ДОСТОЙНЫ ЛИ МЫ ИМЕТЬ ЦАРЯ?


ДОСТОЙНЫ ЛИ МЫ ИМЕТЬ ЦАРЯ?

Размышления к 104-й годовщине убиения Царственных Мучеников

Протоиерей Алексий Успенский

Царская Россия Екатеринбургские останки Николай II

16.07.2022 154

Время на чтение 8 минут

Протоиерей Алексий Успенский

 

Из более чем двадцатилетнего забвения возникла вдруг эта видеохроника. Очевидно для того, чтобы напомнить нам обстоятельства прославления последнего русского Императора и его семьи. Оказалось, что многие не только забыли эти обстоятельства, но и вообще о них ничего не знали. А они, надо сказать сами по себе таковы, что заслуживают не просто внимания, а тщательного исследования и осмысления. «А что тут осмысливать? – могут сказать некоторые. – Царь прославлен в лике святых. Что вам ещё надо? Неужели мы чего-то ещё не допоняли в отношении не такой уж давней истории собственного отечества?» Таким людям с великим сожалением приходится давать следующий ответ: народ, который все допонял, признал ошибки, прегрешения, старается исправить кривизну своего исторического пути, такой народ не будет вновь повторять кровавые уроки прошлого, вымирать, допускать расколы церковные, возобновлять братоубийство, разделения на пространствах своей большой Родины.

Каким же образом судьба народа может быть связана с отношением его к последнему царю? Да, собственно говоря, таким же, каким связана она с отношением к своей Вере и Отечеству. Данный тезис выглядит сегодня весьма спорно. Скажут, цари бывают разные. И это верно. Допустим, некто царствующий является изменником родины, да плюс к тому ещё и еретиком. Такое бывало в истории. Вспомнить хотя бы самозванца Григория Отрепьева. Народная память хранит к нему соответствующее отношение. Но возможно ли в этой связи говорить о предательстве Николаем Вторым своей Веры и Отечества? Очень многие его современники желали видеть в нем именно такого представителя власти. Но когда подобные обвинения, в ходе следствия чрезвычайной комиссии Временного Правительства были опровергнуты, это не помешало врагам Престола держать Государя под арестом, а саму идею монархии под запретом. Дальнейшее крушение русского государства и неисчислимые потери с этим связанные, требовали ответа на извечный вопрос: кто виноват? И конечно, без суда арестованный и, в конце концов, убиенный Государь, удобнейшим для всех образом, был назначен виновником всей катастрофы. И сегодня есть немало тех, кто готов разделить данную точку зрения.

Вообще, надо признать, нет в современной России единого мнения на этот счёт не только в обществе светском но и церковном. Ну, как быть в последнем случае? То есть – с понятием сего предмета внутри Церкви? Не может же канонизированный святой быть той фигурой, которая явилась причиной краха Государства Российского? И здесь мы сталкиваемся с целым спектром различных позиций, мнений, разночтений, которые множат и множат вопросы, как к личности убиенного монарха, так и вообще к роли самодержавия.

Вот этому нашему церковному сообществу, ввиду всего вышеизложенного, в год восьмидесятилетия убиения Царской Семьи и в день 81-ой годовщины Октябрьского Переворота (7 ноября н. ст.) и приходит ответ в виде мироточивого образа Государя, о котором идёт здесь речь. Дошедшая до нас кинохроника у нормального верующего человека не оставляет никаких сомнений в безусловной святости последнего Царя. И совершенно не случайно данное священное изображение являет нам не отрекшегося гражданина Романова, а Благочестивейшаго и Самодержавнейшаго Хозяина земли Русской во всей силе и славе своего императорского достоинства.

Да, цари бывают разные, но многие ли из них прославлены Богом, так, как прославлен наш Государь? Если Сам Бог рассудил так, то почему люди судят иначе? Я не говорю про людей вообще, они всегда думают что хотят, речь как раз о тех, кто мнит себя членами православной Церкви Христовой. Почему молчат о царской святыне? Почему избегают её изображений в церквах? Почему почти совсем не молятся Царственным Мученикам? Почему молитве, свидетельствам о чудесах, широкому общецерковному почитанию предпочитают череду научных экспертиз, следственных действий и упорное желание объявить святыми мощами неизвестные человеческие останки?

А есть ещё в нашем сообществе предпочтения и другого рода.

Значение и смысл благодатных явлений царских в некоторых умах затмевается сегодня напряжённым ожиданием грядущего царя земного. Того, который согласно некоторым предсказаниям, воцарится в России под конец времён. Не желая здесь наступать на горло чьей-то песне и не дерзая опровергать подобные чаяния, позволю себе предположить, что ложка бывает дорога не сама по себе, а, в частности, к обеду, и такой подарок Неба, как православный Государь, может быть дан народу лишь в том случае, если последний достоин будет принять такую честь. В противном случае приходит на ум судьба несчастного народа еврейского, который «не узнал времени посещения своего». И после цветов и пальмовых ветвей, полагавшихся под ноги Спасителя, определил Ему участь преступника, достойного вместо царских почестей позорной смерти.

Кстати, незабвенный Фёдор Михайлович, в своём произведении «Идиот», исследовал этот вопрос в отношении русского общества 19 столетия. А что, если бы Христос посетил сей мiр именно в то время и в том месте, которое называется Санкт-Петербургом второй половины 19 века? И совершенно справедливо наш классик констатирует, что мiр поступил с его героем, ровно так же, как древле, со всей своей звериной свирепостью, этот мiр расправился со Христом. Мало кто так препарировал черепные коробки и сердца современников, извлекая на свет Божий их содержимое, как делал это Достоевский. Его диагноз не пригодился, и законный русский Царь сначала был объявлен «идиотом», а потом убит в атмосфере настоящего беззакония и подлинного идиотизма.

Вот что бывает, когда народ не готов, а лучше сказать – не достоин, иметь Благоверного Царя. А если допустить мысль, что, возвращение русского монарха уже произошло? Только в духовном качестве. И как отозвались на это русские люди?

Фильм Ларисы Тябус очень помогает найти ответ на этот вопрос и понять, что мы «не узнали времени посещения своего». Не осознали масштаб и значение этого события двадцатилетней давности.

Вот уже занесена нога и готова вновь опуститься на кровавые грабли революционной морали, вот продолжают кровоточить и воспаляться искусственные границы прежде единого пространства, Державному Хозяину которого, было отказано в признании.

Да, сказали ему, тебя можно называть святым, но только не за принесенную тобой жертву, не за подвиг служения, а за смиренное принятие, даже не мученической, а страстотерпческой кончины. Иными словами: отрёкшийся гражданин полковник по-христиански встретил насильственную смерть. Ну, а как царь-мученик он нам не интересен. Однако именно как Царь-мученик Государь был прославлен Русской Православной Церковью за границей в 1981 году. И режим, который заявлял себя наследником цареубийства, рухнул через 7 лет после этой канонизации. А в году 1998-м, в день восьмидесятилетия установления в России безбожной власти цареубийц, Царь-мученик явился в образе святого Благоверного Императора всероссийского, свидетельствуя о своём более чем Высочайшем Присутствии обильным мироточением и прочими благодатными признаками той славы, которую он снискал на Небесах. Именно в таком качестве обошёл Государь свои владения и продолжал это делать на протяжении 20-ти лет.

И что ныне стало с этим образом, где он теперь? Многие не знают, а то и не хотят знать. По недомыслию, предубеждению, неведению, или по каким-либо другим причинам. Отношение к царю сегодня такое, что невольно задаёшься вопросом: а стоит ли метать царский бисер, если происходит такое?!

Тот, кто видит икону сегодня, не может не заметить что, она изменилась. И краски уже не те, и мироточения почти не бывает и благоухание еле заметное, а главное – той благодатной силы, исходящей от иконы в прежние годы, уже никто не ощущает. Некоторых это удивляет, а что спрашивается здесь удивительного? Хочется сказать по-евангельски: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не плакали….».

И ещё: «Сколько раз хотел Я вас собрать, как птица собирает птенцов под крылья, но вы не захотели…». Стоит ли продолжать цитату?

Но, может быть, не все так плохо? Царская Семья все-таки прославлена, страна наша после глобального мирового противостояния пытается обрести независимость, и неизбежная брань за остатки правды Божьей на Земле многих еще поставит в ряды её защитников.

Не лишне будет здесь вспомнить какою силой был повержен на Куликовом поле «непобедимый безсмертный» батыр Челубей, чтобы понять как победить врага сегодня.

Да… «Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего».

В том-то и дело, что церковный народ, по большей части, не случайно пребывает в неведении, а то и в заблуждении относительно миссии последнего православного Императора и значении для судеб мира его жертвенного подвига.

«Народ пожалел, собой расплатился», – говорила блаженная Матрона Московская.

Если же мы с вами, вместе со словом Божьим и Преданием церковным, утвердимся во мнении, что сила удерживающая пришествие в мiр власть антихриста – есть богоданная власть царская, то не сможем избежать ясного понимания тех целей и задач, которые стоят сегодня перед силами зла.

Сказано, что не воцарится «человек – сын погибели до той поры, пока не будет взят от среды удерживающий теперь».

Взят от среды… Говоря о последнем христианском Императоре, мы понимаем, что физическое его изъятие успешно осуществлёно в июле 1918 года. Но почитание его в народе, как святого мученика и законного Царя, ломает все планы слуг антихристовых. Потому что полного изъятия от среды Удерживающего не получилось. Власть Помазанника Божия, причисленного к сонму святых мучеников, ещё простирается над областью земной. И чем более признается народом, тем более мешает воцариться беззаконнику.

И что его сторонникам остаётся делать? Какой вывод напрашивается?

Безусловно, пресечь всякое движение в сторону законной богоданной власти свыше. Истребить, извратить, оболгать, затушевать, замолчать, наконец, всё то истинное, что нам известно об этом предмете. И не только это.

Необходимо совершить нечто настолько кощунственное, чтобы получилось духовно оторвать народ от Помазанника Божия. И тем самым от Бога. Необходимо ввергнуть народ в такую бездну мерзости, чтобы и Само Небо отвернулось от тех, кто по доброй воли упадёт в объятия врага рода человеческого.

Именно с этой целью затеяна кощунственная возня с «царскими останками». Никогда в истории Церкви подлинность мощей не определялась посредством плотского человеческого ума. Небо обладает достаточным арсеналом средств для прославления Своих угодников в тех случаях, когда это необходимо. Церковь всегда только смиренно фиксировала факты благодатных явлений и совершала это благоговейно, без суеты, не допуская какого-либо внешнего на себя давления.

А Бог, между тем, давно уже показал кем был и кем остаётся для православного мiра наш Государь. Об этом фильм, добрый памяти, Ларисы Тябус. Помяните ю, братия и сестры, егда молитеся.

P.S.: Исключительные по своему содержанию кадры д/ф «Русская Пасха» (автор – Лариса Тябус) переносят зрителя на 20 лет назад – в период духовного подъема конца 1990-х. Видеолетопись д/ф «Русская Пасха» дарит возможность зрителю вновь почувствовать и пережить то благодатное состояние, которое было связанно с явлением Мироточивой иконы св. Царя Мученика Николая в России. По свидетельству многих участников тех событий, ими было засвидетельствовано необъяснимое ощущение – живого присутствия последнего русского Императора. При этом эксклюзивные документальные видео, собранные р.Б. Ларисой в единую летопись, были закрыты к доступу до 2018 года – и таким образом, только 20 лет спустя, в 2019 году фильм «Русская Пасха» вышел в свет. Ссылка на фильм.

Протоиерей Алексий Успенский, публицист, Санкт-Петербург