ПОД СТЯГОМ СВЯТОСЛАВА ХРАБРОГО

15.07.2020: ПОД СТЯГОМ СВЯТОСЛАВА ХРАБРОГО
Слава великого русского полководца гремела во всем мире

Имя блестящего полководца Древней Руси Святослава Храброго на протяжении столетий было олицетворением русской воинской доблести, мужества, неустрашимости и чести. О князе-воине рассказывали византийские хроники и древнерусская «Повесть временных лет», народные сказания, баллады и героические песни. Он был сыном равноапостольной княгини Ольги и князя Игоря и отцом равноапостольного князя Владимира

Крестителя. Правил он в героический период становления Руси – как могучей державы. Это был бесстрашный витязь и истинно русский князь. «С конца копья вскормленный» он провел свою боевую жизнь в сражениях и дальних походах. Воинов подбирал мужественных и храбрых. Дружины в бой водил сам, воодушевляя воинов краткой и пламенной речью. Ходил быстро и легко, как барс. В походах не возил за собою ни возов, ни котлов, ни княжеского шатра. Как и простые воины, спал на земле, положив под голову седло. В обиходе был доступен и открыт, ел вместе со всеми, одевался просто, с удовольствием слушал песни о воинской силе и отваге русичей.
По свидетельству византийского историка Льва Диакона, князь Святослав был «роста среднего, брови имел густые, голубоватые глаза, нос плоский, бороду оголенную, большие усы. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос (оселедец), означающий благородное его происхождение. Крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерны. Вид лица его был мрачным и суровым; в одном из ушей висела золотая серьга, двумя жемчужинами украшенная, между коими вставлен был красный рубин. Одежда его была белая и ничем от прочих не отличалась, кроме чистоты». Больше чем золото и драгоценности, он ценил боевые доспехи и оружие. Честь русского воина при Святославе Храбром стала образцом для многих народов, а слава его гремела во всем мире. Во время войны русский полководец не прибегал к хитростям и не нападал на врагов врасплох, а, собираясь воевать, предупреждал: «Иду на вы!» В этих простых и понятных словах «Иду на вас!» – ключ к пониманию образа Святослава как благородного вождя, полководца и воина, для которого Родина и честь были превыше всего!
Для правления Святослава Храброго характерна активная внешняя экспансия. В 964 году 22-летний князь-воин повел свое вой­ско в земли вятичей на Оке и Волге, которые еще платили дань хазарам. В следующем, 965 году Святослав пошел войною на могучий Хазарский каганат – самое сильное государство на юго-востоке от русских границ. Вместе с 20-тысячным войском на 500 ладьях он спустился вниз по Волге и, разгромив злейшего врага христианских государств и славянских народов, стер город Итиль, столицу иудейской Хазарии, с лица земли. Окрестные народы, изнывавшие от гнета и беспощадного террора Хазарского каганата, приветствовали русских воинов как освободителей. Произошло это великое и важное событие 1055 лет назад, в 965 году. Разгромив опасного врага, Святослав открыл перспективу благотворного развития государства Российского.
После одержанной победы в руки князя-воителя перешли Дон, Приазовье и путь по Оке до впадения в Волгу, где позднее был основан Нижний Новгород, младший брат Великого Новгорода и форпост волжской торговли Руси. На Волге князь разгромил булгар и буртасов, подозреваемых в союзничестве с хазарами, а на Северном Кавказе – воинственные племена ясов и касогов (осетин и черкесов). Желая иметь чистый Волго-каспийский путь, Святослав энергично преследовал остатки разбитых хазар и других племен, промышлявших грабежами, разбоем и работорговлей. Закрепив за собой в Приазовье Таманский полуостров, он готовился к покорению Крыма. Русь становилась главной силой на берегах Черного (Русского) моря. Слава о непобедимом русском полководце разнеслась до арабских стран и Византии.
В 968 году Святослав Храбрый во главе войске совершил поход в Болгарию и разгромил 30-тысячную болгарскую армию в сражении близ устья Дуная. Битва была тяжелой и кровопролитной. «Братья и дружина! Умрем, но умрем, с твердостию и мужеством!» – обратился князь в решительный момент. И доблесть русских дружин принесла победу. Овладев большей частью Болгарии, он покорил 80 городов.
Разгромив в сражении у Преслава вой­ско болгар, киевский князь открыл себе путь на Константинополь (Царьград). С целью установления полного контроля над торговым путем «из варяг в греки» в 970 году Святослав во главе 30-тысячной армии двинулся на византийскую столицу. По словам Льва Диакона, князь-воитель потребовал от византийцев переселяться «из Европы, им не принадлежащей, в Азию; да не мечтают, что русы без сего примирятся». Новый византийский император и полководец Иоанн Цимисхий, недовольный грозным и решительным соседом, стал готовиться к войне. Война с Византией была жестокой и шла с переменным успехом. В сражении под Адрианополем (970) 30-тысячному войску Святослава Храброго противостояла 100-тысячная армия византийского императора. «Да не посрамим Земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут!» – обратился русский полководец к своей дружине в самый критический момент сражения. И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим!» Воодушевленные мужеством своего вождя, они яростно атаковали полчища врагов, доказав, что храбрость и мужество побеждают численность и силу. От тех легендарных героических времен идет и знаменитый завет Святослава.
Заключив мир с византийским императором и получив дань от Царьграда, вой­ско Святослава вернулось в Болгарию. «Пойду в Русь, приведу боле дружины», – сказал он воинам, объясняя причины отступления. Согласно легенде, рассматривая принесенные византийцами богатые дары, русский князь выбрал прежде всего меч, заявив: «С ним я добуду все остальное». Весной 971 года император Иоанн Цимисхий нарушил договор с русскими и, перейдя Балканы, двинулся в Болгарию во главе 60-тысячной хорошо вооруженной армии. 14 апреля 971 года византийцы осадили болгарскую столицу Преслав, где упорное сопротивление им оказал восьмитысячный гарнизон руссов. Многие из них пали смертью храбрых. Другие, оборонявшиеся в царском дворце, сгорели заживо…
Святослав в это время находился вместе с основным 20-тысячным войском в крепости Доростол, где велись ожесточенные бои с превосходящими силами византийской армии. Не располагая значительной конницей, мужественный полководец принял единственное правильное решение: опираясь на мощь доростольских укреплений – измотать врага активной обороной. В начавшейся трехмесячной осаде воины Святослава стойко переносили лишения и голод, одновременно отражая приступы и совершая непрерывные вылазки в стан врага. Однажды в темную и дождливую ночь двухтысячный отряд Святослава на ладьях скрытно прошел мимо мощного византийского флота из 300 кораблей и неожиданно атаковал противника. Разгромив стремительно один из его отрядов, руссы захватили большое количество продовольствия и невредимыми вернулись в крепость. «Смелым быть – обеду добыть», «Кто смел да стоек, тот десятерых стоит» – говорят в народе.
Накануне решающей битвы русский полководец обратился к боевым дружинам с пламенной речью, в которой он говорил о чести Родины: «…погибнет слава россиян, если ныне мы устрашимся смерти! Приятна ли жизнь для тех, которые спасли ее бегством? И не впадем ли в презрение у соседних нам народов, доселе ужасаемых именем русским?» Это замечательное по силе обращение созвучно русской поговорке «Лучше смерть славная, чем жизнь позорная!» 22 июля 971 года у стен Доростола храбрые витязи во главе с русским полководцем вступили в бой со всей византийской армией. Они почти разбили превосходящие силы врага, но внезапно поднявшийся ветер изменил направление, ослепляя их лица густыми облаками песка и пыли. И натиск руссов ослаб… В этом сражении Святослав был серьезно ранен, но продолжал мужественно сражаться, воодушевляя своих витязей на победу. Возглавив затем контратаку, он прорвал кольцо окружения и пробился обратно в крепость. Несмотря на численное превосходство, византийцы были настолько измотаны, что не смогли одолеть мужества и твердости русских дружин.
Убедившись, что Свято­слав стоит насмерть, византийский император заключил с ним мир на почетных для русских условиях. Согласно мирному договору Святослав обязался больше не воевать против Византии, оставить Балканы и не нападать на греческие города в Крыму. Сама Византия обязывалась выплачивать киевским князьям дань и быть союзницей Руси. Легенда гласит, что Святослав остался равнодушен к богатым дарам и золоту византийцев, но с удовольствием принял доспехи и меч. Битва у Доростола завершила Русско-византийскую войну (969–971), в которой Святослав пытался закрепить оружием контроль Руси над Дунайским речным путем и черноморскими проливами. После переговоров Святослав и Иоанн Цимисхий в первый и последний раз встретились на берегу Дуная. Император Византии, окруженный великолепной свитой, был поражен простой одеждой грозного русского князя, который, сидя в лодке, сам греб веслом. Свидание двух полководцев было коротким: поговорив с императором об условиях мира, Святослав отбыл в Киев.
После заключения мира византийский посол архиерей Феофил предупредил болгар и печенегов о том, что Святослав возвращается в Киев с богатой добычей и малой дружиной. И тогда печенеги во главе с князем Курей весной 972 года внезапно напали на Святослава у днепровских порогов.
Так в последней жестокой сече князь Святослав погиб вместе со своею дружиной. Печенежские князья и столетием позже поднимали окованный золотом кубок, сделанный из черепа Святослава Храброго, и пили из него вино, полагая, что к ним перейдет великая воинская мудрость и доблесть русского полководца. «Пусть дети наши будут похожими на него» – гласила, согласно легенде, надпись на кубке.
О мужественном и неустрашимом полководце, выдающемся государственном деятеле и дипломате Древней Руси, воинских его доблестях, подвигах и славе рассказывают древнерусские и арабские рукописи и византийские хроники, героические сказания, баллады и песни. Образ Святослава Храброго воспет лучшими писателями, поэтами и художниками России. О его героической жизни и военных походах писали известные историки и ученые – В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, М.П. Погодин и С.М. Соловьев. Грозный и беспощадный к врагам Отечества, огнем и мечом сокрушивший Хазарский каганат и иудейское рабство, краса и гордость Земли Русской.
О победах и подвигах Святослава возвещает потомкам похожий на колокол державный монумент «Тысячелетие России» (1862), установленный в Новгороде Великом. Святослав Храбрый в боевых доспехах изображен первым среди вождей, полководцев и героев Отечества: Александра Невского и Дмитрия Донского, Скопина-Шуйского и Ермака, Минина и Пожарского, Шереметева и Голицына, Багратиона и Нахимова. Да и сам памятник воплотил в себе силу и величие Родины, мощь 1000-летней державы и могучей империи, мужество и доблесть великих предков, образы которых на протяжении столетий вдохновляли многие поколения наших соотечественников – созидателей, оберегателей и заступников Земли Русской. Мужественные и отважные герои, вожди и спасители Отечества! Неутомимые в боях и походах, независимые и непокоренные, готовые к самопожертвованию и подвигам, способные побеждать не числом, а умением. Люди великой воли и великой любви к Родине. Сыны славы и громких русских побед. Воины духа, и подлинные наследники, и хозяева Родины – России – Отечества, готовые «русского человека имя держать честно и грозно».
Святослав Храбрый в 965 году, 1055 лет назад, совершил самый главный подвиг всей своей героической жизни. За лаконичной фразой в летописи «Иде Святослав на козары» стоит целая эпоха освобождения восточнославянских земель от хазарского ига и превращения их в единое Древнерусское государство. Удар русских дружин был стремительным и смертельным! Расправившись с правителями иудейской Хазарии и уничтожив армию каганата, русский князь-воин стер с лица земли хазарскую столицу Итиль и военные крепости Семендер и Саркел. Был уничтожен древний и заклятый враг поднимающегося славянства – враг упорный, жестокий. Беспощадный и коварный, всегда готовый нанести подлый удар в спину. Положив конец хазарскому игу и рабству, Русь убрала со своего пути мощный антирусский военный заслон, закрывающий торговые пути на Восток. С падением паразитической хазарской химеры резко изменилась обстановка в регионе Волги, Дона, Приазовья и Каспия. Гордо подняв голову, Русь снова вышла здесь на первые роли, возвратив себе утраченные в ходе многочисленных степных вторжений важные позиции. Это был звездный час Древней Руси и Святослава Храброго, значение которого мы оцениваем до сих пор.
Летом 2005 года весь славянский мир и наши братья-патриоты из России, Украины, Сербии и Белоруссии отпраздновали 1040-летний юбилей Великой победы Святослава Храброго над Хазарским каганатом (965–2005). В честь славного события в России, в Белгородской области, установлен памятник, созданный по проекту президента Международного фонда славянской письменности и культуры В.М. Клыкова: 12-метровый конный монумент с памятной надписью на постаменте – «1040 лет разгрома Хазарского каганата Святославом Храбрым».
Наш священный патриотический долг сегодня – быть достойными славы героев-предков, рассказывать о них своим детям и внукам, продолжать их славные дела и подвиги. Пусть же не прерывается связь могучих времен, не скудеет наша память, не утрачиваются славные многовековые традиции, в которых слышится звон боевого меча, победный салют 45-го и богатырский клич Святослава: «Иду на вы!»

Владимир МАКСИМОВ,
руководитель военно-исторического
объединения «Россия молодая»