13.10.2021: ПОБЕДА – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ФЛАГ НАД РЕЙСТАГОМ!

ПОБЕДА – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ФЛАГ НАД РЕЙСТАГОМ!
В годовщину Нюрнбергского трибунала самое время вспомнить, что правду надо отстаивать и защищать


Все дальше в прошлое уходят трагические события Второй мировой и Великой Отечественной войны. Парадоксально, но это сопровождается нарастающей активизацией попыток дезинформаторов исказить исторические реалии того времени.

Касается это и первого в истории Международного военного трибунала, проходившего с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 г. во Дворце юстиции Нюрнберга. Характеризуя особенности Нюрнбергского процесса, главный обвинитель от СССР, генеральный прокурор УССР Р.А. Руденко подчеркнул, сказав: «Это первый случай, когда перед судом предстали преступники, завладевшие целым государством и сделавшие само государство орудием своих чудовищных преступлений». Аналогичный процесс по осуществлению правосудия над военными преступниками Второй мировой войны – Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийской процесс) проходил с 3 мая 1946 по 12 ноября 1948 г. в столице Японии.
Ныне, в канун 75-й годовщины завершения уникального Международного трибунала и вынесенного приговора гитлеровским военным преступникам, развязавшим при пособничестве англосаксов бойню – Вторую мировую войну, на Западе о Нюрнбергском процессе предпочитают особо не вспоминать, как и о решающем вкладе Советского Союза в разгром германского фашизма. О том, что наша страна фактически самостоятельно, неся тяжелейшие потери, с 22 июня 1941 и до открытия союзниками 6 июня 1944 г. в Нормандии второго фронта, т.е. только тогда, когда поражение Германии стало очевидным. А как оценить факт открытия 2 мая 1995 г. в Лондоне, в канун 50-летия Победы над Германией, памятника «В честь победителей Второй мировой» с сидящими на скамейке лидерами США и Англии? И как понимать заказчиков и автора скульптуры, который кощунственно не предоставил на ней места главному победителю над фашистской Германией – советскому лидер И.В. Сталину?
Впервые идея проведения международного судебного процесса над нацистскими преступниками нашла отражение в опубликованном еще 14 октября 1941 г. Заявлении, где говорилось: «Советское правительство считает необходимым безотлагательное предание суду специального международного трибунала и наказания по всей строгости уголовного закона любого из главарей фашистской Германии, оказавшихся уже в процессе войны в руках властей государств, борющихся против гитлеровской Германии».
Требование о создании Международного военного трибунала содержалось и в заявлении Советского правительства от 14 октября 1942 г. «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их пособников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы». Вопрос о наказании после войны Гитлера и его приспешников обсуждался странами Антигитлеровской коалиции с 1942 года. 1 ноября 1943 г. в протокол Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании также была включена «Декларация об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства», опубликованная в газете «Правда» за подписями Рузвельта, Сталина и Черчилля.
Однако точки зрения лидеров стран – союзников по Антигитлеровской коалиции на форму привлечения к ответственности и осуществления наказания за совершенные злодеяния главарей Третьего рейха не во всем совпадали. Так, во время Крымской конференции (4–11 февраля 1945 г.) руководителей трех союзных держав премьер-министр Великобритании У. Черчилль (прекрасно знавший о роли «Британского рейха» в подготовке Германии к развязыванию Второй мировой войны и нападению на Советский Союз) считал, «что лучше всего было бы расстрелять главных преступников, как только они будут пойманы» и что, по его мнению, «суд над главными преступниками должен быть политическим, а не юридическим актом». Президент США Ф.Д. Рузвельт также заявлял, что «процедура не должна быть максимально юридической». Однако руководитель Советского Союза И.В. Сталин вновь подтвердил свою принципиальную точку зрения: «…перед расстрелом главные преступники должны быть судимы!».
Упрощенный подход лидеров двух союзных держав, настаивавших на внесудебной расправе с главарями Третьего рейха, был отвергнут. Восторжествовала точка зрения советского лидера, которая и легла в основу окончательного Соглашения о создании Международного военного трибунала и его устава, разработанные полномочными представителями союзников в ходе Лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. Принципы деятельности этого органа были утверждены Генеральной Ассамблеей ООН как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа 1945 г. был опубликован список главных военных преступников – 24 нацистских политика, военных и идеологов фашизма. В списке не было Гитлера, Гиммлера и Геббельса в связи с установлением фактов их смерти.
Но вернемся к Нюрнбергскому трибуналу. Как уже было сказано, требование о создании Международного военного трибунала содержалось и в заявлении Советского правительства от 14 октября 1942 г. «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их пособников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы». То есть ставился вопрос о наказании после войны и пособников злодеяний гитлеровских захватчиков. А это значит, что к ответственности должны быть привлечены не только немцы – руководители Третьего рейха, но и их союзники, принявшие участие в нападении на Советский Союз, а именно: Румыния, Финляндия, Италия, Венгрия и Словакия. Отмечу, что самые большие группировки войск союзников фашисты задействовали на южном направлении (360,1 тысячи румынских) и на северном направлении (340,6 тысячи финских). На других участках использовались итальянские, венгерские и словацкие контингенты. То есть 42 дивизии, почти миллион личного состава, семь тысяч артиллерийских орудий, 400 танков и около тысячи самолетов. Во многом это предопределило потери РККА в начальный период отражения агрессии. Но речь не о ходе сражений, а о виновности и ответственности оккупантов за совершенные злодеяния в годы войны, в том числе в отношении гражданского населения. То, что творили румынские садисты на землях Новороссии, в Приднестровье, Одессе, Крыму и под Сталинградом, удивляло даже гитлеровцев. Как и румынам, Гитлер обещал отдать венграм часть захваченной советской территории, которую его союзники стремились полностью очистить от славян: на них обрушились невиданные репрессии, их расстреливали, вешали, пытали, сжигали живьем, угоняли в рабство. Показательно, что свидетельства безжалостных расправ с мирными жителями захваченных городов и сел настолько возмутили советских солдат, что венгров в ходе боев перестали брать в плен. Не отставали от венгров с румынами и финны, а также головорезы 22 «национальных дивизий СС» — представлявшие практически все страны Европы, добровольно вступившие в части СС, чтобы сражаться с русскими. Показательно, что датчан, норвежцев и даже французов было пленено на Восточном фронте даже больше, чем участвовало в сопротивлении нацистам на их родине.
Возникает вопрос: понесли ли заслуженное наказание руководители государств, участвовавших во Второй мировой войне на стороне Третьего рейха? Не все.
Судьба лидера итальянских фашистов Бенито Муссолини известна. Он был пойман при попытке бегства в Швейцарию и расстрелян итальянскими партизанами (как и предлагал поступать У. Черчилль, т.е. без суда и следствия). Не оказалось в списках военных преступников и финского главнокомандующего Маннергейма. Также избежал судебного преследования венгерский диктатор адмирал Хорти (зачлось его нежелание быть соучастником Гитлера «по окончательному решению еврейского вопроса»). Однако сменивший его в конце войны и безжалостно истреблявший венгерских евреев лидер нацистов Ференц Салаши был задержан в Австрии, передан венгерским властям, приговорен военным трибуналом к смертной казни и в марте 1946 г. был повешен.
Специфична роль Румынии и судеб ее руководителей в Первой и Второй мировых войнах. Будет справедливо отметить, что военно-дипломатическая политика руководителей этой страны не страдала предсказуемостью. Ибо во время каждой мировой войны Румыния «умудрилась» дважды менять сторону. Кстати, и после завершения холодной войны она также «словчила» – воспользовалась разрушением Горбачевым Варшавского договора и «перебежала» в блок НАТО в надежде превратить Бессарабию, Северную Буковину и Приднестровье в плацдарм для нового похода на Восток. Видимо, уроки истории не пошли впрок, и в извилинах бухарестской власти вновь возродились бредовые идеи «Великой Румынии». Следовательно, надо вновь и вновь напоминать румынским реваншистам, как в далеком уже 1944 г. 20 августа началась Ясско-Кишиневская наступательная операция по разгрому группировки немецких и румынских войск. Уже 23 августа Красная армия настолько стремительно приближалась к Бухаресту, что в сложившейся обстановке король Михай I был вынужден, заручившись доведенной до него поддержкой советского командования и оппозиционных сил, в том числе и компартии Румынии, решиться на арест маршала Антонеску. Да, арест был осуществлен непосредственно королевской охраной по личному приказу короля, однако подготовка отстранения Антонеску от власти заблаговременно велась органами ВКР СМЕРШ по плану чекистско-войсковой операции «Приятели». В результате и была достигнута главная цель – свержение фашистской диктатуры и переход Румынии из лагеря союзников Германии в Антигитлеровскую коалицию. Так что всю подготовительную работу по решению этой сложнейшей задачи осуществили сотрудники Управления военной контрразведки Смерш 3-го Украинского фронта под руководством генерал-лейтенанта П. Ивашутина. 1 сентября арестованные были доставлены в Москву для расследования их преступной деятельности. В апреле 1946 г. СССР передал материалы уголовных дел и арестованных специально созданному Бухарестскому Народному трибуналу, который проходил с 6 по 18 мая 1946 года. В Обвинительном Акте были зафиксированы чудовищные факты развязанного румынами жесточайшего террора, создания 35 концентрационных лагерей смерти, изощренных пыток в застенках «Сигуранцы», безжалостных расправ с тысячами заложников, военнопленных, коммунистов, славян и евреев. После взрыва 22 октября 1941 г. штаба румынских войск в оккупированной Одессе были расстреляны 25 тысяч заложников – жителей города. За годы оккупации румыны уничтожили более 300 тысяч евреев и цыган. Это был целенаправленный геноцид местного, в том числе славянского населения Приднестровья, Одессы, Крыма и Новороссии с целью создания очищенной от «инородцев» территории «Великой Румынии». За совершенные преступления 17 мая 1946 г. Бухарестским Народным трибуналом Иону Антонеску и 12 подсудимым были вынесены и приведены в исполнение смертные приговоры.
Трибунал также установил, что преступления диктатуры Антонеску были направлены и против народа Румынии. Доказана виновность режима в трагическом для страны развитии событий 1941–1944 годов. Потери ее армии за годы войны составили 624 тысячи солдат и офицеров. Безусловно, переход и участие Румынии в боях на стороне Антигитлеровской коалиции в некоторой степени ослабили военный потенциал Германии, что позволило сохранить жизнь десятков тысяч воинов РККА. Именно в этом свете оправданно решение И.В. Сталина о награждении короля Румынии Михая I, единственного из зарубежных государственных деятелей, высшим советским военным орденом «Победа».
Нюренбергский трибунал – первый в истории международный судебный процесс, признавший агрессию тягчайшим уголовным деянием. Им принято решение о признании преступными руководящего состава НСДАП, имперского правительства, верховного командования и генерального штаба вермахта, СА, СС, СД и гестапо. Осуждены государственные преступники, виновные в подготовке и ведении агрессивных войн. Справедливая кара постигла организаторов и исполнителей преступных планов истребления миллионов людей и покорения целых народов. Пошло ли это в назидание правительствам и главам современных стран? Учитывается ли этот суровый урок в практике межгосударственных отношений? К сожалению, дать положительный ответ не представляется возможным. Войны в Корее, Вьетнаме, других странах еще до гибели, а особенно после геополитической катастрофы и поражения в холодной войне СССР не позволяют это сделать. Более того, агрессия НАТО в Югославии, США в Ираке и Афганистане, свержение Каддафи в Ливии и другие примеры позволяют сделать однозначный вывод: существующие механизмы недопущения и пресечения агрессии, как и привлечения виновных в преступлениях против человечества не просто не срабатывают, а в ряде случаев цинично игнорируются.
Однако надо отметить, что попытки обратить внимание на существующие проблемы конца XX – начала XXI века предпринимались, пусть и не на государственном уровне. Так, по инициативе Приднестровья в Москве 28–29 июня 1993 г. состоялся Международный общественный трибунал (информация есть в Интернете). На нем были заслушаны заявления свидетелей и мнения экспертов как от общественных организаций, так и от государственных структур. После ознакомления с вещественными доказательствами и предоставленными материалами трибунал пришел к выводу: на берегах Днестра имела место агрессия Кишинева с целью ликвидации созданной в 1990 г. Приднестровской республики. В ходе вооруженного конфликта в марте – июле 1992 г. руководством и вооруженными формированиями РМ были совершены грубые и серьезные нарушения Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г., равно как и других международно-правовых актов, содержащих гуманитарные нормы международного права.
Международный общественный трибунал подчеркнул, что ответственность за это несут не только те, кто совершал конкретные преступления, но и те, кто отдавал приказы. Особо было отмечено, что в соответствии с Конвенцией от 26 ноября 1968 г. нет срока давности за эти преступления.

О.А. ГУДЫМО,
член президиума
Центрального Совета РУСО