НАШ ДОЛГ НАЗВАТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЕ СВОИМ ИМЕНЕМ, А НЕ ПСЕВДОНИМОМ

НАШ ДОЛГ НАЗВАТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЕ СВОИМ ИМЕНЕМ, А НЕ ПСЕВДОНИМОМ

Восемнадцать лет назад суд оправдал алтарников храма святителя Николая в Пыжах, остановивших богохульную выставку «Осторожно — религия!»

Протоиерей Александр Шаргунов

11.08.2021 429

Фото: Из личного архива автора

11 августа почитается многими православными верующими как день рождения святителя Николая Чудотворца. Все ли помнят, какой в этот день восемнадцать лет назад получила наша Церковь подарок от великого защитника благочестия и святынь? Замоскворецкий суд, у здания которого собрались тысячи православных верующих, оправдал алтарников храма святителя Николая в Пыжах, остановивших богохульную выставку «Осторожно — религия!»

В центре им. Сахарова врагами Православия и России было устроено надругательство над православными святынями. Для хулы использовались изображение лика Христа на фоне логотипа «Кока-кола» и надписи на английском языке This is my blood («Это кровь моя»); водочные бутылки с надетыми на них луковицами, символизирующими купола; экспонат под названием «Не сотвори себе кумира», имитирующий оклад православной иконы, с прорезью на месте лика (каждый мог вставить свое лицо в отверстие и сфотографироваться). Имелась там и распятая на кресте кукла обнаженной женщины с иконой на животе.

Узнав об этом кощунстве, алтарники нашего храма пошли на выставку и уничтожили ряд экспонатов, облив их красками. Вскоре по вызову сотрудницы музея прибыла милиция и задержала их.

Против некоторых участников этой акции прокуратура возбудила уголовное дело по статье о хулиганстве. Но Замоскворецкий суд столицы не нашел в действиях алтарников состава преступления. Наоборот, виновными были признаны устроители выставки. Заступничеством святителя Николая правда восторжествовала.

Но разве эта кощунственная выставка была случайным эпизодом в том, что происходит сегодня в нашем мире и стране?

В последние годы мы стали свидетелями множества нападок на Православие со стороны сил, которые опасаются возрастания его нравственного авторитета как фундамента Российской государственности. Наиболее яркие примеры: демонстрация по НТВ фильма «Последнее искушение Христа», разрубание православных икон в Центральном выставочном зале в Манеже (1998 год), публичное пародийное распятие напротив храма Христа Спасителя (2000 год), выставка «Осторожно, религия» (январь 2003 года), кощунственный балет «Благовещение» в Государственном академическом Малом театре (2003 г.), плясание на амвоне кощунниц в Храме Христа Спасителя (2012 г). Список можно продолжить, и конца ему нет. И, очевидно, не будет конца, пока не наступит конец мира, когда Христос убьет главного кощунника дыханием уст Своих.

Преступная провокация в центре им. Сахарова была организована после небывалого в истории человечества гонения на Церковь, которое запечатлелось осквернением святынь, массовыми расстрелами епископов, священников, простых верующих. Это произошло после недавней торжественной канонизации сонма новых мучеников и исповедников Российских в восстановленном храме Христа Спасителя. Нет, наверное, семьи, которой так или иначе не коснулись бы репрессии.

Когда я сказал об этом бравшему у меня интервью корреспонденту «New York Times», он заметил: «Да, но разве Церковь у вас не свободна сейчас? Что может значить для нее какая-то выставка?» Я ответил ему, что Церковь была несравненно более свободна накануне революции, когда святитель Феофан Затворник написал: «Где-то в печати появилась хула на Господа и Божию Матерь. Это значит — жди, Россия, великих бед, и реки крови прольются. Потому что Бог поругаем не бывает». Мы видели, как это все скоро исполнилось.

Сейчас действительно открываются новые храмы и монастыри, но одновременно в обществе идет беспрецедентная война против того, что проповедует Церковь, против заповедей Божиих. В течение уже многих лет совершается искажение, удушение, рассечение сознания человека, подавляются критерии добра и зла, которые служили нравственным ориентиром для предшествующих поколений.

Чтобы не быть заподозренным в предвзятости, я сослался в этом интервью на цикл передач известного американского публициста Давида Саттера на радио «Свобода», где он дает подробную картину того, что представляет собой криминальный олигархический капитализм в России и как совершается нравственный и физический геноцид народа, который, как он говорит, становится необратимым. Я хотел бы подчеркнуть: именно в такое время, когда все отнято у народа, посягают устроители кощунств в центре Сахарова на его святыни. Отнять у народа святое святых — значит не оставить для него ничего святого.

Большое значение имеет также общая атмосфера в мире, на фоне которой было совершено это кощунство. Зло все более возрастает. Верующие знают эту диалектику развития свободного творения: плевелы, не только пшеница, должны созреть до конца, прежде чем наступит жатва. Зло становится все более открытым, потому что сознает свою силу и безнаказанность. Все более организованным — фашизм и большевизм и в этом смысле были только репетициями. Благодаря современным технологиям, в одно мгновение оно может входить во все дома с любой ложью, с любым непотребством. Но самая главная опасность заключается в отсутствии адекватного сопротивления злу. В отсутствии адекватной реакции на зло, в привычке к нему. Философии «смерти Бога» и «смерти сатаны» были только констатацией того, что человечество начинает терять чувство подлинного добра и чувство зла. Сегодня уничтожение тысяч людей ракетным огнем, демонстрируемое по телевидению, воспринимается слишком многими не более чем компьютерные игры.

В Замоскворецком суде, где слушалось дело о наших алтарниках, «орудия преступления», то есть экспонаты кощунственной выставки, сравнивались с ножом, с кирпичом, с пистолетом. Я бы сказал иначе. Как международные террористы, захватившие ядерное или химическое оружие, угрожали бы существованию всей планеты, так эти преступники представляли, по крайней мере, не меньшую опасность. По крайней мере. Потому что все в истории человечества решается прежде всего на духовном уровне. Как пророчески показал это на примере России святитель Феофан Затворник.

Концентрация ненависти ко Христу и Церкви Его достигала на выставке очень высокой степени. Кажется, никогда еще в истории, кроме разве что послереволюционных кощунств, не было собрано сразу в публичном месте столько мерзости. Сам дьявол собственной персоной присутствовал здесь. Особенно возмутительно было использование освященных икон. Для нас не имеет значения, что они были «ширпотребными и грошовыми», как писали защитники кощунств. Для верующих любая икона — святыня, оценивающаяся не деньгами, а Кровью Христовой. Как не имеет значения, деревянный храм или каменный. Поэтому надругательство над иконами абсолютно тождественно уничтожению храмов.

И теперь о том, какой пожар противостояния хотят эти экстремисты-сатанисты разжечь в нашем обществе. Нам сообщили тогда, что в Таганской прокуратуре лежат семь тысяч заявлений от граждан в качестве потерпевших против организаторов кощунств. Мы не удивились бы, если бы заявлений в прокуратуру поступило не семь тысяч, а семь миллионов. Потому что для каждого христианина подобные кощунства — самое глубокое личное оскорбление. Еще раз напомним слова управляющего тогда делами Московской Патриархии о том, что вся Церковь должна поддержать алтарников-исповедников. Митрополит Кирилл (нынешний Святейший патриарх, а тогда председатель Отдела внешних церковных сношений) сказал: «Абсолютное большинство священников, епископов, мирян выражают гневный протест против этой преступной провокации». Около здания Замоскворецкого суда 11 августа собралось около трех тысяч человек. Есть много фото- и видеосъемок. Посмотрите на эти лица — спокойные, твердые. Они знают своего Бога и готовы идти на смерть, чтобы защитить святыни от поругания.

Что же сатанисты? С маниакальной настойчивостью, несмотря на протесты тысяч, миллионов людей, они заявляли в прессе, что и впредь будут устраивать свои богохульства. А директор Сахаровского центра г-н Самодуров добавлял: «Конечно же, выставку надо будет обеспечить охраной от возможных погромов». Какое же надо иметь неуважение, презрение и ненависть к Православной Церкви, ко всему нашему народу! Разве не понимают они, что существует в народе предел, достигая которого можно вызвать взрыв всеобщего возмущения? Или они намеренно этого добиваются? Если центр им. Сахарова не экстремистское сообщество, то что тогда? Если это не разжигание межнациональной, межрелигиозной вражды, то что? Статьи УК 282 и 282 прим должны здесь действовать по максимуму.

Наш долг назвать преступление своим именем, а не псевдонимом. В стране, где мы пережили страшное обесценивание духовных ценностей, невозможно оправдать этих преступников. Дать им возможность уйти от ответственности и тиражировать свои кощунства под прикрытием закона означало бы попытку навязать нашему народу вместо коммунистического госатеизма госсатанизм.

Пусть никто не строит на этот счет никаких иллюзий. Ни в России, ни в Европе, ни за океаном. Мы призываем всех православных, католиков, протестантов, а также мусульман и буддистов, всех верующих и неверующих во всем мире против этой опасности объединиться. Есть такая опасность, о которой незадолго до революции говорил преподобный Амвросий Оптинский: «На одном конце деревни будут вешать, на другом будут говорить: до нас очередь не скоро дойдет». Еще раз напомним, как это было в России. Вначале надо было уничтожить духовенство, потом — дворянство, купечество, крестьянство. Потом устроители революции — переворота всех духовных и нравственных ценностей — стали истреблять друг друга. Вначале убивали православных, потом — католиков, мусульман, буддистов, раввинов, верующих и неверующих.

Экстремизм и сатанизм — наш общий враг. Это угроза человечеству и вызов всей цивилизации. Существуют некие непоколебимые основания жизни, с разрушением которых все разваливается. Свобода от всех умственных и нравственных запретов открывает бездну зла и выходящего из нее «человекоубийцу от начала». Ужасы Второй мировой войны и сотни миллионов жертв тоталитарных режимов, в том числе холокост, покажутся цветочками по сравнению с тем, что грядет, если мы не будем вместе противостоять этому злу.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России