РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ РОССИИ

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ РОССИИ

Часть 4

Священник Николай Лызлов

21.07.2022 335Время на чтение 12 минут

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

 

ГЕЛИАН МИХАЙЛОВИЧ ПРОХОРОВ (род.1936-2017)

«Доктор филологических наук, профессор, крупный специалист по древнерусской и византийской литературам, лауреат государственной премии Российской Федерации, заслуженный деятель науки. Также известен как писатель-богослов, автор более 300 научных работ. Работу в ИРЛИ совмещает с преподаванием в вузах Петербурга (исторический факультет СПбГУ, РХГИ, Санкт-Петербургская духовная академия)» («Википедия»).

* Статья «Прошлое и вечное в культуре Киевской Руси»:

«Христианизация завершила процесс распада родовых общин и слияния их в единую древнерусскую общность. «…» Признавать власть рода русских князей и верить во Христа-Бога и означало теперь быть руським» («Альманах библиофила» выпуск 26, М., 1989, с.59).

* «Вот сейчас копья ломаются вокруг вопроса вводить ли в школы «Основы православной культуры». Для культурного человека, простите за тавтологию, вопрос этот вообще не может ставитьсяРусский народ создала православная культураДо крещения народа русского не было, были племена. Каждый уважал нравы и обычаи предков, но охоты сливаться с соседями, с чужим родом не было. Более того, чужаки презирались. И могли бы племена не слиться, потому что чудо этого генезиса, народопорождения, в истории явление редкое. После крещения мы видим, что племенные названия исчезают, появляется Русская земля, то есть, русский народ. «…» И скажите, пожалуйста, как же можно не знать культуру, сыгравшую такую великую этногенетическую роль. «…» Думаю, открытый этногенез и сейчас работает, и скрывать православную культуру просто антинародно» (Газета «Радонеж» 2004, №9, с.11).

ВИКТОР МАРКОВИЧ ЖИВОВ (1945-2013)

«Доктор филологических наук, заместитель директора по научной работе Института русского языка им. В.В. Виноградова при Российской академии наук, заведующий сектором истории русского литературного языка»

«Как византийское Православие повлияло на русскую культуру? Очень просто – оно создало русскую культуру такой, какой мы ее знаем сейчас. Русская культура сформировалась как православная культура восточнославянского населения» (Интернет журнала «Нескучный сад» публикация «Византия не виновата» 19.04.2013).

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837)

«Русский писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного зыка «…» Поэзия Пушкина сочетающая всечеловечность и национальный элемент, – величайший пример гармонического прекрасного искусства в русской и мировой литературах» («Советский энциклопедический словарь» изд.3, М., 1985, с.1081).

* В «Заметках по русской истории XVIII века» А.С. Пушкин писал: «греческое вероисповедание /т. е. Православие – составитель/, отделённое от всех прочих, даёт нам особенный национальный характер.

В России влияние духовенства было столь же было благотворно сколь пагубно в землях римско-католических «…» МЫ ОБЯЗАНЫ МОНАХАМ НАШЕЙ ИСТОРИЕЮ, следственно и просвещением» (А.С. Пушкин «Собрание сочинений» М., 1981, т.7, с.277).

АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ХОМЯКОВ (1804-1860)

«Русский религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства, ч.-к. Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о «соборности») сочеталось у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др.» («Советский энциклопедический словарь» изд.3, М., 1985, с.1450).

* «Наша Святая Русь создана самим христианством. Таково сознание Нестора, таково сознание святого Иллариона и других. Церковь создала единство русской земли и дала долгопрочность случайности Олегова дела» (Цитата по книге Тальберг Н.Д. «Святая Русь» Санкт-Петербург, 1992, с.67).

* «Мы приняли от умирающей Греции святое наследие, символ искупления, и учились слову; мы отстаивали его от нашествия Корана и не отдали во власть папы; сохраняли непорочную голубицу, перелетевшую из Византии на берега Днепра и припавшую на грудь Владимира» (Цитата по журналу «Вестник Русского Христианского Движения» 1997, №176, с.173).

Предисловие к журналу «Русская беседа»: «Русский дух создал самую русскую землю в бесконечном её объёме, ибо это дело не плоти, а духа; русский дух утвердил мирскую общину, лучшую форму общежительности в тесных пределах; русский дух понял святость семьи, и поставил её как чистейшую и незыблемую основу всего общественного здания; он выработал в народе все его нравственные силы, веру в святую истину, терпение несокрушимое и полное смирение. Таковы были его дела, плоды милости Божией, озарившей его полным светом Православия» (Хомяков А.С. «Сочинения. В двух томах» т.1, М., 1994, с.517).

* Статья «О юридических вопросах». Письмо к издателю «Русской Беседы» (1857): «Для России возможна одна только задача: быть обществом, основанном на самых высших нравственных началах, или иначе… /*/

Всё, что благородно и возвышенно, всё, что исполнено любви и сочувствия к ближнему; всё, что основывается на самопожертвовании: всё это заключается в одном слове: Христианство. Для России возможна только одна задача: сделаться САМЫМ ХРИСТИАНСКИМ ИЗ ВСЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ. От этого, к мелкому, условному, случайному, она была и будет всегда равнодушною «… » Эта цель ею сознана и высказана сначала; она высказывалась всегда, даже в самые дикие эпохи её исторических смут. Если когда-нибудь позже и переставали её выражать, внутренний дух народа никогда не переставал её сознавать. От чего дана нам такая задача? Может быть========, отчасти вследствие особого характера нашего племени; но без сомнения от того, что нам, по милости Божией, дано было ХРИСТИАНСТВО ВО ВСЕЙ ЕГО ЧИСТОТЕ, всей его братолюбивой сущности» /«Сочинения Хомякова» А.С. М., 1914,  т.3, с.334-337/. (Цитата по книге: «В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией» М., 1997, с.93).

ПЁТР ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ (1794-1856)

«Русский религиозный философ. Участвовал в Отечественной войне 1812г., в 1821г. принят в Северное общество декабристов…» («Советский энциклопедический словарь» изд.3, М., 1985, с.1472).

«Великое событие нашей юности есть введение в Отечестве нашем святой Православной веры» (Цитата по журналу «Вестник Русского Христианского Движения» 1997, №176, с.191).

* Письмо графу Сиркуру /1846г./: «Вся наша умственность есть, очевидно, ПЛОД РЕЛИГИОЗНОГО НАЧАЛА» (Чаадаев П.Я. «Статьи и письма» М., 1989, с.302).

* Письмо князю П.А. Вяземскому /1847г./: «…так воспитала нас Церковь наша. Горе нам, если изменим ея мудрому учению! ЕМУ ОБЯЗАНЫ МЫ ВСЕМИ ЛУЧШИМИ НАРОДНЫМИ СВОЙСТВАМИ СВОИМИ, СВОИМ ВЕЛИЧИЕМ, всем тем, что отличает нас от прочих народов и творит судьбы наши» (Чаадаев П.Я. «Статьи и письма» М., 1989, с.314).

* В другом месте Чаадаев писал: «Как бы то ни было, но этой ЦЕРКВИ, столь смиренной, столь покорной, столь униженной НАША СТРАНА ОБЯЗАНА не только самыми прекрасными страницами своей истории, но и СВОИМ СОХРАНЕНИЕМ. Вот урок, который она была призвана явить миру. ВЕЛИКИЙ НАРОД, ОБРАЗОВАВШИЙСЯ ВСЕЦЕЛО ПОД ВЛИЯНИЕМ РЕЛИГИИ ХРИСТА, поучительное зрелище, которое мы предъявляем на размышление серьёзных умов» (Журнал «Вопросы философии» 1986, №1, с.136; Чаадаев П.Я. «Сочинения» М., 1989, с.208).

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КИРЕЕВСКИЙ (1806-1856)

«Русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Брат П.В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлечённого мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе восточной патристики» («Советский энциклопедический словарь» изд.3, М., 1985, с.578).

«У нас образовательное начало заключалось в нашей Церкви… всё просвещение России, весь образ мыслей всех классов общества, проистекал из одного общего источника: из прямого и непосредственного источника нашей Церкви» (Киреевский И.В. «Критика и эстетика» М., 1979, с.147,152).

* «Монастыри наши, раскинутые частою сеткою по всей земле русской, пополненные выходцами из всех классов народа, находились в таком же отношении к умственному просвещению всей земли, в каком находятся университеты европейские к народам западным: ОНИ СОСТАВЛЯЛИ ЦЕНТР И ОПРЕДЕЛЯЛИ ХАРАКТЕР НАРОДНОГО МЫШЛЕНИЯ. Умозрение, которому предавались отшельники из мира, было вместе и ОСНОВАНИЕМ И ВЕНЦОМ ВСЕГО МЫШЛЕНИЯ В МИРЕ» (Киреевский И.В. «Критика и эстетика» М., 1979, с.227).

Статья «О характере просвещения Европы» он пишет о Древней России: «Приняв учение христианское от Греции она постоянно находилась в общении с Вселенскою Церковью. Образованность древнеязыческого мира переходила к ней уже сквозь учение христианское, не действуя на неё односторонним увлечением «…» Христианство проникнув в Россию, не встретило в ней тех громадных затруднений, с какими она должно было бороться в Риме и Греции, и в европейских землях, пропитанных римскою образованностью. Чистому влиянию его учения на внутреннюю и общественную жизнь человека словенский мир не представлял тех неодолимых препятствий, какие оно находило в сомкнутой образованности мира классического и в односторонней образованности народов западных» (Киреевский И.В. «Критика и эстетика» М., 1979, с.258-259).

* Статья «В ответ А.С. Хомякову» /1839/: «… эти святые монастыри, рассадники христианского устройства, духовное сердце России…» (Киреевский И.В. «Критика и эстетика» М., 1979, с.152).

«Учение св. отцов православной Церкви перешли в Россию можно сказать с первым благовестом христианского колокола. Под их руководством, сложился и воспитался коренной русский ум, лежащий в основе русского быта» (Киреевский И.В. «Критика и эстетика» М., 1979, с.275).

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ (1795-1829)

«Русский писатель и дипломат. » … » Комедия «Горе от ума»… сыграла выдающуюся роль в становлении русской реалистической литературы и театра. Многие образы комедии стали нарицательными, отдельные стихи – поговорками» («Советский энциклопедический словарь» изд.3, М., 1985, с.340).

«Русский ощущает себя по настоящему русским ТОЛЬКО В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» (Цитата по книге «Религия и демократия» М., 1993, с.559).