«ОБРАЗЕЦ ВЕРНОСТИ ЦЕРКВИ»

«ОБРАЗЕЦ ВЕРНОСТИ ЦЕРКВИ»

Состоялась конференция, посвященная священномученику Петру (Полянскому)

Протодиакон Владимир Василик

Новости РПЦ РПЦ (Русская православная церковь)

11.10.2022 241

Время на чтение 3 минуты

Фото: Из личного архива автора

Вчера, в 85-годовщину расстрела священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, в Магнитогорске состоялась Х Международная научно-практическая конференция «Петровские образовательные чтения: духовно-нравственные ценности молодёжи в Российском обществе».

Чтения начались Божественной литургией в Вознесенском соборе Магнитогорска, а продолжились во Дворце культуры металлургов им. С. Орджоникидзе.

Предлагаем Вашему вниманию краткое изложение доклада протодиакона Владимира Василика на Петровских чтениях.

10 октября Святая Церковь отмечала память священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.

Удивительная и таинственная жизнь Владыки Петра. Во многом её можно сравнить с житием митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). Оба были простые добрые русские люди, оба любили Церковь и Родину. Но из них сделали врагов Советской власти: их расстреляли и мы не знаем место захоронения. Митрополит Вениамин был расстрелян в 1922 году, а святитель Пётр (Полянский) в 1937 году.

Оба святителя были верны Церкви и боролись не за материальные блага и власть, а за достоинство Церкви и правду Божию.

И оба они испытали предательство со стороны своих же собратьев. Святитель Вениамин был предан человеком, которому бесконечно доверял – протоиереем Александром Введенским.

Святитель Пётр (Полянский) был предан обновленцами, которые облыжно обвинили его в том, что якобы он вместе с Патриархом Тихоном в 1924 году писал Великому князю Кириллу Владимировичу и одобрял его восшествие на престол. Это был донос со стороны обновленческого епископа Николая. Ничего более безумного и придумать трудно.

Святитель Тихон, выйдя из заточения, со словами «я Советской власти – не враг» старался честно выполнять свои обещания по отношению к Советской власти. Святитель Пётр верно следовал его политике и антисоветских заговоров не замышлял.

Это была месть обновленцев за то, что святитель Пётр призывал свою паству не вступать с ними в общение.

В дальнейшем святитель Пётр (Полянский) становился жертвой доносов известного авантюриста епископа Бориса и епископа Григория (Яцковского) – родоначальника Григорианского раскола.

Как в Голгофской драме тут были свои иуды и свои пилаты.

В партийных кругах и ГПУ при НКВД были разные круги. Одни, государственники, были заинтересованы прежде всего в государственной безопасности и в сущности хотели иметь лояльную Церковь, а другие типа Емельяна Ярославского, исходя из этнических причин, а также влияния известной космополитической среды, заточенной на деньги и всемирную власть, стремились к полному уничтожению Церкви.

Емельян Ярославский умер от горя в 1943 году, когда товарищ Сталин прикрыл Союз воинствующих безбожников. К сожалению, в 20-ые годы ХХ века они во многом определяли климат отношений государства и Церкви. И именно они стремились внести раскол в Русскую Православную Церковь, требовали от митрополита Петра (Полянского) церковного осуждения антисоветского духовенства. Святитель Пётр по совести и здравому смыслу пойти на это не мог, как ни требовал от него того Евгений Тучков – член комиссии по отделению Церкви от государства. Это означало раскол в Церкви. Дело кончилось арестом святителя Петра, его многочисленными ссылками и заключениями. Тем не менее, в них он мужественно держался. Он не отказывался даже под мощным давлением от титула местоблюстителя и отнюдь не от властолюбия: чем было властвовать, тем более в тюремной камере? Святитель Пётр понимал, что именно он является интегральной личностью, авторитет которой признают все.

И благодаря ему в течение многих лет поддерживалось единство Церкви.

Хотя у него возникали некоторые вопросы по руководству Церковью, но он никогда не доходил до осуждения Декларации митрополита Сергия, а тем более до разрыва с Церковью. Известно, что он посылал ему из ссылки одобрительные письма и даже просфору. Расстрел святителя Петра 10 октября 1937 года связан не с приказом из Москвы, а с карьеризмом местных органов, стремившихся выполнить расстрельный план любой ценой. Они раздули справедливые сетования до антисоветского мятежа.

Святитель Пётр для нас образец верности Церкви. Ещё в 20 году ХХ века, по предложению Патриарха Тихона принимая монашеский священный сан, он говорил своим родным: Я знаю, что иду на смерть, но отказ от этого предложения означает для меня предательство Церкви. И на нём исполнились слова: Будь верен даже до смерти и дам тебе венец жизни (Откр.: 2, 10).