Мемфис» для ремонта антенных устройств (а где они повреждены?) в норвежский порт, был всего лишь частью операции выведения из-под удара АПЛ «Толедо», быстро уходящую в США…

Тогда никто и не скрывал, что в районе учений были две американские АПЛ «Мемфис» и «Толедо», но отрицалась их причастность к слежению за АПЛ «Курск». Представляется, что выстрел торпеды в АПЛ «Курск» с одной из АПЛ США был произведён ненамеренно, но факт остаётся фактом. Тогда отношения США и РФ были в стадии «стратегического партнёрства», а вся правда о трагедии «Курска» могла перерасти в непредсказуемые акции. Поэтому ту ложь можно назвать ложью во спасение. Русские и тогда не относились с распростёртыми объятиями к янки, но…. А сегодня времена изменились и на уровне правительств, поэтому и появилось «добро» на приоткрытие тайны.

Я с самого начала стоял и стою на версии, что это было столкновение, а потом…. Сегодня моя версия получает подтверждение в виде признаний адмирала Вячеслава Попова.

Это признание произошло за три месяца до очередной годовщины трагедии. Интересно, как она после этого будет отмечаться, и как поведут себя апологеты ложной официальной версии, которые «впаривали» нам явную ложь?

Как бы то ни было, гибель АПЛ «Курск» в августе 2000 г. остаётся незаживающей раной в истории современной России!

Вадим Тимофеевич Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, публицист