СРАЖЕНИЕ ЗА СМОЛЕНСК В АВГУСТЕ 1812 ГОДА

СРАЖЕНИЕ ЗА СМОЛЕНСК В АВГУСТЕ 1812 ГОДА

Вспоминая страницы истории

Кажется уже всё известно об Отечественной войне 1812 года. Но по большому счёту мы знаем больше об отдельных эпизодах, таких как Бородинское сражение, которое, несомненно, стало переломным моментом в той войне, как Сталинградская битва в Отечественной войне 1941-1945 годов. Но ведь кроме Бородинского сражения были и другие значимые моменты, одним из которых было оборонительное сражение русской армии против наполеоновских войск в районе Смоленска, которое началось 16 августа 1812 года. Апогеем его стало 17 августа, когда основная часть французской армии была подтянута к городу. Под стенами Смоленска собралась 180-тысячная французская армия, и ей противостоял всего лишь 30-ти тысячный корпус генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова (1756-1816), героя Отечественной войны 1812 года.

17 августа стало самым кровавым днём в истории обороны Смоленска. Утром противник начал обстрел и штурм города. Французы стремились ворваться в город, но русские всякий раз отбрасывали их. Воинам помогали местные жители, они ходили в атаки, подносили ядра к орудиям, вывозили раненых с поля боя. Генерал Д.С. Дохтуров, несмотря на болезнь, руководил сражением. «Если умереть мне, так лучше умереть на поле чести, нежели бесславно – на кровати», – говорил он.

Взбешённый упорством защитников города, Наполеон отдал распоряжение применить тяжёлые орудия, зажигательные и разрывные снаряды. На Смоленскую крепость обрушился огонь 150 французских орудий. «Тучи бомб, гранат и чинённых (шрапнель) ядер полетели на дома, башни, магазины, церкви. И дома, церкви и башни обнялись пламенем – и всё, что может гореть, – запылало!», – писал очевидец событий тех дней писатель Ф.Н. Глинка в книге «Письма русского офицера».

Ни огонь вражеской артиллерии, ни атаки пехоты и кавалерии, ни пожары не в силах были сломить сопротивление защитников Смоленска. Но учитывая невыгодное соотношение сил и возможность обхода Смоленска французами, Барклай-де-Толли решил оставить город и отойти на восток…

Главные силы русской армии успели выйти на московскую дорогу, и Дохтуров ночью вышел из Смоленска, в котором не осталось целыми и пятой части домов.

Оценивая героическую оборону Смоленска 210 лет назад, коротко можно сказать одно: Не было бы Смоленской обороны, не было бы и Бородино! И этим всё сказано.

Под Смоленском французы потеряли убитыми 20 тысяч солдат, русские потери – 10 тысяч.

В Смоленск Наполеон въехал на белом коне через Никольские ворота. Никто из русских не встретил его, не пришёл к нему на поклон, не принёс ключей от города. Жители ушли вместе с армией. Это поразило Наполеона, всюду его встречали как триумфатора, здесь же царило гробовое молчание, которое таило грозное предзнаменование жестокой борьбы.

Великая армия на пути к Смоленску понесла большой урон в живой силе и материальных средствах, и единственный выход состоял в том, чтобы вынудить русских к сражению и продиктовать им мир. Но все эти замыслы сорвал Смоленск, и теперь свои условия диктовали русские.

Много лет спустя, уже находясь в ссылке на острове Св. Елены, Наполеон вспоминал: «Русскому отряду, случайно находящемуся в Смоленске, выпала честь защищать сей город в продолжение суток, что дало Барклаю-де-Толли время прибыть на следующий день. Если бы французская армия успела врасплох овладеть Смоленском, то она переправилась бы там через Днепр и атаковала бы в тыл русскую армию, в то время разделённую и шедшую в беспорядке. Сего решительного удара свершить не удалось».

В Смоленске у Наполеона появились первые сомнения в правильности своего похода на Восток. А в сражении под Смоленском раскрылись полководческие таланты многих героев Отечественной войны 1812 года.

P.S. Небольшая реплика. После отхода русской армии от Смоленска к Москве началась продажа оружия из Московского арсенала по цене в 30-40 раз ниже обычной. Однако, вооружаться было особо некому: дворянство и состоятельные люди эвакуировались, в день из города выезжало более 1500 повозок самого разного рода…

Вадим Тимофеевич Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист