«ЦЕРКОВНЫЙ ТРАКТИРЧИК НА ТРОИХ НАСМЕШИТ ВЕСЬ ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР»

«ЦЕРКОВНЫЙ ТРАКТИРЧИК НА ТРОИХ НАСМЕШИТ ВЕСЬ ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР»

О попытке созыва «пентархии» по поводу создания Патриаршего экзархата Русской Церкви в Африке

Протодиакон Владимир ВасиликСохранить

05.02.2022 1062

Фото: Из личного архива автора

Митрополит Клинский Леонид заявил, что в инициированном Александрийским патриархом Феодором II совещании Предстоятелей пяти Церквей («пентархии») по поводу создания Патриаршего экзархата Русской Церкви в Африке могут принять участие только три греческих предстоятеля, что окончательно дискредитирует участников этого процесса. Об этом он написал в своем telegram-канале.

Патриарший Экзарх Африки сомневается, что Предстоятели Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов примут приглашение патриарха Варфоломея, если он попытается созвать совещание «пентархии».

«Я не могу, конечно, расписываться за Предстоятелей Антиохийской и Иерусалимской Церквей, но я не думаю, что эти два столпа Церкви будут принимать участие в этом «соборе». Я думаю, что максимум, чего могут добиться сегодняшние фигуранты этого процесса, – это трио: Эллада, Фанар и Александрия. Что окончательно и бесповоротно дискредитирует их в глазах вселенского Православия», – считает митрополит Леонид.

Ранее Александрийский патриарх Феодор направил письмо Константинопольскому патриарху Варфоломею с предложением собрать совещание Предстоятелей пяти самых авторитетных Православных Церквей по поводу создания Патриаршего экзархата Русской Православной Церкви в Африке.

Напомним, что «пентархия» представляет собой неформальный институт, состоящий из пяти древнейших Патриархатов: Константинопольского, Антиохийского, Александрийского, Иерусалимского и Русского. Изначально пятым членом пентархии была Римская кафедра, но после отпадения католиков в ересь её заместила Церковь Третьего Рима – Русская.

Инициированное Александрийским патриархатом совещание прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

В наше время институт «пентархии» не имеет абсолютно никакого назначения. Весомым элементом в «пентархии» в православном мире, начиная с 1590-го года, являлся Московский Патриархат, который как раз мыслился именно пятым элементом. Он восстанавливал конструкцию «пентархии», которая пошатнулась в связи с уходом в ересь церкви «ветхого» Рима.

Что же касается Элладской Церкви как элемента «пентархии», то начнём с того, что сама по себе Элладская Церковь является довольно новой. Она образована в 1830 году в связи с политическими процессами на Балканском острове, а именно – в связи с греческой революцией. Это, по сути дела, плод революции как таковой. И, соответственно, она как бывшая часть Константинопольского Патриархата элементом «пентархии» быть не может.

К тому же, современная Православная Церковь как таковая ушла от пентархической модели. Эта модель имела смысл в рамках Ромейской (Восточно-Римской или Византийской) империи. И она имела смысл при наличии императора, который осуществлял известный надзор над всеми Патриархатами, прежде всего – над Константинопольским Патриархатом. Но коль скоро императора нет, то, соответственно, Патриарх Константинопольский не может его заменить. Иначе мы рискуем низринуться в ересь папоцезаризма, в которую, к сожалению, всё более и более втягивается Константинопольский Патриархат.

Попытка создать чисто греческую «пентархию» означает – поставить за скобки славян, грузин, румын и так далее, а по сути дела – большую часть православного мира. Эта попытка обречена на погибель. В таком случае, создавая ансамбль чисто Греческих Церквей, Константинополь рискует впасть в ересь этнофилетизма, которую он сам некогда осудил в 1872 году на Соборе, посвященном восстановлению Болгарской автокефалии.

В своё время Константинополь бичевал болгар за церковный национализм. А сейчас Фанар сам являет тот же самый церковный национализм, стремясь навязать всему православному миру греческую диктатуру. И в этом Константинополь жестоко заблуждается. Он отстал лет на 1000, если не больше, когда греки ещё могли быть воспитателями для только входящих в христианскую жизнь болгар, русских, сербов.

С того времени прошло уже 1000 лет. Славянские, Грузинская и Румынская Церкви прошли огромный исторический путь духовного развития, путь возрастания святости. И ни в няньках, ни в дядьках уже не нуждаются. Они сами могут кого угодно выучить.

Если же Александрия и Константинополь хотят решать канонические вопросы по правде, то пусть собирается общеправославный собор, на котором будут поставлены все спорные вопросы. И вопрос т.н. ПЦУ, и вопрос об Африканском Экзархате. В духе трезвости и братской любви, а равно и духовной пользы просвещаемых народов, эти вопросы будут решаться. Но устраивать греческую лавочку, греческий базар, греческий междусобойчик – дело абсолютно бесперспективное и даже смешное.

Константинополь неоднократно показал, насколько он любит торговать церковной истиной. Как говорили Святые отцы, корчемствовать истиной – то есть, торговать ею, как в кабаке. А сейчас, если Фанар хочет открыть церковный трактирчик на троих – Константинополь, Александрия и Афины – то это только насмешит весь православный мир и опозорит Константинополь окончательно.