АНТИРИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРОТИВ ТРЕТЬЕГО РИМА
Загадка британских притязаний на имперское наследство
26.12.2022 22
Время на чтение 8 минут
Фото: Предоставлено автором
Предыдущие очерки о становлении Третьего Рима в эпоху Иоанна Грозного были во многом основаны на его Переписке с князем Курбским. При чтении этой Переписки у меня в очередной раз возникло ощущение, что никакой «развертывающейся содержательно» во времени Истории вовсе нет, а разыгрывается одна и та же пьеса в сменившихся декорациях, с иными актерами и в разных театрах. По-видимому, это все же преувеличение, но уж очень много сходства в исторических сюжетах прошлого и настоящего.
При этом и многие «главные действующие лица» остаются на своих местах на протяжении столетий. Не раз уже доводилось констатировать, что в самой общей православной парадигме мировой истории стержневое, осевое место занимает Римское царство, Римская империя. Вернее − «Три-Римская» империя. Четвертой же не быть.
Отсюда действительно получает несокрушимое основание взгляд на империи, как на действительно главные участники мирового процесса. Прежде всего, на русскую империю, империю Третьего Рима, в любом его государственном обличье.
Антиримская империя. Но такое же основание получает тогда взгляд на империю, которая со времен того же Ивана Грозного является последовательным, иногда «физическим», и всегда «метафизическим» врагом этого Третьего Рима. Именно эта империя была инициатором двух мировых войн XX века, она же де факто противостоит нам в сегодняшнем военном конфликте.
Наибольшего успеха враждебная Вечному Риму империя достигла в Первой мировой войне, когда ей удалось столкнуть в самоубийственной схватке три основные христианские монархии Европы ‒ Русскую, Германскую и Австрийскую. Хотя реально назревавшая европейская война вполне могла случиться и в иных конфигурациях. Самой естественной из которых была бы конфигурация геополитическая: Континент против Океана. Сложилась же вопреки геополитической логике, не говоря уж о логике аксиополитической, конфигурация совершенно иная, в которой Срединная Европа сошлась в смертельной схватке с Сердцевиной Земли.
В аксиополитических категориях Вечного Рима в этой самоубийственной схватке сошлись Западная и Восточная Римские Империи. Причем Восточная Российско-Ромейская Империя оказалась вдобавок в гибельном для себя союзе с тем самым нашим исконным «метафизическим» врагом ‒ империей Британской, с момента своего рождения, и даже в пренатальном состоянии всегда позиционировавшей себя как империя Антиримская. Поскольку факт этот почти неизвестен, остановимся на нем подробнее.
Впервые об основании новой, Британской, Империи, не имеющей «римского преемства» и охватывающей Западное полушарие, включая Америку, и часть Восточного полушария до Урала, зашла речь во второй половине XVI века в трактатах основателя британской секретной службы, прославленного «елизаветинского мага» баронета сэра Джона Ди.
Новая империя под управлением британской короны, носящая сокровенное имя «Зеленая земля» (термин имеет оккультно-алхимическое происхождение, в настоящее время сохранился в названии Гренландии), должна была стать по мысли Джона Ди, новым воплощением гипотетической допотопной «Империи атлантов».
Идея нео-Атлантской империи занимала прочное место в ментальном космосе британских интеллектуалов. Не случайно барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский, лорд-канцлер Английского королевства при Якове I, а по совместительству магистр ордена розенкрейцеров, эссеист и философ Френсис Бэкон (1561-1626), свое «идеальное государство», управляемое тайным обществом, описанное им в философско-фантастическом трактате, назвал «Новая Атлантида» (о новой Атлантиде см.: Галенин Б.Г. Новая Атлантида против Святой Руси // РНЛ. 28.09.22 и 30.09.22).
Брат лорда Френсиса Энтони возглавлял, к слову, некоторое время службу британской внешней разведки.
Джон Ди (1527-1609)
Нео-Атлантская Британская империя изначально не просто не должна была иметь «римского преемства», но была задумана, и овеществлялась, как центр силы, неприкрыто враждебной Вечному Риму и всему римскому наследию.
И этот факт представляется весьма значимым, и из предыдущего имперского опыта в мире, прежде всего мире европейском, именующим себя Христианским, отнюдь не вытекающим.
Следует подчеркнуть, что до Британской, все предыдущие Империи этого Христианского мира в той или иной мере обосновывали свои претензии на власть над «кругом земным» именно своим происхождением от Римской Империи.
Причём единомысленно и единодушно понимали эту империю как нечто раз и навсегда установленное, непреходящее, вечное ‒ «Вечный Рим», «Вечный град», ставший со времени Святого Царя Константина Равноапостольного тем «удерживающим», который препятствует приходу в мир антихриста.
Понятно, что легитимными во всех смыслах преемниками Первого Рима и воплощениями Вечного Рима стали православные империи Второго и Третьего Рима, поскольку только православие сохранило чистоту и полноту учения Христа.
Но следует помнить и знать, что своё преемство от Римской Империи (Первого, или Ветхого, Рима на Тибре) вели, или, во всяком случае, ссылались на таковое: франкские короли из династии Меровингов, начиная с Хлодвига, получившего после крещения от императора римские титулы «патриция» и «августа» и его наследники; сменившие Меровингов Карл Великий и его преемники ‒ франкские короли из династии Каролингов; германские короли из различных династий ‒ Императоры западноевропейской «Священной Римской империи», вплоть до императоров Второго Рейха; кайзеры Австро-Венгерской империи.
Британские же претензии на владение «кругом земным» изначально были, ‒ подчеркнём это еще раз, ‒ принципиально враждебны Риму и его наследию.
Таким образом, уже со времен королевы Елизаветы I Тюдор и Джона Ди шла речь о проекте некоего «Североатлантического союза», противостоящем как «западно-римскому» или «неокаролингскому» проекту «Великой Европы» (от Карла Великого до Наполеона и де Голля); так и «восточно-римскому» или «нео-ромейскому» проекту «Великой Евразии» (потенциальной оси Берлин-Москва-Токио).
Своего рода вариантом реализации последнего проекта можно считать Священный Союз трех монархов, заключенный почти за сто лет до катастрофы 1914 года и который до некоторой степени и стал Союзом Западной и Восточной Римских Империй.
При всех своих недостатках этот Союз обеспечил на столетие мир в Европе, или, во всяком случае, прекращение всеевропейских войн.
«И раз так, то мы те дела отставим в сторону». Любопытно, что первоначально британскими геополитиками XVI века идею «Зеленой земли» предполагалось претворить в жизнь путем стремительной колонизации Америки (через Гренландию) и одновременного «освоения» России.
Последнее ‒ через формальный династический союз – брак «мистической возлюбленной» сэра Джона Ди британской королевы Елизаветы I ‒ с Государем всея Руси Царем Иоанном Грозным, властителем Москвы ‒ «Третьего Рима», который планировалось подчинить интересам «Новой Атлантиды».
Иван Васильевич первоначально заинтересовался возможностью союза с Англией, который помимо торговых отношений должен быть и военным, что было бы весьма не лишним в условиях Ливонской войны. Союз с Англией мог помочь Московскому Царству укрепиться в Европе. Англия уже умела делать быстроходные океанские военные корабли. Англичане производили превосходное шерстяное сукно, в которое можно было одеть русскую армию. Хороши были и английские пушки.
Однако английские посланники, а вслед за ними и сама королева «юлили» и весь союз старались свести к выгодным лишь для английских купцов торговым делам. Англичане были готовы приобретать русские товары за безценок, а вот помочь оружием Москве – не желали.
Царский посол Андрей Григорьевич Совин вел переговоры в Лондоне в течение года ‒ с лета 1569 года по лето 1570 года. Результаты этих переговоров не могли удовлетворить Царя.
Наш посол в Альбионе
Елизавета внесла в первоначальные условия союза, согласованные с английским посланником Томасом Рандольфом в Москве, такие изменения, которые лишали его в глазах Иоанна всякого смысла. Вместо прямой военной помощи Ивану Васильевичу Елизавета предлагала ему своеобразный арбитраж ‒ типа нынешних Минских переговоров на тогдашний Британский манер ‒ между ним и его врагом.
И только «если зачинщик-государь своевольно, вопреки разума» откажется принять «условия мира согласно с законами всемогущего Бога», соглашалась на помощь. И то при условии, что такую помощь позволит оказать «современное положение» ее страны.
Ответом на эту английскую дипломатию было известное Послание Ивана Грозного к Елизавете, оканчивающееся выразительными и как всегда вечно актуальными словами:
«Мы думали, что ты в своем государстве Государыня и сама владеешь и заботишься о своей государской чести и выгодах для государства. ‒ Поэтому мы и затеяли с тобой эти переговоры. Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и не заботятся о наших государских головах и о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица. [В оригинале: А ты пребываещ в своем девическом чину, как есть пошлая девица. И хотя специалисты настаивают, что оба варианта эквивалентны, но царский стиль как-то ближе русскому сердцу! – Б.Г.]. И раз так, то мы те дела отставим в сторону. Пусть те мужики, которые пренебрегли нашими государскими головами и государской честью и выгодами для страны, а заботятся о торговых делах, посмотрят, как они будут торговать! А Московское государство пока и без английских товаров не бедно было».
Таким образом, уже первый опыт общения с Русским Царством и с благоверным Царем Иоанном Васильевичем Антиримской империи вышел боком, что навсегда отнесло Третий Рим к числу исконных врагов Новой Атлантиды. (Приношу благодарность моему другу Вольфгангу Викторовичу Акунову, обратившему мое внимание на антиримские корни Британской империи, и разрешившему использовать собранные им материалы.)
Борис Глебович Галенин, военный историк