ВОИНСТВОВАНИЕ ЗА ИСТИНУ – ТАЙНА СМИРЕНИЯ

ВОИНСТВОВАНИЕ ЗА ИСТИНУ – ТАЙНА СМИРЕНИЯ

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Протоиерей Александр Шаргунов

20.11.2021 440

Фото: Pravoslavie.ru

Церковь празднует торжество Небесных Сил бесплотных, и напоминает нам, что война, которая началась когда-то на небе между Архистратигом Божиим Михаилом и предателями Бога — сатаной и всеми его подлыми клевретами, — доныне идет на земле. Как сказала одна подвижница-монахиня, вся жизнь христианина — это рукопашная схватка с врагом: то он побеждает нас, то мы его. И Господь Сам участвует в этом сражении.

Так происходит в жизни каждого христианина, когда он ведет серьезную борьбу за заповедь Божию. Так бывает и в жизни любой христианской общины. В приходе, где вдруг начались разделение и ссоры, одному духовно просвещенному человеку во время молитвы было откровение: он видел сражение ангелов с бесами. Всей своей жизнью Церковь участвует в этой войне. Важно не только наше личное противостояние греху, но и видение того, что делается с нашими братьями и сестрами в Церкви и со всем человечеством.

Когда противостояние злым силам было подлинно глубоким, все было иным у нас на земле. И воздух, можно сказать, был иной, наполненный ангельской святостью. Но как случилось, что ветер вдруг переменился, и повеяло злосмрадием по всей планете и у нас в России? Откуда такое расцерковление людей и утрата всех ориентиров? Разве это не напоминание нам, что война, которая происходит между Господом и верными Ему разумными существами против темных сил, простирается на судьбы всего человечества? И тонкое различение духов для того, кто всю жизнь свою посвящает молитве, не может разниться ни в чем от внимательного рассмотрения событий, решающих судьбы мира. Жизнь созерцательная и жизнь деятельная, по учению святых отцов, должна быть исполнена любви, исходить из одного и того же источника молитвы и участвовать в этом великом сражении.

Сегодня среди атмосферы мрака и безнадежности, среди разрушения всех основ Господь утешает нас, напоминая, что сатане уже нанесен смертельный удар, и он сокрушен. Крестом Своим и Воскресением Христос совершил это на веки вечные, но окончательная победа, торжество добра откладывается, пока не войдет в нее полное число тех, кто засвидетельствует своей жизнью, что им дороже всего на свете Христос и правда Его.

Господь открывает самую главную тайну духовной жизни, в ней — смысл того, за что мы должны сражаться. Он говорит о смирении и о гордости. Гордостью пал денница, глава всех ангелов, который был светел, как молния, и стал мрачен, как преисподняя, когда все светлые дары, которые Господь ему даровал, он присвоил себе. А смирением прославляются все ангелы Божии и Архистратиг Божий Михаил, который словами «кто, как Бог» в решающий час исповедал свою верность Богу — с изумлением перед тайной Его любви, Его чистоты, Его правды. Своим безмерным смирением ангелы обретают силу и мудрость, чистоту и крепость Самого Господа. И мы в особенной степени, потому что плоти и крови нашей смиренно приобщился Господь.

Христос говорит, чтобы мы не присваивали себе Его победу, к которой Он шел от Своего Воплощения до Голгофы, до Воскресения, и далее через всю человеческую историю. И помнили, что самое главное в нашей жизни не то, что мы сделали для Господа, а что Господь сделал и делает для нас. Этому мы можем приобщиться только через тайну смирения. Не те победы, которые мы можем одолевать с помощью Божией, имеют самое главное значение в нашей жизни, а то, что имена наши написаны на небесах.

В своем победоносном шествии Господь одновременно ведет нас от поражения к поражению. Мы видим это на примерах нашей истории: отпадение западной Церкви от Православия, бесконечные разделения и расколы внутри самой Православной Церкви, нашествие Магомета, этой «звезды Полынь», как говорят отцы Церкви, революция 1917 года в России, страшная война против Церкви, сегодняшняя вакханалия магии и содомии во всем мире, и как следствие этого — губительная пандемия, охватывающая человечество. Все это Господь попускает за наши грехи. Но одновременно через это научает нас тайне смирения. И в личной нашей жизни посылает скорби, чтобы мы приобщались через них самому главному — Его смирению. А научившись этому, получили от Бога полноту всех Его даров.

Господь предупреждает нас, обращаясь особенно к христианам последних времен, что сатана, который всегда хочет явиться ангелом света, будет проповедовать лжесмирение — даже в самой Церкви. Когда говорят, чтобы мы закрывали глаза и не обращали внимания на сатанинское зло, губящее миллионы душ, за которые Христос пролил Свою Кровь, — это то смирение, которое паче гордыни, та ложь вражия, то равнодушие, которое ужаснее всех других духовных бед для Церкви, для всякого христианина. Воинствование за истину, которому научают нас небесные ангелы, в соединении с Божественным смирением, должно быть определяющей чертой каждого из нас. Одно неотделимо от другого.

Смирение — это всегда полнота правды Божией. И во всяком грехе печатью и сутью его является гордость. Точно так же как нет ни одной добродетели — без Божественного Христова смирения.

Только воинствуя вместе со святыми ангелами за правду, которую Христос открывает нам в Евангелии, за любовь, которой Он нас утешает во время Божественной литургии, можем мы по-настоящему принимать участие в этом небесном торжестве.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей