ГРИГОРИЙ РАСПУТИН: О, КАКИЕ МЫ СЧАСТЛИВЫЕ РУССКИЕ ЛЮДИ!..

ГРИГОРИЙ РАСПУТИН: О, КАКИЕ МЫ СЧАСТЛИВЫЕ РУССКИЕ ЛЮДИ!..

Размышления под стенами Киево-Печерской Лавры

Михаил Андрушко

Иоанн Грозный и Григорий Распутин

Апографъ Александр С. Трифонов

30.12.2021 3073

Фото: Из интернет-источников

105 лет тому назад, 30 декабря 1916 года в столице империи, в старинном дворце на Мойке был убит чудотворец Григорий Распутин.

…В Киеве ещё многое дышит общей русской историей; всё ещё многое.

«Когда я шёл странничать в Киев, то уходил утром без обеда, это был мой устав», – вспоминал Григорий Ефимович годы своих паломничеств по святым местам. Отправляясь в Киев, он накладывал на себя особый пост – незримые вериги: уходил натощак и нищим.

Компьютер даёт расчёт для легкового автомобиля: «Тобольск – Киев 3155 км». За 37 часов можно доехать. А если пешком и босиком?..

«Я шёл по 40–50 верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни дождя…».

Сочен его язык – не спрашивал у бури – идти ли. Шёл и шёл. «…Так не один раз приходил в Киев из Тобольска, не переменял белья по полугоду и не налагал руки до тела – это вериги тайные, то есть это делал для опыта и испытания. Нередко шёл по три дня, вкушал только самую малость. В жаркие дни налагал на себя пост, не пил квасу, а работал с поденщиками (для заработка), как и они; работал и убегал на отдохновение на молитву. Когда коней пас – молился. Это отрада мне послужила за всё и про всё».

Побывал он и в Почаевской лавре.

Заметил ли кто, что секретарь, записывавший рассказ Распутина, ошибся, отнеся слова об Иове к Киеву (речь, несомненно, об Иове Почаевском): «И увидел Иова в пещерах Печерских, где его конурочка тесная-претесная и несёт ароматом благоухания». Тесная пещерка Иова, конечно, на Почаевской горе. Лаз в неё узок, но – дивное дело – в неё и очень тучный человек может проникнуть за исцелением по молитве, даже и страдающий клаустрофобией. И вода стекает из скалы, из следочка Богородицы. Он всё это видел и прочувствовал.

«Дивная Почаевская лавра. Что меня удивило? Во-первых, увидел я людей Божиих и возрадовался богомольцам очень… И вот я вступил в собор и обуял меня страх и трепет. И помянул суету земную. Дивные чудеса. Где Сама Матерь Божья ступила своим следом, там истекает источник сквозь каменную скалу вниз пещеры и там все берут воду с верой, и нельзя, чтоб не поверить. О, какие мы счастливые русские люди, и не ценим, и не знаем цены чудесам».

Убийство Распутина, что ясно теперь со всей очевидностью, сняло с предохранителя и запустило часовой механизм в бомбе революции. Двинулись стрелки, тик-так, тик-так, неотвратимо. Рвануло, как Распутин не раз и предрекал, вскоре после его убийства.

Если прибегнуть к шахматной терминологии, люди, которым внушили ненависть к Распутину, не в силах оказались решить простой шахматной задачки: «Мат России в три хода». Не умели просчитать, что вслед за февралём выстрелит октябрь 1917-го. А вслед за 17 июля 1918 вскроются как вены в ванне самоубийцы кровавые реки, и придёт конец многим из них лично.

Среди множества сведений о жизни Григория Ефимовича Распутина несомненными фактами являются: Распутин много раз молитвой спасал Цесаревича Алексея, когда профессора медицины оказывались бессильны; против Распутина системно велась клеветническая кампания, в которую был втянуто ближайшее окружение Царя; сектантом-раскольником он не был, он не был «хлыстом»; в заговоре убийц главным револьвером был револьвер британской разведслужбы Ми-6.

Изначально неочевидным фактом, но как теперь ясно, уже несомненным, является то, что люди, готовившие и убившие Распутина (покушений на его жизнь было несколько), как и другие, жаждавшие его смерти, мечтавшие о его удалении от престола, ликовавшие, получив известие о его смерти, не чтили Царя как Помазанника Божия, не чтили Наследника Алексея как будущего Помазанника. Если б чтили – с высоким уважением отнеслись бы к сибирскому страннику-чудотворцу, которого Царская Семья назвала своим Другом. Помазанник Божий, святорусский царь, водимый Промыслом Божиим, вправе выбирать себе в друзья кого угодно, это исключительно личное его право.

