«ОН ПО-ТОРГАШЕСКИ ПРЕДАЕТ ПРАВОСЛАВИЕ»

«ОН ПО-ТОРГАШЕСКИ ПРЕДАЕТ ПРАВОСЛАВИЕ»

Высказывание Патриарха Феодора о том, что православные и англикане – церкви-сестры, относится к области информационного цинизма

Протодиакон Владимир Василик

11.10.2021 953

Фото: из личного архива автора

Александрийский Патриарх Феодор на встрече с главой Англиканской церкви архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби заявил, что православные и англикане – это Церкви-сестры, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на издание «Вима Ортодоксия».

Во время встречи с Джастином Уэлби в Патриаршем викариатстве в Каире глава Александрийской Церкви патриарх Феодор отметил, что «разделение церквей и народов – это роскошь».

 

«Поэтому из второй резиденции Александрийского Патриархата, в Каире, мы вместе с архиепископом (Джастином Уэлби, – Ред.) проповедуем примирение народов», – сказал патриарх Феодор.

Он напомнил, что «патриархи Фотий, Мелетий, Парфений приезжали в Англию на совместные конференции с Англиканской церковью», и подчеркнул, что «мы, англикане и православные боремся, как церкви-сестры («Αγγλικανοί και Ορθόδοξοι αγωνιζόμαστε ως αδελφές Εκκλησίες», – Ред.), за преодоление страданий африканского народа».

В свою очередь, глава англикан выразил радость по поводу приема в Александрийском патриархате и пожелал, «чтобы дружба между нашими церквями развивалась и дальше, а любовь становилась все более и более истинной».

Стоит отметить, что профанариотское издание «Ортодокс Таймс», цитируя патриарха Феодора, опустило его слова о Церквях-сестрах, написав: «Англикане и православные борются как Церкви («Anglicansand Orthodoxarefightingas Churches», – Ред.), чтобы преодолеть страдания африканского народа».

Ранее СПЖ писал, что англиканские епископы извинились за критику ЛГБТ-сообществ, а в Канаде англиканскаяепископесса обвенчала англиканского епископа-гея с его партнером.

Кроме того, Англиканская церковь пообещала разработать церемонию смены имени для трансгендеров, а архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби считает, что в свете движения «Black Lives Matter» англиканская церковь «должна пересмотреть способ изображения Иисуса на статуях и иконах».

Как православным относиться к словам Патриарха Феодора? И каковы будут последствия его заявления? На эти вопросы отвечаетв телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

Как известно, Патриарх Феодор поддержал раскол мирового Православия, признав неканоническую и разбойническую структуру – т.н. ПЦУ. И, как говорится, «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Когда православные иерархи, забыв про своих единоверцев, пытаются их соблазнить и бросаются в объятия к инославным и совершают по поводу Церквей безответственные заявления, то совершенно забывают и об экклесиологии, и о догматике, и об истории.

Во-первых, учение Англиканской церкви неоднородно. Наряду со здравыми элементами, содержащимися в учении так называемой «высокой церкви», там есть неизжитые латинские ереси, в том числе и понятие filioque в Символе веры, там есть догматы, которые не вписываются ни в какие православные каноны, ни в какую православную догматику. Наличие женского священства среди англикан вообще ставит бессмысленным какой-либо вопрос о том, что это церковь и тем более церковь святая. Любому семинаристу, прошедшему курс так называемого сравнительного богословия, это ясно. И если это не ясно Патриарху, то он либо некомпетентен и не знает, о чем говорит, и поэтому недостоин занимать свой пост, либо он сознательно говорит ложь, что опять-таки не приличествует Патриарху, и он опять-таки недостоин своего патриаршего сана.

Что касается последствий, то подобными высказываниями, к сожалению, пестрит церковная дипломатия, и последствия могут быть серьезными и долговременными, а могут быть никакими, если благодать Божия покроет это безобразие. Но учитывая темп событий, учитывая то, что митрополит Иларион возвестил о том, что будет встреча Святейшего Патриарха Кирилла с папой Франциском (к счастью, как я понимаю, эта информация не получила полного подтверждения), из этого явствует, что известным силам не терпится развалить мировое Православие.

Что же касается непозволительной роскоши в разделении Церквей, то, естественно, можно только скорбеть, можно жалеть, но надо считаться с фактами. Во-первых, Христос не обещал нам единства и мира на земле, но разделение. Он не обещал нам единства всего человечества: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34).Во-вторых, единство возможно только в истине и в любви, а если нет ни того, ни другого, а есть только безответственные манипуляции и тем, и другим, то, значит, единства нет, создание его – иллюзия, подобная худшему разделению и предательству Христа.

Да, к сожалению, путь Вселенской Церкви всегда был чреват расколами. Ну и что – мы будем скорбеть, что в свое время мы размежевались с иудеями? Что в свое время мы размежевались с гностиками, которые учили в действительности глубинам сатанинским? Что мы размежевались с арианами, которые проповедовали, что Логос, второе лицо Святой Троицы, является тварью? Что мы размежевались с несторианами, которые учили, что вообще есть два Христа – один Логос, а другой – человек Иисус, который боролся с грехом? И прочее и прочее. Что, мы об этом будем скорбеть? Или, может быть, мы будем скорбеть о том, что мы не едины с кришнаитами, или с буддистами, или еще с кем-нибудь? Истина одна, но, к сожалению, не все это постигают и понимают. Поэтому данное высказывание Патриарха Феодора относится к области информационного цинизма. Преемник великих Александрийских Патриархов, святителя Афанасия и Кирилла Александрийских, так по-торгашески предает Православие. В титуле Патриарха Александрийского есть наименование «тринадцатый апостол». Боюсь, что он действительно таковым является. Только в народном создании тринадцатый апостол – это Иуда. Дай Бог ему избежать иудина жребия и обратиться к Православию.