КАРПАТОРОССЫ: «МЫ РЕШИТЕЛЬНО ПРОТИВ ПРИСОЕДИНЕНИЯ НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ К УКРАИНСКОЙ ССР»

КАРПАТОРОССЫ: «МЫ РЕШИТЕЛЬНО ПРОТИВ ПРИСОЕДИНЕНИЯ НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ К УКРАИНСКОЙ ССР»

Об одном забытом юбилее

Михаил Андрушко

Русинский вопрос

17.12.2021 868

Фото: Из сети Интернет

В нынешнем году совершенно незаметно для СМИ прошёл юбилей – 20-летие со дня прославления в лике святых схиархимандрита Алексия (Кабалюка) (1877-1947), апостола Карпатской Руси, почитаемого православным миром под именем Алексий Карпаторусский.

 

Памятная дата – хороший повод вспомнить не только о выдающемся исповеднике веры Христовой, но и о трагической судьбе карпатороссов – русин – этноса, которому властями «демократической» Украины запрещено таковым именоваться. Всё, что содержит в себе корень «рус», будь то малоросс, великоросс, карпаторосс – всё, что напоминает об исторической единой Руси, украинскими властями воспринимается как угроза своему существованию, угроза существованию их Анти-России.

Кстати будет вспомнить и о нашумевшей статье Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Путин, показав, что «современная Украина – целиком и полностью детище советской эпохи», замечает: «Отдельно скажу о судьбе Подкарпатской Руси, которая после распада Австро-Венгрии оказалась в Чехословакии. Значительную часть местных жителей составляли русины…». Дальнейшее высказывание Путина содержит явно отрицательную коннотацию факта обмана ожидания людей властями и говорит как об исторической несправедливости по отношению к братскому этносу: «Об этом сейчас мало вспоминают, но после освобождения Закарпатья советскими войсками съезд православного населения края высказался за включение Подкарпатской Руси в РСФСР или непосредственно в СССР – на правах отдельной Карпаторусской республики. Но это мнение людей проигнорировали. И летом 1945 года было объявлено – как писала газета «Правда» – об историческом акте воссоединения Закарпатской Украины «со своей издавней родиной – Украиной».

Закарпатская Русь была переименована в Закарпатскую Украину.

Именно схиархимандрит Алексий (Кабалюк) в 1944 году стал духовным вождём и инициатором проведения упомянутого Православного съезда в Мукачеве. Съезд состоялся 18 ноября 1944 года. На нём присутствовали видные представители карпаторусского духовенства, учёные и общественные деятели. Было принято обращение к маршалу Сталину с просьбой включить Карпатскую Русь в состав Советского Союза как самостоятельную Карпаторусскую Советскую Республику. Помимо этого большая группа священнослужителей, участников съезда, обратилась к Священному синоду Русской Православной Церкви с просьбой о переходе Мукачевско-Пряшевской епархии на канонических основаниях из Сербской православной церкви в состав Московской патриархии. В Москву была направлена делегация русинов, которую возглавил карпаторусский лингвист и общественный деятель Георгий Геровский, автор масштабного труда «Язык Подкарпатской Руси»…

Важно знать, что в X–XI веках территория Закарпатья входила в состав Руси. В дальнейшем, на протяжении XI–XIII веков венгерские короли поэтапно захватывали земли за засечной линией (государственной границей), передвигая её по Закарпатью к подножью гор. Но это потом. А о временах Владимира Мономаха наши потомки вспоминали: «Венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной». Великий государственный деятель умел умерять амбиции соседей.

Схиархимандрит Алексий (Кабалюк), обращаясь к Сталину, имел все основания говорить гиперболически о древней русскости жителей Закарпатья: «Наша русскость не моложе Карпат»! Главным посылом карпатороссов было: «Мы решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими (русинами) и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России».

Каждое слово обращения было наполнено жаждой правды и справедливости. Вот характерные выдержки из петиции, доставленной адресату телеграфом: «…Просим включить Закарпатскую Украину (Карпатская Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика. Желания и мечты наших предков были всегда те, чтобы наша область за Карпатами заселена русинами, т.е. Руси-сынами, возвратилась к своей матери великой Руси. Но наши поработители всегда тому препятствовали. Таким образом, мы целые столетия оставались в германо-венгерском рабстве… С названием «Украина», «украинский» наш народ был познакомлен только под чешским владычеством, после первой мировой войны и то интеллигенцией, пришедшей из Галичины… Когда в 1930-х годах Гитлер начал оккупировать Чехословакию, то он воззвал своих наёмников, галицких сепаратистов по всей Чехословакии и Германии и всех выслал на Карпатскую Русь с поручением провозгласить Карпатскую Русь – Карпатской Украиной и начать работу в пользу Германии, на ущерб всем славянам, а особенно Советскому Союзу…».

Отец Алексий приводит Сталину народное присловье: «У нас все знают, что «От Карпат до Владивостока и Кремля – всё русская земля»…». Авторы, перечисляя беды и унижения, перенесённые народом, пишут: «Все это наше карпаторусское население с великим терпением и болью сердца переносило, ожидая своего спасения именно от Москвы… наш народ никогда не разделял и не соглашался с идеологией галицких украинствующих. Наш народ русский, русин – Руси-сын. Наши матери не рождали нерусских сыновей. Наша русскость не вчерашняя, – наша русскость не моложе Карпат. Только тем и можно объяснить эту несказанную радость при встрече русской Красной армии… Чаша нашего терпения переполнена: довольно игрались нами наши недруги, бросая нас из рук в руки… Выражая великую радость и глубокою благодарность по поводу освобождения великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Сталину и Красной Армии, мы просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза».

