НЕРУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

НЕРУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

О признаках «модели укронацизма» в регионах России (на примере Татарстана)

Михаил Щеглов

Освободительный поход Русской армии на Украину Националисты Украины Русофобия

18.05.2022 239

Фото: из личного архива автора

1. Русофобия.

2. Противопоставление «своего» государства России, создание «антиРоссии». В случае отсутствия «своего» государства, как в субъектах РФ — сепаратизм.

3. Возвеличивание своего народа и всяческое принижение русских как народа: «Мы — цивилизация, они — тупые дикари». Причём так во всём — от строительства, технологий и культуры, до быта. Вот, например, профессор, зав. кафедрой Казанского института культуры (!): «Какие ещё русские песни, нет никаких русских песен! Одна «Во поле берёзка стояла», и ту татарин написал».

4. Героизация своего народа и его отдельных представителей: «Кузьма Минин был татарин»; «Знамя над рейхстагом водрузил татарин»; «Большую часть фашистских танков подбили татары» и т.д.

5. Героизация борьбы за независимость против России и «оккупантов». «Светлые силы» защищают Родину, «чёрные силы» — захватчики, звери. Вот как описывается 1552 год, взятие Казани: «Обострение Татарстано-Российских отношений» (хотя речь идёт о середине 16 века); «война за независимость»; «борьба против оккупации»; «государственную границу Татарстана (!) пересекла русская армия». Открываем книгу Нуруллы Гарифа «Освободительная война татарского народа»: «Несмотря на неимоверные испытания, которые пришлось выдержать татарскому народу, начиная с 1552 года, он смог сохраниться, остался не сломленным и гордым. Борьба за восстановление независимого государства продолжается и в наши дни».

6. Принижение или даже отрицание совместной борьбы и героизма в борьбе с общими врагами. В украинских учебниках называют Великую Отечественную войну — «советско-немецкая», а в татарских Отечественная война 1812 года — «русско-французской».

7. Принижение или отвержение единства истории, судьбы и т.д. Вот что пишет д.и.н. Исхаков Д.М., автор учебного пособия по истории для 10 класса: «ЕДИНОЙ российской цивилизации, очевидно, всё же не существует, и в Российской Федерации, а прежде в СССР и Российской империи, соседствовали, и уже довольно давно, несколько цивилизаций — православно-русская, исламская, буддистская и, возможно, некоторые другие».

8. Внушение через фальсификацию истории местной русской молодёжи «комплекса вины».

9. Удревнение истории своего народа и государства (древние укры), невообразимое преувеличение размеров территорий своего государства. Академик АН РТ Индус Тагиров, признанный глава местной исторической школы, регулярно высказывался о том, что «территория Татарстана включала не только татаро-башкирские земли, но и всю Сибирь, а к югу — весь Китай, а государственность татарского народа насчитывает три тысячи лет». Фатих Сибагатуллин в книге «От Атиллы до Президента» пишет: «Армия Аттилы была тюркской, это наши родственники», «татаро-монгольского ига не существовало», «ясак — это свободная экономическая зона, только налоги были меньше», «в Китае есть источники, которые свидетельствуют — древние правители, музыка, стиль жизни были там татарскими».

10. Удревнение «родной» религии. Учебное пособие для 5 класса «История и культура татарского народа» (2011): «Тенгрианство — древняя религия тюрков».

11. Расовая или иная близость к другим великим народам и расам, включая вымышленные народы и государства. Например: проект «Великая Тартария»; притягивание за уши казанских татар к Золотой орде; «Шаймиев — потомок Чингизхана». Вот что пишет Ф.Сибагатуллин: «Я побывал в Израиле, изучал кибуцы… изучал историю в Ватикане, изучал историю басков, каталонцев, жизнь провинции Бордо во Франции и считаю, что баски, каталонцы, французы из Бордо — это потомки тюрков из армии Аттилы. Армия Аттилы была тюркской, это наши родственники». «Шаймиев очень похож на тибетского ламу. Есть в конце концов и теория реинкарнации».

12. Очернение всего, что связано с историей России и русского народа, создание псевдонаучных исторических мифов. Для РТ самая характерная фигура — Рафаэль Хакимов, долгое время бывший фактическим «идеологом суверенитета» при Шаймиеве, потом возглавлявший институт истории и литературы им. Ш. Марджани. Вот что он пишет: «Монархический принцип для России был настолько чужд, что после Петра на трон могли посадить не чингизида или рюриковича, а худородную немку — Екатерину II. Впрочем, и Михаил Романов по происхождению был не лучше, он из крещенных, так называемых романовских, худородных татар. Во время Смуты его вытащили из Ипатьевского монастыря (основанного татарским князем Четом — отцом Бориса Годунова) казаки, в то время плохо говорившие по-русски, и предложили вместо законного царя Владислава». Он также известен тем, что «отменил» татаро-монгольское иго и Куликовскую битву.

13. Всяческое сотрудничество с фондами и организациями иностранных государств, ведущих антироссийскую и русофобскую деятельность. В октябре 2009 г. без согласования с Москвой Казань  посетила госсекретарь США Хиллари Клинтон с целью изучения опыта «по укреплению толерантности».

14. Сотрудничество с радикальными и террористическими организациями — своими, или пришлыми — в частности с исламистскими. Рафаэль Хакимов в своё время организовал приезд Аслана Масхадова в Казань и его выступление перед госсоветом РТ. На митингах татарских националистов в Казани присутствуют украинские националисты и жовто-блакитный флаг. Лидер Всетатарского общественного центра (в начале 90-х практически проправительственная организация, сейчас — закрыта судом как радикальная) Фарит Закиев выступал 3 апреля на митинге в Турции, обёрнутый украинским флагом против спецоперации, не забыв поплакаться о тяжелом положении татарских общественных организаций.

15. В регионах с исламским населением добавляется и такой фактор, как мечетизация, халялизация и другие элементы общественной жизни по шариату, взаимодействие с остальным исламским миром в обход Москвы.

16. Борьба с русским языком, его вытеснение, замещение (татарским в РТ), запрещение. Ситуацию с языками в РТ в 2017-2018 гг. пришлось исправлять лично В.В. Путину, и полностью исправленной считать её нельзя до сих пор.

Основным полем реализации данных идей наряду с деятельностью политиков являются история и образование, упор на детей позволяет формировать будущее: «свои = бойцы», «русские = закомплексованное быдло».

В Республике Татарстан, конечно, за последние десятилетия происходила трансформация данных процессов. Если на рубеже 80-90-х годов все перечисленные тенденции имели катастрофический уровень опасности, то нынешняя элита неплохо встроилась в российские реалии и уже не эксплуатирует их. Однако, по сути, у власти в Татарстане находится всё та же команда «деревенских татар», в которой русские — исключение. И «в случае чего» — неизвестно как всё повернётся. Перечисленные тенденции никто не отменит, они в той или иной степени будут существовать всегда, к тому же кое-какие вещи уже дали свои плоды. Кадровую политику надо менять. Все угрозы искоренять, работая на опережение.

Главное же — формировать и последовательно внедрять государственную национальную идеологию, в которой русские ценности и идеи Русского Мира, сейчас это очевидно, должны занимать главенствующее положение.

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания», доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры