ПОЧЕМУ РАСТЁТ РЕЙТИНГ СТАЛИНА

ПОЧЕМУ РАСТЁТ РЕЙТИНГ СТАЛИНА

Об итогах первой послевоенной пятилетки

Валерий Габрусенко

Сталин

04.01.2022 254

Фото: Из личного архива автора

9 февраля 1946 г. кандидат в депутаты Верховного Совета, председатель Совета Министров (тогда ещё Совнаркома) СССР И.В. Сталин выступил перед своими избирателями. Состояла речь из двух частей – отчёта партии и правительства о проделанной за 8 лет работе (со времени прошлых выборов в Верховный Совет) и о планах работы на первую послевоенную пятилетку (1946–1950), четвёртую по счёту. В первой части он много места отвёл недавно закончившейся войне, анализу причин её возникновения и причин победы над фашистским блоком, мужеству и героизму советского народа. Вторая часть была короче:

«Теперь несколько слов насчёт планов работы коммунистической партии на ближайшее будущее. Как известно, эти планы изложены в новом пятилетнем плане, который должен быть утверждён в ближайшее время. Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система,  особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путём последовательного снижения цен на все товары и на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы. Я не сомневаюсь, что если окажем должную помощь нашим учёным, они сумеют не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны.

Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъём народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдет, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать».

Менее чем через месяц, 18 марта, на первой сессии вновь избранного Верховного Совета был принят «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР». План предусматривал не только восстановление разрушенной войной экономики, но и увеличение довоенного уровня национального дохода в 1,4 раза, промышленного производства на 48%, в том числе черной металлургии на 35%, электроэнергии – на 70%, добычи угля на 51 %, нефти — на 14 %.

План был перевыполнен по всем показателям: уже в 1948 году промышленное производство достигло довоенного уровня, а к концу пятилетки национальный доход вырос в 1,64 раза, выпуск промышленной продукции – на 73% по сравнению с 1940 годом. («Планы на более длительный период» были выполнены к 1960 году. На это ушло не три, а всего две «новые пятилетки» – таково было ускорение, приданное экономике в 1946 году).

Было восстановлено и построено более 6200 промышленных предприятий, восстановлены Днепрогэс, Сталинградский тракторный, Кировский в Ленинграде, южные металлургические заводы и все остальные довоенные гиганты. Построены турбинный завод в Калуге, станкостроительные заводы в Коломне и Рязани, свинцово-цинковый комбинат в Усть-Каменогорске и т.д., построены десятки электростанций, восстановлены сотни километров железных дорог, начато строительство крупнейших электростанций и оросительных каналов. Заводы по заранее свёрстанным планам переходили с выпуска военной продукции на гражданскую.

Лишь в сельском хозяйстве результаты оказались скромнее, причиной чего была засуха в 1946 году и последствия войны (убийство и увод в плен оккупантами миллионов сельских жителей, уничтожение и разграбление ими сотен колхозов и МТС, хищение и истребление миллионов голов лошадей и домашнего скота).

Но это не всё. Восстановлены или заново отстроены десятки разрушенных городов и сотни деревень, в городах и рабочих посёлках введены жилые дома общей площадью 88 млн кв. м, в деревнях – 113 млн кв. м, построено множество школ, больниц, детских садов, пионерских лагерей.

Но и это не всё. В 1947 году были отменены карточки (даже в Англии они оставались до 1951 года), и проведена исключительно грамотная денежная реформа, которая привела к долговременному укреплению курса рубля (она, правда, ударила по людям, хранившим крупные суммы «под подушкой»), и тогда же началось тщательно продуманное ежегодное снижение розничных цен на продукты питания и товары народного потребления. Снижения были тотальными, вплоть до клизм, деликатно отнесённых к резино-техническим изделиям санитарии и гигиены. В 1950 году была проведена ревальвация рубля: цена доллара снизилась с 5,3 до 4-х руб.

Жизненный уровень населения неуклонно рос, убытки же государство покрывало за счет роста налога с оборота, не повышая ставки налога, а налог рос пропорционально росту оборота, т.е. росту объёма торговли. Вклады населения в Сберкассу увеличились в 16 раз. За 5 лет рождаемость выросла с 20 до 26,7 чел. на 10 тыс. жителей, смертность снизилась соответственно с 15 до 9,7 чел., прирост населения составил 12,5 млн чел.