Сталин решил иначе. Буквально на следующий день, 19 ноября, была проведена Конференция коммунистов Закарпатья. Главный посыл резолюции «Про возз’эднання Закарпатської України з Радянською Україною в складі Радянського Союзу» («О воссоединении Закарпатской Украины с Советской Украиной в составе Советского Союза»), адресованный Сталину: «Только Вы, Иосиф Виссарионович, только украинский и русский народы могут понять наши чувства и наши стремления… Верните нас в лоно нашей матери-родины – Украинской державы».

«Возвращение» стало новым актом трагедии карпатороссов. Вопрос о национальной принадлежности населения был решён административно-волевым путём: специальным указом было официально запрещено использовать название «русины», вследствие чего в паспортах карпатороссов в графе национальность появилась запись «украинец».

Карпаторосские учёные, общественные деятели бились за свою русскость до последней возможности. Один из них Алексей Геровский, брат лингвиста Георгия Геровского, 10 января 1947 года отправил из эмиграции Сталину письмо, буквально умолял: «Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Защитите её. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удерживающее в течение тысячи лет на юго-западных склонах Карпат, было стерто с лица земли в момент величайших побед русского оружия. Спасите русский край, которые русские ученые (профессор Ключевский) считает колыбелью русского народа. Русская история Вам этого никогда не забудет».

Не услышал. А мы и это будем помнить о Сталине.

Здесь нет смысла вникать в тайные и глубинные мотивы советской власти, пожелавшей укрепить украинство и умалить русскость в Советском Союзе. Но факт остаётся фактом, как сказал Путин, «современная Украина – целиком и полностью детище советской эпохи». Со всеми вытекающими последствиями.

Схиархимандрит Алексий, переживший множество бед, не пережил закрытия и разорения церквей и монастырей родной земли. Он отошёл в вечность 2 декабря 1947 года.

Похоронен в Свято-Николаевском монастыре села Иза, духовным центре Подкарпатской Руси. С этого села началось возрождение Православия в крае после длительного униатского владычества.

Мирское имя святого – Александр. Родился Александр Иванович Кабалюк 12 сентября 1877 в карпато-русской деревне, на территории Австро-Венгрии, в униатской, но русофильской семье; был послушником греко-католического монастыря. В 1905-1908 годы паломничал. Бывал в России – в Киеве, в Почаеве; побывал на Святой Земле и на Святой Горе Афон, в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре. Игумен монастыря Мисаил (Сопегин), побеседовав с паломником, искавшим истинной веры, присоединил его к Православной церкви.

В новом веке на Афоне преподобный Алексий (Кабалюк) почитается в сонме Святогорских святых. В России (ныне это Польша), в Яблочинском монастыре Кабалюк был пострижен в монашество с именем Алексий и рукоположен в иереи. Это тот самый мужской монастырь, который в своё время не принял Брестской (1596) унии и до раздела Польши претерпевал гонения от властей. В монастыре помнят, что в их стенах принял постриг св. Алексий (Кабалюк), апостол Карпатской Руси.

Русское Православие в Австро-Венгрии фактически было под запретом. Отец Алексий, окормляя православных русинов, множество раз подвергался арестам. За время его исповеднического подвига в православие перешло около 14 тысяч человек. Этот и позволяет именовать о. Алексия апостолом Карпатской Руси. Ему приходилось скрываться, а потом и эмигрировать – в Россию, затем в Америку, куда от гонений были вынуждены уехать 100 тысяч карпатороссов. Кабалюк вернулся из эмиграции добровольно – приехал на суд, который учинили власти над православными карпатороссами. Судили почти 200 человек. Отца Алексия суд приговорил на 4 года и 6 месяцев тюрьмы. За процессом следили в России. Когда приговор был оглашён, император Николай II даровал Алексию Кабалюку золотой напрестольный крест… После отбытия заключения, он продолжил свою подвижническую деятельность.

В известном смысле, исповеднический путь о. Алексия в наши дни повторяет протоиерей Димитрий Сидор, председатель Сойма подкарпатских русинов. Он пребывает под судебным преследованием киевских властей за «сепаратизм» с 2008 года. Процесс-фарс длился 4 года. Приговор – три года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года. Осужденному отказали в праве на законную апелляцию. Дело передано в ЕСПЧ в Страсбург. О подвижках в этом деле от европейцев ничего не слышно: не спешат рассматривать.

В 1999 году на братском кладбище Свято-Никольского монастыря в Изе были подняты нетленные мощи схиархимандрита Алексия. 21 октября 2001 года Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершил в Свято-Никольском монастыре Изы прославление его в лике святых.

Хочется верить, что трагический опыт карпатороссов будет учтён и в свой час о нём с благодарностью вспомнят, совершая великое дело воссоединения всех русских земель в единое государство.

Михаил Андрушко, публицист, Киев

Исповедник Алексий (Кабалюк)