РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ РОССИИ

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ РОССИИ

ЧАСТЬ 5


Священник Николай Лызлов

08.08.2022 143

Время на чтение 16 минут

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть  4

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДОБРОЛЮБОВ (1836-1861)

«Русский лит. критик, публицист, революционный демократ…» («Советский энциклопедический словарь» изд.3, М., 1985, с.401* Статья «Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым» (1858): «Образованность древней Руси развивалась с самых древних времён под влиянием христианства. Этого никто не отвергает и не может отвергнуть. «…» Без всякого сомнения принятие христианства при Владимире много смягчило и улучшило нравы» /Добролюбов Н.А. «Собр. соч. в 9т» М.-Л., т.2, 1962/. (Цитата по книге: «В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией» М., 1997, с.174).

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783-1852)

«Русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член Императорской Академии наук (18271841) и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности, тайный советник(1841)» («Википедия»).

На третьей международной конференции «Евангельский текст в русской литературе» (прошедшей с 31 мая по 4 июня 1999 г. в Петрозаводском государственном университете) «Ф.З. Канунова в своём докладе заметила, что Жуковский, который знал Евангелие наизусть, говорил: «Не надо никакой национальной идеи, у нас есть Нагорная проповедь» (Студенческая православная газета МГУ «Татьянин День» 1999, №33, с.21).

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852)

«Прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из величайших писателей русской литературы» («Википедия»).

* «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе есть тать и разбойник» (Гоголь Н.В.»Духовная проза» М., 1992, с.443).

*»Друзьям моим

Благодарю вас много друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг васДелайте каждый своё дело, молясь в тишинеОбщество тогда только поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как ХРИСТИАНИН, СЛУЖА БОГУ теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы, законные всему. И человечество двинется вперёд» (Гоголь Н.В. «Духовная проза» М., 1992, с.443).

Правило жития в мире

«Начало, корень и утвержденье всему есть любовь к Богу. Но у нас это начало в конце, и мы всё, что ни есть в мире любим больше, нежели Бога. Любить Бога следует так, чтобы всё другое, кроме Него, считать второстепенным, и не главным, чтобы законы Его были выше для нас всех постановлений человеческих, Его советы выше всех советов, чтобы огорчить Его считать гораздо важнейшим, чем огорчить какого-нибудь человека. Любить Бога значит любить Его в несколько раз более, чем отца, мать, детей, жену, мужа, брата и друга; а мы даже и так Его не любим как любим их. Кто любит Бога, тот уже гораздо более любит и отца, и мать, и детей, и брата, чем тот кто, привязывается к ним более, чем к Самому Богу. Любовь последнего есть один оптический обман, плотская чувственная любовь, одно страстное обаяние. Такая любовь не может поступать разумно, потому что очи её слепы. Любовь же есть свет, а не мрак. В любви заключается Бог, а не дух тьмы: где свет, там и спокойствие, где тьма, там и возмущение. И потому любовь, происшедшая от Бога, тверда и вносит твёрдость в наш характер и самих нас делает твёрдыми; а любовь не от Бога шатка и мятежна  и самих нас делает шаткими, боязливыми и не твёрдыми. И потому прямо от Божьей любви должна происходит всякая другая любовь на земле.

«…» Всякое дело и начинание да сопровождаем всегда душевной внутренней молитвой, не такой молитвой, какую мы привыкли повторять ежедневно, не входя во смысл слова, но такой молитвой, которая бы излетала от всех сил нашей души и после которой, благословясь и перекрестясь могли бы вдруг приняться за самое дело.

«…» Всё да управляется у нас любовью к Богу. Да носится она вечно, как маяк перед мысленными нашими глазами! Блажен, кто начал свои подвиги прямо с любви к Богу. Он быстрее всех других полетит по пути своему и легко победит всё то, что другому кажется непреодолимым и невозможным…» (Гоголь Н.В. «Духовная проза» М., 1992, с.390, 393-395).

«Выбранные места из переписки с друзьями.

VIII. Из письма к гр. П.А. Т-му: «Напрасно смущаетесь вы нападениями, которые раздаются на нашу Церковь в Европе.

«…» Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших. Мы должны быть Церковь наша и нами же должны возвестить её правду. Они говорят, что Церковь наша безжизненна. – Они сказали ложь, потому что Церковь наша есть жизнь; но ложь свою они вывели логически, вывели правильным выводом: мы трупыа не Церковь наша, и по нас они назвали и Церковь нашу трупом.

«…» владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, и  сам хозяин не знает, где лежит она. Это ЦЕРКОВЬ, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времён апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся со своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с Неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши. «…» Нет, храни вас Бог защищать теперь нашу Церковь! Это значит уронить её. Только и есть для нас возможна одна пропаганда жизнь наша. Жизнью нашей мы должны защищать Церковь нашу, которая вся есть жизнь; благоуханием душ наших должны мы возвещать её истину. Пусть миссионер католичества западного бьёт себя в грудь, размахивает руками и красноречием рыданий и слов исторгает скоро высыхающие слёзы. …» (Гоголь Н.В.»Духовная проза» М., 1992, с.70-72).

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873)

«Русский поэт, член-корреспондент Петербургской академии наук (1857). «…» В публицистических статьях тяготел к панславизму» («Советский энциклопедический словарь» изд.3, М., 1985, с.1364).

* Статья «Россия и революция»: «Россия прежде всего христианская империя; русский народ – христианин не только в силу православия своих убеждений, но ещё благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он – христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция прежде всего враг христианства!» (Цитата по: «…Из русской думы» т.1, М., 1995, с.127).

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ (1801-1872)

«Русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1838). Сборник «Пословицы русского народа»(1861-62). Создал «Толковый словарь живого великорусского языка (т.1-4, 1863-66), за который удостоен почётного звания академика Петербургской Академии Наук (1863)» («Советский энциклопедический словарь» изд.3, М., 1985, с.340).

На третьей международной конференции «Евангельский текст в русской литературе» (прошедшей с 31 мая по 4 июня 1999 г. в Петрозаводском государственном университете) К.Г. Тарасов сказал: «Россия погибнет только тогда когда иссякнет Православие» – писал Владимир Даль, датчанин по происхождению, лютеранин по рождению, нашедший истину в вере русского народа» (Студенческая православная газета МГУ «Татьянин День» 1999, №33, с.21).

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

«Русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1877)…» («Советский энциклопедический словарь» изд.3, М., 1985, с.409):

«То именно и важно, во что народ верит, как в свою правду, в чём её полагает, как её представляет себе, что ставит своим желанием, что возлюбил, что просит у Бога, о чём молитвенно плачет. А ИДЕАЛ НАРОДА – ХРИСТОС. А с Христом, конечно, и просвещение» (Цитата по журналу «Москва» 1991, №5, с.166).

* Письмо А.Ф. Благонравову (19.12.1880): «У нас вся народность основана на христианстве. Слова: крестьянин, слова: Русь православная – суть коренные наши основы. У нас русский, отрицающий народность (а таких много) есть НЕПРЕМЕННО АТЕИСТ или равнодушный. Обратно: всякий неверующий и равнодушный решительно не может понять и никогда не поймёт ни русского народа, ни русской народности. «…» первый признак неразрывного общения с народом есть уважение и любовь к тому, что народ всею целостью своей любит и уважает более и выше всего, что есть в мире, – т.е. своего Бога и свою веру» (Цитата по книге: «…Из русской думы» т.1, М., 1995, с.165).

* «Дневник писателя» (1873.V): «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос» (Цитата по книге: Н.О. Лосский «Условия абсолютного добра» М., 1991, с.242).

* «Может быть главнейшее, предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя этот Божественный образ Христов во всей чистоте, а когда придёт время – явить этот образ миру, потерявшему пути свои!» (Цитата по книге: «…Из русской думы» т.1, М., 1995, с.12).

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНИН (1870-1953)

«Русский писатель. «…» В 1920г. эмигрировал. Нобелевская премия (1933г.)» («Советский энциклопедический словарь» изд.3, М., 1985, с.178).

В статье посвященной годовщине смерти Алексея Константиновича Толстого, писал: «САМ ПО СЕБЕ ПАТРИОТИЗМ, МОЖЕТ БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ И ДОБРА И ЗЛА … /*/ Нужно ещё и патриотическое сознание, отличающее истинное благо Отечества от ложного. И та степень патриотического сознания, которая была у А.К. Толстого до сих пор остаётся высшей. Со всей живостью поэтического представления и со всей энергией борца за идею Толстой ставил идеал ИСТИННО-РУССКИЙ, европейской и ХРИСТИАНСКОЙ МОНАРХИИ и громил ненавистный ему кошмар азиатского деспотизма» (Цитата по журналу «Москва» 1991, №12, с.204-205).

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РОЗАНОВ (1856-1919)

«Русский писатель, публицист и философ. («Советский энциклопедический словарь» изд.3, М., 1985, с.1129).

«КТО ЛЮБИТ НАРОД РУССКИЙ – НЕ МОЖЕТ НЕ ЛЮБИТЬ ЦЕРКВИ. ПОТОМУ ЧТО НАРОД И ЕГО ЦЕРКОВЬ – ОДНО. И только у русских это – одно» (Розанов В.В. «Несовместимые контрасты бытия» М., 1990, с.520).