Мнение императора, высказанное в частной беседе по поводу Распутина, было таково. Николай Александрович говорил, по свидетельству мемуариста, совершенно спокойно и просто: «Действительно, слишком уж много и, по обыкновению, много лишнего говорят, как и о всяком, кто не из обычной среды принимается изредка нами. Это только простой русский человек, очень религиозный и верующий… Императрице он нравится своей искренностью; Она верит в его преданность и в силу его молитв за нашу Семью и Алексея… но ведь это наше совершенно частное дело… удивительно, как люди любят вмешиваться во все то, что их совсем не касается… кому он мешает?».

Действительно!

Диапазон на шкале «ненавистники Распутина» в религиозной среде был очень широк.

Сестра императрицы, вел. кн. Елизавета Фёдоровна (лично, кажется, вовсе не знавшая Распутина), отправила матери убийцы, княгине Юсуповой, телеграмму: «Все мои глубокие и горячие молитвы окружают вас всех за патриотический акт вашего дорогого сына. Да хранит вас Бог. Вернулась из Сарова и Дивеева, где провела в молитвах десять дней. Елизавета». Прпмц. Елизавета Фёдоровна приняла мученическую смерть через день, вслед за Царской Семьёй.

Епископ Енисейский и Красноярский Никон (Бессонов) в марте 1917-го нёс в массы: «В то время как наши герои проливали свою драгоценную кровь за отчизну, в то время как все мы страдали и работали во благо нашей родины, Ирод упивался вином, а Иродиада бесновалась со своими Распутиными…». Вскоре он добровольно снимет с себя монашество, а через год в Киеве, при гетмане Скоропадском, будет пописывать статейки, подписываясь «бывший епископ Никон – Микола Бессонов».

Ликование слышалось и в монархической прессе. Газета известного В.В. Шульгина «Киевлянин», которую читал Николай II, несла Юго-западному краю новости о жизни убийц Распутина: «МОСКВА, 23 декабря (/5 января). «Раннему утру» сообщают из Петрограда: У банкира Гензеля состоялся раут, на котором присутствовали многие представители высшей аристократии, а также и кн. Юсупов. По просьбе гостей, он исполнил несколько цыганских романсов. Публика наградила певца шумными овациями. (Соб. кор.)». В тот же день: «Русское слово» получило сведения, что сообщение, будто В.М. Пуришкевич исключен из «Русского собрания» за агитацию против Александро-Невской лавры и духовенства – ложно. (Соб. кор.)

Не все ликовали. Задокументировано. Солдаты в госпитале, узнав новость от светской дамы, угрюмо молчали. Один произнёс: «Да, только один мужик и дошёл до царя и того господа убили».

Царица Александра Фёдоровна, получив известие, «плакала горько и безутешно». Государь произнёс несколько раз: «Мне стыдно перед Россией, что руки моих родственников обагрены кровью этого мужика». Велико было горе царских детей. Когда в предсказанный Распутиным день после его смерти заболел царевич, а был до этого совершенно здоров, его «дядька» матрос Деревенько поднёс ему просфору: «Я в церкви молился за вас; и вы помолитесь святым, чтобы они помогли вам скорее выздороветь!» Наследник ответил: «Нет теперь больше святых!.. Был святой – Григорий Ефимович, но его убили. Теперь и лечат меня, и молятся, а пользы нет. А он, бывало, принесет мне яблоко, погладит меня по больному месту, и мне сразу становится легче».

Некоторые высказывания исторических лиц, приведённые выше, цитируются по замечательной книге Алексея Варламова «Григорий Распутин-Новый», выходившей в свет в серии ЖЗЛ. К сожалению, общий вывод, который делает автор, подводя итог своему огромному труду, представляется неточным, ошибочным. Автор, приводя слова Спасителя «…невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17: 1), относит их «в известной мере» к Григорию Распутину-Новому. То есть, возлагая на него вину за события, которые привели к революции. И, мол, «не приведи Бог, чтобы на каком-нибудь витке русской истории повторилось то, что завязалось в России столетие назад, и натянутый как тетива странник приблизился к царствующему граду».

Представляется, что более точным было бы вспомнить иные евангельские слова: «Кого из пророков не гнали отцы ваши?» (Деян. 7: 52). Из всего огромного массива сведений о жизни Г.Е. Распутина, порой противоречивых и даже взаимоисключающих, вытекает именно то, что России в самый острый момент истории Богом был послан проницательный человек – с пророческим даром и даром целительства, и его убили, как случалось, убивали своих пророков древние евреи. И не дано было дожить Наследнику до своего полного исцеления. А Верхотурский Николаевский монастырь, в котором для грядущих царских торжеств был выстроен грандиозный Собор Воздвижения Креста Господня, (уступающий в размерах только Храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору) так и остался в полной мере невостребованным, на территории которого в год 20-летия Наследника была организована колония для несовершеннолетних.

В тот же год Киево-Печерская Лавра была передана во владение раскольникам-обновленцам. Историческая Россия пропала, как и было предсказано юродивым старцем. Святая Русь ушла в невидимое, возможно, как многие верят, до часа своего неизбежного воскресения.

Михаил Андрушко, публицист, Киев