Как такового социального расслоения не было. Чётко срабатывал социалистический принцип: «от каждого – по способностям, каждому – по труду», и высокие зарплаты руководителей предприятий воспринимались как явление естественное, те более что зарплату им назначало государство, а не они сами себе. Крупные руководители, кроме зарплаты, имели дополнительные привилегии (закрытые распределители, дачи и пр.), но привилегии служебные, а не наследственные. Масштабы «коррупции» ограничивались коробками конфет или бутылками коньяка. За настоящую коррупцию надолго сажали в тюрьму или расстреливали, а потому коррупции практически не было.

Наконец, самое главное: народ верил власти и твёрдо знал, что завтра он будет жить лучше, чем сегодня.

Эти фантастические результаты, названные за рубежом экономическим чудом, были достигнуты, разумеется, не каторжной работой заключённых (которые давали всего 3% валового продукта), как твердят маньяки-антисталинисты, а в силу целого ряда причин. Здесь и энтузиазм народа, поддерживаемый грамотной агитационно-пропагандистской работой, включая произведения литературы и искусства, и развернувшееся воистину массовое рационализаторское движение, и эффективная деятельность учёных, и блистательная работа талантливых организаторов промышленности (как сейчас говорят, «эффективных менеджеров») – от начальников цехов до министров, и многое другое. Если объединить все причины, то это и будет та самая национальная идея, соединившая народ и власть в неразрывный сплав для решения общенациональной задачи, – восстановить страну, обеспечить её военную безопасность, экономическую и политическую независимость.

Всё это было сделано с опорой на собственные силы, если не считать репараций, полученных от Германии, Италии, Венгрии и Финляндии, и если не считать 4-х (по другим оценкам 5-ти) миллионов военнопленных, работавших в народном хозяйстве. Мало того, СССР оказал огромную материальную помощь странам Восточной Европы  – от Болгарии до Польши – в восстановлении экономики и в устранении угрозы послевоенного голода и эпидемий (об этом там предпочитают не вспоминать).

И что очень важно, страна обошлась без внешних долгов. Ещё в январе 1945 года нарком иностранных дел В.М. Молотов обратился к правительству США с просьбой о займе 6-ти млрд долл. сроком на 10 лет, но в апреле умер благожелательно относившийся к СССР Ф. Рузвельт, а новый президент Г. Трумэн обложил заём политическими условиями, на что советское правительство, конечно, не пошло. Дальновидно оно отказалось и от вступления в Международный валютный фонд и Всемирный банк, находившиеся под контролем США.

Единственным отступлением от пятилетнего плана было смещение акцентов с лёгкой промышленности на тяжёлую, но вина за это лежит не на Сталине и его правительстве. Вина – в холодной войне, начало которой положил 5 марта того же года бывший премьер Великобритании У.Черчилль в печально знаменитой Фултонской речи. Стало ясно, что о полном переходе на мирные рельсы мечтать ещё долго не придётся. Придётся укреплять обороноспособность страны, создавать передовые виды оружия – атомную бомбу, ракеты, реактивные самолёты и т. д.

Всё это было создано в годы Четвёртой пятилетки и всё это потребовало дополнительного напряжения народных сил, но результат был достигнут: холодная война не переросла в горячую (как известно, по плану «Троян» американцы намеревались 1 января 1950 г. сбросить на советские города 300 атомных и 20 тысяч обычных бомб, но у Советского Союза уже была атомная бомба, и когда аналитики подсчитали, что «Троян» может плохо кончиться для самой Америки, план отменили).

Таковыми были итоги первой послевоенной пятилетки. Сравнивать их с итогами последней современной «пятилетки» как-то даже неприлично. Что можно о ней сказать? Что продолжается разрушение экономики, что уничтожается бесплатное здравоохранение, что в искусстве царствует бесовщина, что продолжается обогащение «элиты» и обнищание народа, что усиливается зависимость от стран Запада, от Китая и даже от Турции, что русский народ вымирает, а число иноземцев растёт, что будущее России, даже ближайшее, покрыто мраком? Так стоит ли удивляться, что растёт рейтинг Сталина?

Впрочем, не будем о грустном. Лучше сядем у телевизора, посмотрим новости, послушаем политобозревателей, и настроение сразу поднимется.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств