НА ДАЛЁКОЙ ОКРАИНЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

НА ДАЛЁКОЙ ОКРАИНЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Игорь Романов

22.04.2022 613

 

Источник: РУСЬ ДЕРЖАВНАЯ. №4.2022

 

 

 

 

 

Река мартовская среди широких белых льдин. На глубине течение тянет старые корчи, ветки. А вдоль галечных берегов – крепкий, массивный лед. Весенние утки у края льдины. В синем приморском небе над сопкой — гуси. Гортанно кричит гусь-вожак, зовет стаю на север. Куда-то далеко, может быть, на знаменитое арктическое плато Путорана. Об этом месте написано много легенд и правдивых историй, сняты фильмы… Но куда меньше известны сегодня наши приморские места, наше уникальное Борисовское плато, простирающееся вдоль границы России с Китаем до самого берега Тихого океана.

Река Суйфун, над которой сейчас летят гуси и утки, течет вдоль восточного края Борисовского плато – длинной цепи базальтовых плоскогорий. У подножий этих плоскогорий и в распадках глухая уссурийская тайга, а на продуваемых постоянными ветрами вершинах — открытое, заросшее травой и кустарником пространство. Сейчас в долине Суйфуна, среди Борисовских плоскогорий и на просторах южного Приморья чудесная весна. У реки кусты вербы понемногу раскрывают пушистые соцветия. Готовятся к Вербному воскресению. Вербное воскресение – Вход Господень в Иерусалим. Великое событие – Господь с божественным смирением входит в град, где вскоре будет предан крестным страданиям. И вновь и вновь совершается это событие. И вновь здесь на земле тихие вербы распускаются белыми пуховыми цветами, чтобы предстать пред Господом как пальмовые ветви в Иерусалиме. Как далеко от Святой Земли наша далекая окраина Святой Руси, наша земля дальнероссийская! Но ведь и здесь так живо чувствуется Божие благословение. Здесь радость Православия, принесенная на эти далекие просторы, на когда-то дикие берега реки Суйфун и склоны сопок Борисовского плато нашими родными предками, прославлявшими Бога своими христианскими молитвами и делами. Ныне весенняя природа нашего Приморья в своих чудесных красках и благоуханиях, в своем восторге пробуждающейся жизни славит Господа своей красотой, своим радостным стремлением к Нему, своим чистым дыханием. Всякое дыхание да хвалит Господа…

Приморская природа особая, своей чудесной жизнью, красотой и выдающимся многообразием она способна пробудить христианскую любовь в любой неокаменевшей человеческой душе.

…Из небольшого, заваленного сухим тростником шалаша-охотничей сидьбы видна пара крупных уток, важно выплывших на середину реки среди льдин. Это хохлатая чернеть в черно-белом оперении и с желтыми глуповатыми глазками. Утки встрепенулись, приподнялись над водой, расправляя крылья, после чего продолжили свой путь вверх по течению.

В протоке, укрытой высокими кустами, с шумом сели на талую воду яркие, пасхальных цветов, утки-мандаринки – постоянные обитательницы приморских рек и озер.

Рядом с шалашом, на берегу у проталины среди густых ивовых ветвей вспорхнул рябчик, усевшись на дереве поодаль от воды.

Какой-то рыжий зверь деловито что-то искал возле самой сидьбы, похоже намереваясь забраться в нее, но передумал. Этот симпатичный рыжий зверь – колонок с пушистым хвостом. Прошлой весной он также подходил к сидьбе, разглядывая и обнюхивая ее, по всей видимости, из присущего колонку любопытства.

Когда начинает светать, в ветках черемух просыпается небольшая красногрудая птица размером с воробья. Она сразу принимается тонко и красиво петь и посвистывать. Вероятно, у нее такое утреннее правило, так по-своему она прославляет Творца мира. Птичка тоже очень любознательная, прыгает по лежащей на берегу у шалаша лодке и пару раз даже залетала внутрь сидьбы.

На утренней зорьке, еще до восхода над синим горизонтом ярко-красного приморского солнца, всё кругом просыпается. Вся весенняя природа уже в предрассветных сумерках полна жизнью. И в этой жизни нет никакой праздности, безделия, лени или уныния. Природа ликует, прославляет Создателя, предвосхищая восход солнца, которое сотворил, как и всю Вселенную, Бог-Слово Своей Любовью.

Какие благодатные эти Божьи дни, благоухающие приморской весной! Время пробуждения. Время новой жизни…

Вспоминаются строки из прекрасного духовного стихотворения русского поэта Алексея Толстого:

 

Меня, во мраке и пыли

Досель влачившего оковы,

Любовью крылья вознесли

В отчизну пламени и слова.

 

И просветлел мой темный взор,

И стал мне видим мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.

 

И с горней выси я сошел,

Проникнут весь ее лучами

И на волнующийся дол

Взираю новыми очами.

 

И вещим сердцем понял я,

Что все, рожденное от Слова,

Лучи любви кругом лия,

К Нему вернуться жаждет снова.

 

И жизни каждая струя,

Любви покорная закону,

Стремится силой бытия

Неудержимо к Божью лону.

 

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало;

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало…

 

…Уже заканчивается Великий Пост – весна духовная. День за днем мир приближается к Светлому Христову Воскресению. Таят льды на реках и озерах. Солнце яркое, южное и уже горячее питает весенним теплом землю. От земли пахнет сухими травами, талой водой и самой приморской весной. В прозрачном тумане – сопки. Среди них у края уссурийской тайги – монастырь. Купола сияют в горячем весеннем солнце. Монастырь ближе к небу, он как будто начало неба, начало жизни небесной на земле. Обитель эта духовная создана в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сама Матерь Божия управляет монастырем в уссурийской тайге. И здесь на далекой таежной окраине земли Русской так хорошо и ясно чувствуется: Матерь Божия с нами. Она со всеми, кто любит Её Божественного Сына – так часто говорит в своих вдохновляющих проповедях наш приморский Владыка Вениамин, так чувствует каждое верующее христианское сердце.

Над всем миром и над нашей чудесной землей Русской Дальневосточной, над удивительным Борисовским плато и долиной реки Суйфун простирается Покров Пресвятой Богородицы. И вся весенняя природа живет Любовью Её Божественного Сына – Господа нашего Иисуса Христа.

 

Романов Игорь Анатольевич,

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»