ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЕСТЬ СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ

 

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЕСТЬ СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ

Ко дню памяти

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский

Иоанн Кронштадтский

13.06.2021 1211

Ко дню памяти (прославление 14.06.1990 г.) святого праведного отца Иоанна Кронштадтского ниже мы публикуем одну из его бесед 1896 г. (помещенную в сборнике: Прот. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадт­ский). Против графа Л.Н. Толстого, других еретиков и сектантов нашего времени и раскольников. СПб., 1902. — 4, 112 с.), по случаю отпадения в католичество княгини Е.Г. Волконской.

 

Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изд.: Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Избр. соч., проповеди, материалы.- М.: Изд. ПСТГУ, 2011), подготовил проф. А.Д. Каплин.

+ + +

Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви Православной и уходящие или ушедшие в католичество и другое какое-либо неправославное вероисповедание или же в штунду, пашковщину и толстов­щину, — сознают ли они все то, что они оставляют, и то, что принимают, и до какой крайности и до какого лишения они доходят?

Установим определенную точку зрения на Православную Церковь и на другие вероисповедания и секты.

Что же? Неужели Церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности или же это есть твердое и непоколебимое здание небесного, вечного, премудро­го и всемогущего Архитектора, Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава Церкви (Еф. 1:22) — Иисус Христос?

Имя ли одно — Церковь Православная, без действительного Правосла­вия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой силы, непобедимой никакими силами ада (см.: Мф. 16:18): разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?

Разве Церковь Православная одиноко стоит в мире, без славных и громкихсвидетелей ее истины и Православия, ее чудной животворности и спаситель­ности даже до нашего времени?

Разве не за нас непрестанно стоит Сам всеистинный и всемогущий, всеспасающий Глава Церкви — Христос, исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею?

Разве не с нами всегда Пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно верующим и усердно молящимся?

Разве не за нас и не с нами все апостолы и пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту?

Разве не с нами и не за нас все мученики, «добре веру сохранившие и подвиг окончившие»[i] (ср.: 2 Тим. 4:7) и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления?

Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн?

Разве не с нами и не за нас адаманты Православия — преподобные отцы Афанасий Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней Иоанн Дамаскин и наши русские преподобные отцы Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, ВарлаамХутынский и все другие чудные преподобные отцы наши?

Знают ли лица, отрекающиеся от Православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, — знают ли они, каковы были столпы Православия все наши благоверные святые князья: равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер православную; особенно же — святой благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства; Даниил и Роман Галицкие; свя­той Михаил Черниговский и Михаил, благоверный князь Тверской?

Разве пустое зрелище — недавнее прославление новоявленного святите­ля и чудотворца Черниговского Феодосия?

Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители всероссийские Петр, Алексий, Иона и Филипп, Московские чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников: Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, стоящий на очереди к открытому прославлению[ii], разве он не свидетель об истине и спа­сительности нашей веры и Церкви?

Наконец скажу: разве не за нас вся история Церкви от начала и доны­не? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины?

Но кто отрекается от Православия, тот отрекается от общения со всеми святыми, которые между прочим потому и называются святыми, что сохранили свято догматы веры и показали ее на деле; отрекающийся от православной веры как истинной веры по этому самому отрекается и от общения с Самим Главою Церкви — Христом[iii].

Спрашиваю еще всех и каждого, колеблющегося в святой православной вере: разве мы покинуты чудодейственною и спасительною силою Божиею? Разве мы не спасаемся постоянно в нашей святой вере и Церкви? И кто же из православных разумных и просвещенных, дознавших на опыте спасительность своей веры и ее удовлетворение всему существу нашему, оставит свое Православие и перейдет в другую какую-либо веру?

Только одна истинная и всеспасительная в мире вера — вера православная; она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы, чего о других вероисповеданиях сказать нельзя, ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, уста­новлениями и правилами, противными Откровению и сильно затрудняю­щими спасение душ. Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут (Мф. 24:35), — говорит Господь. Между тем в инославных вероисповеданиях многие слова Господни извращены (о Духе Святом; об обоих видах Прича­щения; о главенстве Церкви).

Будем же твердо держаться своей святой Церкви и своей православной веры. Только Православная Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), ибо в ней почивает вечно Дух истины (Ин. 15:26; 16:13), свидетельствующий непрестанно и громко всему миру об истине ее.


[i]Ср.: Тропарь всем святым, гл. 2-й.

[ii]Канонизирован летом 1903 г.

[iii]См.: Чин присоединения иноверцев к Православной Церкви.