СОЛНЦЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

СОЛНЦЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

К 780-летию Ледового побоища

Валерий Габрусенко

Русские герои

15.04.2022 145


18 апреля в России отмечается как День воинской славы. 780 лет назад,  5 апреля (ст. ст.) 1242 года,  произошло знаменитое Ледовое побоище: 20-летний новгородский князь Александр Ярославич, внук Всеволода Большое Гнездо, во главе своей дружины и ополченцев  разгромил войско рыцарей Ливонского ордена  (немцев) на льду Чудского озера близ Пскова. А почти за два года до этого, в июле 1240 года,  Александр разгромил шведское войско, высадившееся на берег Невы близ впадения в неё Ижоры с целью лишить Русь выхода к Балтийскому морю. За ту победу он в народе получил почётную приставку «Невский», оставшейся не отделимой от его имени до сего дня.

Князь Александр был действительно гениальным полководцем. Он умел быстро оценить сильные и слабые стороны противника, наилучшим образом расставить части своего войска и, в зависимости от условий боя, выбрать эффективную тактику, потому и не проиграл ни одного сражения. Об этом написано много, начиная со школьных учебников.

Интересно другое. Есть ли связь между двумя этими сражениями – одного со шведами, другого с немцами? Связь есть, и связь самая непосредственная. Оба они были эпизодами одного процесса под названием «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»), осуществляемого под идейно-политическим руководством Ватикана, который после раскола христианства на католичество и православие в 1054 г. фанатично преследовал цель окатоличивания или истребления «схизматиков» (православных) и который хорошо знал и умело использовал агрессивно-захватнические наклонности шведов и, особенно, немцев

Начало было положено первым крестовым походом шведов против финнов с целью захвата их земель и обращения в христианство, но крестоносцы несколько увлеклись и решили заодно прихватить земли новгородцев и обратить последних в католичество, однако в 1164 году получили от них впечатляющий удар. Через 13 лет для закрепления впечатления новгородцы в союзе с карелами переправились через Балтийское море, взяли штурмом крепость Сигтуна  (будущий Стокгольм) и разгромили её, после чего шведы на 50 лет успокоились.

В 1227 году они отправились во второй крестовый поход, но были жёстко остановлены новгородским князем Ярославом Всеволодовичем (сыном Всеволода Большое Гнездо) – будущим великим князем Киевским (с 1236 г.) и Владимирским (с 1238 г.), человеком решительным, энергичным, последовательным, настойчивым и, одновременно, гибким политиком, способным при необходимости находить компромиссы. Эти качества унаследовал и его сын Александр.

Параллельно с этим происходили события в Прибалтике. В 1237 году из остатков Ордена меченосцев и части Тевтонского ордена был сформирован Ливонский орден, который захватил земли чуди (будущих эстонцев; отсюда и название – Чудское озеро), ливов и латгалов (будущих латышей), крестил их, а заодно и поработил.

А на другом конце Руси происходили ещё одни события. В 1237 году началось опустошительное нашествие Батыя с тотальным разорением и истреблением населения Рязани, Коломны, Суздаля, Ростова, столицы Северо-Восточной Руси Владимира, десятков других городов и сотен деревень и сёл.

Ватикан быстро сообразил, что упускать счастливый случай нельзя, и призвал к очередному крестовому походу вначале шведов, потом  ливонцев. Те и вышли, как звери на ловца, на князя Александра: первые – к Неве, вторые – к Чудскому озеру. Результаты известны – Русь отстояла не только свои северо-западные границы, но и свою веру.

Советская историография, да и вообще советская политическая пропаганда внимание уделяла исключительно военным заслугам князя. На них был построен весь фильм С. Эйзенштейна «Александра Невский», а учреждённый в 1942 году орден Александра Невского был сугубо военным орденом и предназначался для награждения офицерского состава Красной Армии – от командиров взводов до командующих дивизиями – за личное мужество и отвагу и за умелое командование.

Между тем ещё в 1725 году Екатериной I был учреждён орден Святого Александра Невского – второй по значимости в Российской Империи после ордена Андрея Первозванного, просуществовавший до 1917 года, которым награждали высших деятелей – не только военных, но и государственных.

В чём разница? Разница в слове «Святой». При Иване Грозном на Московском соборе в 1547 году Александр Невский был канонизирован не за одни ратные подвиги. В чине благоверного он был прославлен за верность Вере и своему народу, благочестивую жизнь и дела милосердия, за укрепление Церкви.  (Не менее двух раз папские легаты предлагали принять католичество и перейти под покровительство папы, обещая взамен королевскую корону.)  Не общая территория и даже не общий язык, а общая Вера и общая Церковь в ту эпоху объединяли народ, что прекрасно понимал Александр. Православная вера была знаменем, под которым он бил шведов и немцев и под которым в 1380 г. русские вышли на Куликово поле, а в 1612-м освободили Москву.

Историческая роль князя неоценима – он сохранил не только единство веры на Руси, но и единство нации. Не будь Александра, Русь повторила бы печальную судьбу сербов, которых разная вера превратила в говорящих на одном языке, но ненавидящих друг друга сербов-православных, хорватов-католиков и боснийцев-мусульман.

В 1252 году, после гибели своего отца в ставке Великого хана (1250 г.) и бегства своего брата Андрея, необдуманно взбунтовавшегося против Батыя, Александр занял Владимирский престол. Будучи не по годам мудрым государственным деятелем, политиком и дипломатом, он ясно видел, что меньшее из двух зол – это Орда, которая при всех минусах давала, по крайней мере, один плюс: не трогала Веру. Другое зло – Ватикан и крестоносцы ни одного плюса не имели. Понимая, что сил для борьбы с татаро-монголами у раздробленной и разорённой Руси нет, он старался установить такие отношения с Золотой Ордой, которые исключали бы новые разорения и увод русских в плен. Он даже подавлял вспыхивающие народные волнения, чтобы не провоцировать Орду на новые погромы.

Эти обстоятельства давали повод многим злопыхателям-русофобам очернять образ князя, а в его лице очернять и Православие, и русскую историю, да и сам русский народ. Особенно они усердствовали в «демократические» 1990-е годы. Вспоминается, как в 1997 году в одной из самых русофобских газет того времени, «Известиях», была опубликована глумливая статья некого К. Кедрова (наст. фам. Бердичевский), в которой было в частности, написано:

«Странный парадокс истории. Принять корону [короля] от папы, как все европейские государи, Александр Невский считал для себя позором, а подползать под ярмо и принимать ярлык на княжение от свирепого ордынца позором не выглядело. Надо ли говорить, на сколько столетий назад оказались мы отброшены в результате добровольной  самоизоляции от католической Европы».

В  этой небольшой цитате – одновременно и ненависть к Православию,  и концентрированная ложь, рассчитанная на неосведомлённого читателя. Можно подумать, что папа, возложив на Александра королевскую корону, готов был бы собрать крестоносцев со всей Европы, чтобы помочь Руси сбросить ордынское иго и приобрести независимость. Можно подумать, что не ордынское иго разгромило и изолировало Русь, а сама она добровольно выбрала изоляцию от Европы. Можно, наконец, подумать, что изоляция эта выбрана только исходя из тупой приверженности русских Православию. Подобные ложь и подлог распространяли не одни «Известия».

В 1263 году великий князь поехал в столицу Золотой Орды город Сарай к новому хану Берке с тремя задачами. Первая – предотвратить очередное нашествие ордынцев, которое неизбежно должно было последовать после избиения сборщиков дани в ряде русских городов. Вторая – передать в руки русских князей сбор дани от откупщиков-бесерменов  (восточных купцов, бравших в Орде откупа на сбор дани и грабивших народ до нитки). Третья – освободить русских людей от принудительного набора в татаро-монгольскую армию.

Это была его последняя поездка. Все задачи князь Александр успешно решил, но на обратном пути заболел (возможно, был отравлен) и, не доезжая до Владимира, 14 ноября 1263 года в возрасте 42-х лет скончался в Городце, в Фёдоровском монастыре. Эта печальная весть быстро разнеслась по всей Северо-восточной Руси, и Владимирский митрополит Кирилл возвестил народу: «Чада, мои милые, знайте, что зашло солнце Русской Земли!»

Примечание автора. В 2010 году в РФ был восстановлен орден Александра Невского, внешне похожий на дореволюционный. Им награждают государственных служащих (в т. ч. военных) за особые  личные заслуги перед Отечеством в деле государственного строительства, многолетнюю добросовестную службу и высокие результаты. Слово «Святого» в названии ордена отсутствует.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств