НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ФИЛЬМЫ ВВС КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОПАГАНДЫ

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ФИЛЬМЫ ВВС КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОПАГАНДЫ

Пропагандистским целям служит любой видеопродукт современной западной цивилизации

Максим Воробьев

03.08.2022 341

Время на чтение 4 минуты

Фото: из личного архива автора

Кажется, такое важное и хорошее дело – ликбез и повествование об истории науки. Рассказы о правителях, ученых и открытиях, и вдруг – пропаганда. Не сгущаем ли мы краски? Увы, ничуть.

Сразу надо признать очевидный факт, что любой видеопродукт современной западной цивилизации, служит инструментом пропаганды. Так повелось еще со времен холодной войны и даже ранее. В первую очередь, пропагандируются западные ценности и образ мыслей. Их превосходство над всем прочим недоразвитым и диким миром. И если в художественных фильмах эта составляющая давно примелькалась (один Рэмбо что стоит), то в научно-популярных фильмах элемент пропаганды не столь очевиден. В самом деле, как можно в фильме, посвященном открытию, скажем, радиоволн, пропеть панегирик демократии и западной цивилизации? Не знаете? Да запросто! Достаточно упомянуть, что такое важное в истории человечества открытие могло родиться только в светлой голове западного человека, воспитанного на принципах свободы и демократии. Причем не забыть напомнить, что вся передовая наука 19 века сосредотачивалась в Европе и, наиболее концентрированно, в Великобритании. Ура Джеймсу Максвелу! Ну и, конечно, Генриху Герцу. А про русского Александра Степановича Попова, впервые осуществившего передачу радиосигнала, можно и не вспоминать, а сразу перейти к итальянцу Маркони увенчав его лаврами первопроходца. Все просто и доходчиво. По такому же шаблону штампуются и другие фильмы на любую тематику.

Для лучшего понимания пропагандистской направленности важно определить, какие же именно идеи доминируют в фильмах ВВС и неизменно присутствую в той или иной мере в каждом фильме. Разумеется, животрепещущие темы Западной цивилизации в лице трансгендеров, гомосексуалистов, феминизма и расовой индифферентности задействуются при любой возможности. Но есть и специфические темы ВВС, которые присутствуют практически в любом фильме, часто даже и неуместно. Самых главных и обязательных не так уж и много – всего три. Зато они – священны и неприкосновенны.

Итак:

1. Приуменьшение или полное замалчивание достижений русских ученых и глобального значения России в истории. Если уж без России обойтись никак нельзя, то упомянуть о ней нужно вскользь, мимоходом. А если поподробнее, то не жалеть черной краски, обращая главное внимание на ошибки и недостатки. Даже если их по факту и не было. Особенно сей пункт проявляется в исторических, как бы документальных фильмах.

2. Беспрекословная и повсеместная пропаганда гипотезы эволюции, преподносящаяся как нечто само собой разумеющееся и всем известное. Именно гипотеза, ибо для привычного гордого названия «теории» указанная система никак не дотягивает, в виду отсутствия доказательств. На это обращают внимание многие ученые, в том числе и западные, но их мнение ВВС не интересует. Альтернативные точки зрения на данную тему полностью игнорируются. Для подогрева интереса будут выдвигаться версии о участии пришельцев в строении пирамид, вампирах, НЛО, но эволюция – священна и неприкосновенна.

3. Примитивное понимание религий и неприкрыто предвзятое отношение к христианству. ВВС лояльно и с сочувствием относится к буддизму, иудаизму, шаманским практикам, эзотерике, готово даже на уступки исламу, но христианству гарантированно обеспечен черный пиар.

Непременно вспоминают инквизицию, охоту на ведьм, сжигание еретиков и т.д. Причем не важно, что при этом говорится о православии, никакого отношения не имеющего к всему вышеперечисленному. Виновато все христианство. Так и слышится рев римской толпы, доносящийся через тысячелетия: «Христиан – ко львам»!

Теперь, когда мы определили основные направления пропагандисткой мысли редакторов ВВС, можно непредвзято и взвешенно отнестись и к предлагаемым нам фильмам. Что же мы увидим? В отношении исторических фильмов соотношение знаний и пропаганды составляет примерно 50 на 50. Особенно если речь идет о недавней истории 19-20 веков.

В отношении фильмов, посвященных дикой природе процент пропаганды меньше, но набившая оскомину гипотеза эволюции, за 150 лет никем так до сих пор не доказанная, доминирует над всем остальным и подается как нечто очевидное и принятое всеми учеными, что, мягко говоря, не соответствует действительности. Не беда, что уже 70 лет пытаются варить некий набор аминокислот, чтобы искусственно получить хотя бы одну живую клетку. Результат нулевой, но адептов эволюции это нисколько не смущает. Они слепо продолжают верить во всемогущество эволюции, которая превращает рыб в птиц, птиц в рептилий, рептилий в млекопитающих и т.д. Ну что ж, вера – это личное дело, только вот наука то здесь причем? Науке нужны факты и законы, а вот с этим у завзятых эволюционистов туго. Зато с пропагандой все в полном ажуре.

Если говорить о фильмах, посвященных выдающимся личностям, то и там прослеживается та же тенденция. Смотрим фильмы о, казалось бы, совсем отвлеченных вещах, искусстве, например, и там не преминут сказать о преимуществе гуманизма и демократии. В фильмах об исследовании космоса – фигурируют исключительно американские ученые, ну может европейские. Русских достижений в этой области для ВВС не существует. Ни Королева, ни Гагарина – ничего. В крайнем случае сквозь зубы упомянут, чтобы подчеркнуть превосходство американской астронавтики.

Подведем итоги. Да, научно-познавательные фильмы ВВС неплохо срежиссированы, отлично сняты, из них можно почерпнуть много полезного, но только при условии критического к ним отношения. А если придирчиво относится к транслируемому материалу, то выясняется, что многие факты притянуты за уши, многие сомнительны, а есть и откровенная ложь, разумеется, профессионально упакованная и малозаметная.

До сих пор фильмы ВВС научно-популярного направления демонстрируются по российскому телевидению и постепенно, но верно выполняют свою пропагандистскую задачу. В условиях проведения специальной военной операции на Украине русским школьникам, у которых еще критическое отношение к видеоконтенту не сформировано, в силу возраста, эти фильмы смотреть категорически не рекомендуется. А впрочем, у многих ли взрослых это самое критическое восприятие имеется? В настоящее время создано множество научно-популярных фильмов, снятых как в СССР, так и в России, свободных от жестких идеологических рамок. Большую часть контента ВВС вполне можно заменить на более правдивые и объективные фильмы отечественного производства. Правда они демонстрируются заметно реже, чем продукция ВВС, что в данный момент вызывает закономерные вопросы к руководству российских телеканалов.

Максим Зотикович Воробьев, член Союза писателей России