РУСЬ ВОЗЛЮБИВШАЯ

РУСЬ ВОЗЛЮБИВШАЯ

Ко дню празднования Владимирской иконы Божией Матери

Мария Мономенова

02.06.2021 226

Радуйся, Русь православную возлюбившая;

радуйся, веру истинную в ней утвердившая…

Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Владимирской

Церковь представляет собой таинственное продолжение жизни Христа, Воплощенного Слова, и поэтому она никогда не может быть ни узконациональной, ни интернациональной. Размышляя о своеобразии Русской Церкви, иеромонах Иоанн (Кологривов) справедливо замечал, что как Сам Христос, Церковь сверхнациональна, всемирна, она… вселенская Церковь. Но, вместе с тем, каждый народ, проживая свой особый исторический путь и воспринимая на свой лад истины, возвещаемые Церковью, налагает на них свой собственный отпечаток. В отношении русского народа данное утверждение верно так же, как и в отношении всякого другого. На этом месте глобалистские, столь милые экуменистам, умозаключения о «торжестве уранополитизма», «ереси патриотизма» и единственно приемлемом для «истинно православных» отечестве – горнем Иерусалиме – терпят фиаско.

 

Конечно же, Царствие Небесное начинается именно здесь, на земле, о чем свидетельствует сама история нашего Отечества – являющая миру Христа. Как писал митрополит Иоанн (Снычев), промыслом Божьим нет у России истории, но даровано ей житие. Оттого и величаем Россию Святой Русью. О сугубом пути нашей земной, но во всем граничащей с небесной Родины, подвигом своих жизней заявляют сонмы русских святых – преподобные, мученики, юродивые, до смерти крестной возлюбившие православную Русь. Но главным образом о сугубом пути России свидетельствует Сама Пречистая Владычица, Пресвятая Богородица – Первая Заступница Земли Русской.

Бесспорно, всякий народ имеет свое религиозное призвание и особый дух. Дух русской церкви нашёл отражение в отечественной культуре, традициях, в русском благочестии и особенно ярко проявился в почитании Пресвятой Богородицы. Русской духовности, русского религиозного пути нет без благоговейного исповедания Пречистой Девы Марии – покровительницы и хранительницей нашей любимой Родины.

Великая Родина наша Россия – Святая Русь – издревле усвоила себе славное имя «Дома Пресвятой Богородицы» и величалась «Необоримым Богородицы состоянием (достоянием)».

Важнейшие события исторической жизни нашего Отечества связаны с почитанием Пресвятой Девы. Свое незримое, но всегда реально ощутимое присутствие на русской земле Она являла через многочисленные чудотворные иконы, которые всегда благоговейно чтились русским народом. По вере русских людей, от икон источались бесчисленные чудеса. Пресвятая Богородица не раз спасала русскую землю от страшного разорения, а русский народ – от погибели.

По учению отцов Церкви икона – «небесное явление», «подобие» божественного, окно в рай. Исторически и до наших дней наиболее почитаются в России восемь чудотворных икон Божией Матери: Владимирская, Казанская, Тихвинская, Смоленская, Почаевская, Донская, Иверская (Московская) и «Знамение» (Новгородская). Из них три – Владимирская, Тихвинская и Смоленская – одни из древнейших в мире, по преданию, они написаны святым апостолом и евангелистом Лукой.

Пресвятая Богородица стоит на страже нашей земли. Северные пределы России хранит и благословляет Тихвинская Богородица. Южные — Иверская БогородицаПочаевская и Смоленская ограждают Землю Русскую с запада. На востоке до самого края земли Русской сияет лучами благодати Казанская икона Божией Матери. А в центре — благословляет православный мир образ Божией Матери Владимирский.

Эти иконы прославлены самыми разными чудесами и знамениями. И все же глубокую народную любовь они снискали именно во время войн и вражеских нашествий. Это иконы-защитницы, иконы-хранительницы Земли Русской. Их поднимали на крепостные стены во время штурма города неприятелем, их носили по стану перед сражением, с ними шли на ратный бой. Так было и на Куликовом поле, и под Сталинградом. Вспомним лишь некоторые факты нашей великой истории и прославим Царицу Небесную (Из книги «Седая старина Москвы. Исторический обзор и полный указатель ея достопамятностей» — (1893 г.), Кондратьев И.К.).

Владимирская Заступница. При нашествии Тамерлана на Русь в 1395 году, Великий князь Василий Димитриевич, собрав войско у Коломны, повелел принести из Владимира чудотворную икону Божией Матери Владимирскую. Вся Москва встречала икону, и со слезами молила Заступницу о помощи. В это время Тамерлан спал в своем шатре. Во сне видит он высокую гору, а с горы спускаются к нему святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе, в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стоит Лучезарная Дева. Тьмы Ангелов окружают Ее, а в руках у них огненные мечи… Тамерлан в ужасе проснулся и созвал мудрецов и старейшин. «Эта Дева, – сказали они, – Заступница русских, Матерь христианского Бога. Ее сила неодолима». Тамерлан повернул войско. «Бежал Тамерлан, – говорит летописец, – гонимый силою Пресвятой Девы».

Почаевская Военачальница. Летом 1675 года хан Нурредин подступил к обители Почаевской и осаждал ее в течение трех суток, угрожая совершенным разорением. Насельники обители горячо молились Матери Божией. 23 июля братия стали петь акафист, и лишь только запели первый кондак «Взбранной Воеводе», над церковью явились Сама Пречистая Богородица, небесные Ангелы с обнаженными мечами и преподобный Иов, молящийся Богородице. Татары подумали, что видят привидение, и пустили в них стрелы, но стрелы, возвращаясь, ранили стрелков. Воины пришли в ужас и в панике стали поражать друг друга. Они оставили свое оружие и спаслись бегством.

Смоленская Одигитрия. В дни Отечественной войны 1812 года чудотворный образ Смоленской Богоматери привезли из Смоленска Кутузову. Фельдмаршал со слезами молился перед ней. А в день Бородинской битвы Смоленскую икону вместе с Владимирской и Иверской обнесли вокруг Белого города, Китай-города и Кремля, а затем носили по военному лагерю на Бородинском поле и служили перед ней молебны.

Генерал Коновницын, писал: «Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей (Смоленской Богоматери) и почитали его благоприятным залогом Всевышнего милосердия. Ныне же, когда Всемогущий Бог благословил российское оружие и с покорением врага город Смоленск очищен, я, по воле главнокомандующего всеми армиями князя Михаила Илларионовича Кутузова, препровождаю святую икону Смоленской Богоматери обратно, да водворится она на прежнем месте и прославляется в ней Русский Бог, чудесно карающий кичливого врага, нарушающего спокойствие народов».

С этого времени в Смоленске было установлено празднование в память изгнания врагов Русской земли 5 ноября во славу Пресвятой Богородицы, спасшей Россию от иноземного порабощения.

Казанская Избавительница. Разгром немцев под Москвой зимой 1941 — истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери Казанской. Ударили невиданные морозы, подобных которым не было 140 лет. Немцы бежали в панике. Очень многие пострадали от обморожения: более чем 14 тысячам человек пришлось ампутировать конечности. Дороги были усеяны брошенной техникой.

Позже чудотворная икона Казанская была отправлена в Сталинград, где перед нею непрерывно служились молебны и панихиды. Победа под Сталинградом стала переломным моментом во всей Второй мировой войне.

Тихвинская «Хождение по мукам». Эта икона явилась в 1383 г. в княжение великого князя Димитрия Донского в воздухе на Ладожском озере. Раньше она находилась в Константинополе во Влахернском храме, куда была перенесена в V в. из Иерусалима. За 70 лет до взятия Константинополя турками, таинственно исчезнув из своего храма, святая икона сама перешла в Новгородскую область, что было выяснено в разговоре между новгородскими купцами, посетившими Константинополь, и патриархом.

Тихвинская икона служила символом «хождения Богородицы по русским мукам». Особенно это сказалось в начале ХVII века, в смутное время, когда Россию громили и свои воровские, и польские, и литовские шайки, и шведы на севере. Всенародная слава пришла к Тихвинской святыне после поражения шведов у стен обители в трудное время Великой Смуты — в 1613 г.

Икона подтверждала особый статус России «перед лицом Бога» и становилась ярким символом Русского централизованного государства.

Иверская Вратарница. «Главнейшей достопамятностью и бесценным украшением Воскресенских ворот в Москве является, несомненно, чудотворная икона Иверской Божьей Матери… Редкий приходящий в город не зайдет в часовню для поклонения святой иконе. Отправляется ли кто в дорогу, приезжает ли в Москву, приступает ли к важному делу — всякий считает священной обязанностью просить благословения у Заступницы рода христианского. В скорби, в беде — каждый москвич молит о Её заступничестве, в радости — он спешит благодарить Заступницу. Все болящие, терпящие разные неправды и напасти призывают святыню в свои дома для молитвословия, для освящения жилищ своих и для уврачевания недугов».

Из других чудотворных икон, прославившихся у нас на Родине, замечательны: Ахтырская, Байвузская, Балыкинская, Барловская, или «Блаженное Чрево», Барская, Благовещение, «Благодатное Небо», «Благоуханный Цвет», Боголюбская, Борщаговская, Браиловская, Братская, Беловежская, Взыграние, «Взыскание погибших», Виленская, Волоколамская, Воргольская, «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение», Выдропусская, Галатская, Галичская, Гербовецкая, Глинская, Гребневская, Грузинская, Далматская, Двинская, Девпетерувская, Дехтеровская, Донская, Дувовичская, Дубоемская, Думницкая, Елецкая-Черниговская, Елецкая, Ефесская, «Живоносный Источник», Жировицкая, Заоникиевская, Златоворотская, Игрицкая-Смоленская, «Избавление от бед страждущих», Ильинская-Черниговская, Иссаковская, Иерусалимская, Калужская, Каспероваская, Кипрская, Киево-Печерская, Козельщанская, Колочская, Коневская, Корсунская, Костромская, Купятицкая, Леньковская, Леснянская, Любечская, Максимовская, Мглинская, Межецкая, Мельнинская, Минская, Мирожская, Моденская, Молдавская, Молченская, Мохнатинская, Муромская, Нарвская, «Неопалимая Купина», «Нерушимая Стена», «Неувядаемый Цвет», «Нечаянная Радость», Новгородсеверская, Новодворская, Новоникитская, Овиновская, Озерянская, Оковицкая или Ржевская, Оконская, Оранская, Орловская, Остробрамская, Пермская, Петровская, Пименовская, Писийская, Почаевская, «Призри на смирение», Псково-Печерская, Псково-Покровская, Путивльская, Ратьковская, Ржавская, Руденская, Репицкая, Свенская-Печерская, Святогорская, Себежская, Седмигородная, Седмиезерная, Селигерская, Серафимо-Понетаевская, Словенская, Сокольская, Сосновская, «Споручница грешных», Старорусская, Страстная, Сурдегская, Сырковская, Сямская, Тамбовская, Теребинская, Тобольская, Толгская, «Трех-Радостей», Троеручица, Тотемская, Тупичевская, «Умиление», Успение, Устьнедумская, Устюженская, Устюжская, «Утоли моя печали», Филермская, Хлебенная, Холмская, Хутынская, Царевококшайская, Цареградская, Целительница, Ченстоховская, Черниговская, Чирская, «Чудесно-изобразившаяся», Шуйская, Югская, Ярославская, Яскинская, Яхромская, Феодоровская-Одигитрия, Феодотьевская.

Всего же Русская Православная Церковь почитает около 260 чудотворных икон Богоматери, а всего Ее икон около тысячи.

Подготовила Мария Мономенова, член Союза журналистов России