ЗАБЫТЫЕ ПОЛКОВОДЦЫ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

ЗАБЫТЫЕ ПОЛКОВОДЦЫ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

О выдающемся генерале Иване Масленникове

Валерий Габрусенко

06.06.2022 158

Фото: ru.wikipedia.org

Он не написал воспоминаний, и о нём почти не осталось воспоминаний, хотя он командовал армиями и фронтами. Есть только один знак его памяти – улица в освобождённом им Краснодаре. Даже Главнокомандующий советскими войсками в войне с Японией  маршал А.М. Василевский в мемуарах не вспомнил о нём, хотя Масленников был его заместителем и получил в этой должности звание Героя Советского Союза.

Но начнём по порядку. РодилсяИван Иванович Масленников в многодетной семье путевого обходчика. Трудное детство наложило отпечаток на его характер – он был упорным, трудолюбивым и… почти никогда не улыбался. Окончил двухклассное железнодорожное училище и железнодорожную телеграфную школу,работал телеграфистом на станциях Рязано-Уральской железной дороги. В 1918-мбыл призван в РККА и за два года прошёл путь от телеграфиста до командира полка, что, конечно, свидетельствовало о сильном характере и военных способностях.

После Гражданской войны Масленниковкомандовал кавалерийскими частями, а с 1928 г. служил в погранвойсках, участвовал в подавлении басмачества в Средней Азии (которое долгие годы подогревалосьдуболомной политикой местных большевиков и, разумеется,английскимиденьгами и оружием). Части под командованием Масленникова уничтожили отрядыУтан-Бека (1929), Ибрагим-Бека (1931), Ахмет-Бека и Дурды-Мурата (1933). Принимая непосредственное участие в этих тяжёлых боях (где получил 7 ранений), он проявил не только личную храбрость и умение воодушевить подчинённых, но и незаурядныеоперативно-тактические способности. За эти боевые заслуги он получил звание полковника и первую боевую награду –орден Красного Знамени (1936).

С 1936 г., после окончания Академии им. М.В.Фрунзе,  руководил пограничными и внутренними войсками в Закавказье и Белоруссии, с февраля 1939 г. по июнь 1943 г. был заместителем наркома внутренних дел СССР по пограничной и внутренней охране. Во время Финской войны части, составленные из войск НКВД, показали себя с самой лучшей стороны, за что Масленников был награждён орденом Ленина (1940) и получил звание генерал-лейтенанта.

12 июля Иван Иванович, оставаясь в должности замнаркома, возглавил 29 армию Западного (с октября Калининского) фронта, которая участвовала в Смоленском сражении, в оборонительных боях и вместе с 31 армией освобождала Калинин. Его умелые действия (за них он получил второй орден Красного Знамени), обратили на себя внимание Ставки Верховного Главнокомандования, и в декабре 1941 г. он был назначен командующим 39 армией Калининского фронта, перед которой в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции была поставлена трудно выполнимая задача – прорватьс запада оборону Ржевского плацдарма противника, соединитьсяс 20-й армией Западного фронта, наступавшей с востока, окружитьи разгромить вражеские войска.

Увы, произошло наоборот. Хотя 39-я армия вместе с 11-м кавалерийским корпусом и глубоко вклинилась в оборону противника, но дальше продвинуться не смогла, а шедшая навстречу 20-я армия под командованием А.А. Власова (будущего предателя) вообще не сумела прорвать вражескую оборону. В итоге армия Масленникова оказалась в «мешке», горловину которого у города Белыйнемцы затянули 6июля1942 года в ходе операции «Зейдлиц». На 30 июня в армии оставалось по одному боекомплекту для артиллерии и на 5 суток продовольствия, полностью отсутствовали мины и колючая проволока для создания оборонительных рубежей. Армия героически сражалась весь июль, оттянув на себя большиесилы гитлеровцев (так нужные им на юге), её разрозненные остатки с боями прорвались из окружения, а раненный командарм был вывезен самолётом.Похожая судьба постигла в том году и другие армии – 33-ю, 29-ю, 2-ю ударную.

Сегодня уже трудно сказать, чьей вины в этом поражении было больше – командующего армией иливышестоящего командования, ставившего войскам непосильные задачи. Во всяком случае, маршал Г.К. Жуков виновным Масленникова не считал:  «… Будучи командующим армией, а затем командующим фронтом, Иван Иванович со знанием дела руководил вверенными ему войсками. Даже находясь в труднейших условиях (как это было на Калининском фронте),он умел найти благоприятный выход из создавшегося положения» (1967 г.).

Мы тогда ещё только учились воеватьпо-настоящему. Хронической ошибкой была недооценка сил врага и переоценка собственных сил, которая усугублялась нехваткой боеприпасов, недостатком средств радиосвязи, отсутствием авиационной поддержки и т.д. Потому и поражений было больше, чем могло бы быть.

Генерала Масленникова в должности не только не понизили, но даже повысили. 8 августа 1942 года– в самое тяжёлое время на южном крыле Советско-германского фронта  – его после излечения направиликомандовать только что созданной Северной группой войск Закавказского фронта, составленной из двух армий. Там он осуществил успешную Владикавказскуюоборонительную операцию, отбросиврвавшиеся к нефти Грозного и Баку 17-ю пехотную и 1-ю танковую армии противника. Успех был отмечен вторым орденом Ленина, а затем и орденом Суворова 1-й степени.

24 января 1943 г. Северо-Кавказскую и Приморскую группы Закавказского фронта объединили в один фронт – Северо-Кавказский. Под командованием генерал-полковника Масленникова фронт провёл (с участием Черноморского флота) блестящую наступательную операцию, освободив почти всю территорию Северного Кавказа и разгромив 17-ю армию противника, остатки которой закрепились на Таманском полуострове.

В мае 1943 г.Масленникова направили заместителем командующего Волховским, затем Юго-Западным (3-м Украинским) фронтом, а в декабре – командующим 42-й армией Ленинградского фронта, дислоцированной у Пулковских высот.

Именно эта армия вместе со 2-й ударной армией И.И. Федюнинского (двойного тёзки Масленникова), наступавшей с Ораниенбаумского плацдарма, 14 – 15 января 1944 года начала «1-й Сталинский удар» – стратегическое наступление против группы армий «Север» с полным снятием блокады Ленинграда. К 30 января враг понёс огромные потери и был отброшен от города на 80…100 км, а к 1 марта армия подошла к Пскову. За эти боевые успехи И.И. Масленников был награждён орденом Кутузова 1-й степени.

В апреле 1944 г. 42-я армия была передана в состав нового, 3-го Прибалтийского, фронта, во главе которогопоставили Масленникова. Под его командованием войска фронта продвинулись на запад на 350 км, освободили Ригу и вместе с войсками 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов загнали остатки группы армий «Север» наКурляндский полуостров. Командующий фронтом был повышен в звании до генерала армии,  награждён вторым орденом Кутузова 1-й степени и третьим орденом Красного Знамени.

В октябре 1944 г. бòльшая часть Прибалтики была освобождена, линия советско-германского фронта сократилась, и 3-й Прибалтийский фронт был упразднён. Где до августа 45-го служил генерал Масленников, сведений в открытых источниках найти не удалось. Известно только, что в феврале 45-го он был награждён третьим орденом Ленина, в августе  воевал с Японией на посту заместителя Главнокомандующего советскими войсками, 8 сентября удостоен звания Героя Советского Союза. В Википедии о нём написано: «Вместе с маршалом А.М. Василевским принимал непосредственное участие в разработке плана операции по разгрому Японии и внёс ряд ценных предложений в план разгрома Квантунской  армии.  Во время боевых действий находился на решающих направлениях, оказывая помощь командованию фронтов и армий».

После войны он командовал военными округами, в 1947 г. награждён 4-м орденом Красного Знамени, а в 1948 г. его  вновь направили в МВД – на прежнюю должность заместителя министра по пограничным и внутренним войскам, где он прослужил до конца жизни. А недолгая жизнь Ивана Ивановича Масленникова закончилась трагически.Когда после устранения Л.П. Бериивласти занялись его окружением, в апреле 1954 г. генерала вызвали на допрос в Генеральную прокуратурупо поводу, якобы,  подготовки  государственного переворота с помощью Внутренних войск МВД (что знаменитый чекист П.В.Судоплатов в своих воспоминаниях категорически отвергал). Генерал понял, что впереди – арест, и нашёл единственный способ защитить свою честь и честь мундира: вернувшись в свой кабинет, он застрелился. Похоронили его на Ваганьковском кладбище хотя и в парадном мундире, но без воинских почестей.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств