ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ КАК ОБРАЗЕЦ БЕЗЗАВЕТНОЙ ЛЮБВИ К РОДИНЕ

ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ

КАК ОБРАЗЕЦ БЕЗЗАВЕТНОЙ ЛЮБВИ К РОДИНЕ

 

К 640-летию Куликовской битвы

Протоиерей Ростислав Мельник

26.05.2020 156

Великий князь Московский Димитрий был старшим сыном великого князя Иоанна II Красного, внуком Московского князя Иоанна Калиты и правнуком св. блгв.кн. Даниила Московского, сына св. блгв.кн. Александра Невского. Он родился в Москве 25 октября 1350 года и принадлежал к 16 колену Рюриковичей. После внезапной кончины отца князь Димитрий в возрасте девяти лет принял управление Московским княжеством.

Время было очень тяжелым. Монголо-татарское иго невыносимым бременем тяготело над Русью. Страна была раздроблена, а князья враждовали между собой и разоряли Русскую землю. За разрешением своих споров и для утверждения на княжеский престол все они должны были ехать в Орду. Часто они с собой приводили и татарские полчища, которые предавали русские селения разграблению и пожарам, а людей уводили в плен. И вот в такой обстановке малолетнему князю пришлось взять на себя ответственность за всю Русь и постигать науку власти.

Однако ему повезло с наставниками. Детство Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником его отца. При малолетнем князе Димитрии митрополит был фактически регентом-правителем Руси. Он и воспитал князя мужественным, любящим Отечество, добрым христианином. И еще одна фигура, облеченная духовным саном, оказалась ключевой на его жизненном пути – это святой Сергий Радонежский, который был крестным отцом его детей и главным советником в делах. Преподобный, как великий подвижник и молитвенник за землю Русскую, пользовался огромным авторитетом во всех слоях общества и приложил много усилий для преодоления «ненавистной розни мира сего», и соединения всех во Христе. «Любовью и единением спасемся», — любил он говорить. Преподобный Сергий был духовным наставником Димитрия. Вместе с митрополитом Алексием они очень много сделали для объединения разрозненных русских княжеств вокруг Москвы. «Москва возвышалась, укрепляла союз с другими княжествами, но спокойствия не было: Орда, Литва, Тверь стремились не допустить ее усиления. Юному Димитрию приходилось противостоять им, налаживая отношения со всеми возможными союзниками. И всюду его сопровождали молитвы Церкви, в благодатной сфере которой при участии этих великих подвижников он возрастал физически, нравственно и духовно» (Соколов Александр, протоиерей «Св. блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва», Нижний Новгород, 2008,С. 254). К зрелым годам князь стал мудрым политиком и выдающимся полководцем, смелым и решительным воином.

Князь Димитрий не жалел сил и средств, укрепляя свой город и усиливая свое войско. Вместе с тем он оберегал русских людей от междоусобиц и от братского кровопролития. «Ему удалось примириться с главным своим соперником – суздальским князем Димитрием, женившись на его дочери Евдокии. Когда князь Нижнего Новгорода Борис отказался повиноваться Московскому князю, Димитрий Иоаннович не двинул войско против него. Он отправил в Нижний Новгород послом игумена Троицкой обители преп. Сергия Радонежского. Авторитет святого Сергия был так велик, и слово его было так могуче, что народ сам заставил Бориса подчиниться Димитрию» (Горелова Н. Г., Пивоваров Б.Н. «Родная история», Новосибирск, 1995,С. 211). Аналогичный случай произошел и позднее, в 1385 году, когда посланный в Рязань Димитрием Донским преп. Сергий уговорил рязанского князя Олега подчиниться Москве. Благодаря преподобному князь Олег взял с великим князем «мир и любовь».

Академик Б.В. Раушенбах подчеркивает большую роль в деле спасения Руси от татарского рабства игумена Троицкой обители, который очень много сделал для объединения страны вокруг Москвы. «Своей проповедью о недопустимости междоусобной борьбы русских князей, необходимости объединения их и освобождения Руси от иностранного ига Сергий стал олицетворением народной совести. Авторитет его был огромен. Ему удается то, что оказалось не под силу другим, – примирить традиционно враждующих между собой князей. Его слово могло означать больше, чем военные успехи одной из сторон в междоусобной княжеской борьбе» (Б. В. Раушенбах. «Развитие Киевской Руси как результат ее христианизации» журнал «Символ», – №20, декабрь 1988 г., с. 76).

Великий князь Димитрий был и сам личностью высокодуховной, отличался особой справедливостью, верностью данному слову и утверждением «правды Божией на земле». Эти качества возвышали его авторитет среди других русских князей. Всем была известна глубокая вера, благочестие и добродетельная жизнь Димитрия Иоанновича.

«Никоновская летопись оставила для потомков портрет Димитрия Иоанновича: «Сам крепок зело и мужественен и телом широк, и плечист, и чреват (дороден) вельми, и тяжек собою зело, брадою же и власы черн, взором же дивен зело… добродетельне и воздержане во всем целомудреннеживяше, пустошных же бесед не творяше, глумления играния не любяше, срамных словес отбегаше, злонравных человек отвращашеся, отечество свое, державу свою мужеством своим крепко держаше… а умом совершен муж бяше, во бранех же храбр воин, и врагом своим страшен являшеся, многие же враги, возстающие на ны победи…» (Соколов Александр, протоиерей «Св. блгв. кн. Дмитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва», С. 259).

Димитрий Иоаннович был очень счастлив в браке. Его верная помощница, княгиня Евдокия, великая труженица, воспитавшая двенадцать детей, после ранней кончины мужа приняла монашество с именем Евфросиния и причислена к лику святых (память 17 мая). На месте Куликовской битвы впоследствии она на свои средства устроила монастырь и была в нем первой игуменьей. В ее честь Московская патриархия учредила церковный орден преподобной Евфросинии княгини Московской.

В 1366-1367 годах по распоряжению князя Димитрия столица была укреплена первым на Руси белокаменным Кремлем.Князь очень много сделал для укрепления великокняжеской власти Москвы в стране.Взамен старого, «служилого» принципа комплектации войска Димитрий впервые в русской военной истории ввел новый (территориальный) принцип его формирования. Также князь перевооружил войско и переформировал его по новому образцу. Он оправдал себя в Куликовской битве. При Димитрии в Москве была введена чеканка серебряной монеты – раньше, чем в других русских княжествах и землях.

Благодаря своей мудрой политике и выдающимся личным качествам Московский князь с помощью митрополита Алексия сумел объединить в одно государство почти все русские княжества. Русь настолько окрепла, что князь Димитрий в 70-е годы начал вооруженную борьбу против монголо-татарских завоевателей. В 1376 году он покорил столицу Волжской Булгарии, отразил нашествие татар на рязанские земли и стал собирать силы для решительной схватки с врагами».

Летом 1378 года хан Мамай послал большое войско во главе с темником Бегичем в поход на Русь. 11 августа 1378 года русское войско во главе с князем Димитрием разгромило ордынцев в битве на реке Воже. Это была первая в истории битва, выигранная русскими у монголо-татар.

«Решительные действия московского князя сильно возмутили надменного хана Мамая – узурпатора власти в Золотой Орде. Он начал собирать огромное войско из монголов, татар, узбеков, туркмен, половцев, черкесов, ясов и других азиатских народов. Для большего успеха дела Мамай даже нанял тяжело вооруженную генуэзскую пехоту и пригласил в соратники литовского князя Ягайло» (Гребенников Г. А., «Заступники Руси Святой», М., 2004, С. 26). Руси угрожала смертельная опасность. Мамай планировал вместе с ордой переселиться и жить в русских городах, а всех местных жителей обратить в ислам. Встал вопрос: быть или не быть Руси.

В 1380 году огромная армия Мамая вторглась в пределы Руси.По свидетельству «Задонщины», Мамай повел на Русь 9 орд и 70 князей. Князь Димитрий тоже готовился к битве. Он повелел русским войскам собраться для смотра у города Коломны. Всего собралось под его знаменами чуть больше 165 тысяч ратников. Перед битвой великий князь приехал в Троице-Сергиеву обитель к преподобному Сергию за благословением. Преподобный благословил его на брань и обещал помощь свыше. Он предсказал Димитрию победу и сказал, что многим воинам, которые падут в предстоящем сражении, уготованы небесные венцы. Получив вместе с благословением преподобного новые духовные силы и двух иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю, Димитрий Иоаннович выступил на битву.

«На пути к месту сражения благоверный князь еще раз получил благословение преподобного Сергия, который прислал ему гонца инока Нектария с Богородичной просфорой и грамотой от самого игумена, в которой он призывал уповать на помощь Божию и предрекал славную победу над врагом. В благословенной грамоте говорилось: «Иди, господин, иди вперед. Бог и Святая Троица поможет тебе!»»(Гребенников Г. А., «Заступники Руси Святой», М., 2004, С. 29).

21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, перейдя Дон и став на берегах Непрядвы, с высокого холма князь Димитрий рано утром осматривал готовые к сражению несметные полчища Мамая. Перед битвой состоялся поединок монгольского великана Челубея и инока Александра Пересвета. Оба богатыря, сразившись копьями на скаку, погибли, но Пересвет не выпал из седла. Тем самым он положил начало победе и великой славе русского оружия. Затем две могучие силы сошлись в страшной сече на поле Куликовом. Князь Димитрий в одежде простого воина бился в первых рядах сражающихся.

«Русичи стояли на смерть, однако через некоторое время стал сказываться численный перевес ханских туменов, начавших постепенно теснить русские дружины то на одном, то на другом фланге. Исход сражения решился на восьмом часу битвы, когда из рощи за холмом, как молния, на врага обрушилась лавина русских конников. Это засадный полк вступил в битву в самую решающую ее минуту. Ордынцы, силы которых тоже уже были на исходе, не выдержали этого натиска и обратились в бегство» (Гребенников Г. А., «Заступники Руси Святой», М., 2004, С. 31). Хан сам бежал с позором и едва унес ноги с поля боя. Русские воины еще долго, около 40 верст, преследовали татар, избивая их и топя в реках и болотах. Победа была полной, но и русских воинов полегло очень много.

Во время сражения преп. Сергий, собрав вокруг себя всю братию, возносил молитвы ко Господу и к Пресвятой Богородице.Как повествует его житие, он телом стоял на молитве во храме Пресвятыя Троицы, а духом был на поле Куликовом, прозревая очами веры все, что совершалось там.Как будто очевидец, он рассказывал предстоящей братии о ходе битвы.Называя павших героев по имени, преподобный возносил за них заупокойные молитвы и велел то же делать братии. Наконец он возвестил им о совершенном поражении врагов и прославил Бога, даровавшего победу русским дружинам.

«Помощь такого всенародного авторитета, как Сергий Радонежский, великому князю Димитрию Донскому трудно переоценить. Сергий не только благословляет Димитрия на битву, но и отправляет на поле боя двух своих иноков, в прошлом воинов, чтобы предать предстоящему сражению характер священной войны, ибо все участники битвы: князья, дружинники, воины – представляли только свои княжества, а воины-иноки Пересвет и Ослябя олицетворяли Церковь, то есть всю Русь. Русское народное войско, простая пехота, но одушевленная Сергием и Димитрием Донским, выдерживала вопреки военной науке страшные удары конницы Мамая. И в конечном итоге, во взаимодействии с княжеской дружиной одерживает победу», – утверждает академик Раушенбах (Раушенбах Б. В., цит.соч., «Символ», — №20, декабрь 1988 г. – С. 76).

Примечательно, что в тот день великий князь литовский Ягайло находился всего в 30-40 километрах от Куликова поля. Он так и не успел соединиться с Мамаем. Узнав о страшном разгроме войска Золотой Орды, литовцы не стали испытывать судьбу и ушли обратно. Попытки Мамая привлечь на свою сторону рязанского князя Олега тоже не увенчалась успехом. Мамаю, покинутому воинами и последними мурзами, пришлось бежать из Сарая в Крым, в город Кафу. Он прибыл туда со своими немалыми сокровищами, и это решило его судьбу. Его впустили в город и там убили. Историки отмечают, что в Куликовской битве большую роль сыграли дружины литовских князей Дмитрия и Андрея Ольгердовичей, поступивших на службу к великому князю Московскому.

Победа досталась русским дорогой ценой. Потери были огромны. В числе погибших оказалось много русских князей и бояр. Сам великий князь Димитрий Иоаннович мужественно и стойко бился в рядах большого полка и был весь изранен в бою. За великую победу 8 сентября 1380 года народ прозвал главного героя Куликовской битвы – Донским.

На поле Куликовом проявились не только беззаветная храбрость и мужество, но и выдающийся ратный талант князя Димитрия. «День битвы был выбран князем не случайно. 8 сентября – день великого христианского праздника Рождества Богородицы, а русские люди всегда верили в особое покровительство Богоматери. Место битвы – поле Куликово (между реками Доном, Непрядвой и Красивой Мечью) – также было выбрано не случайно. Поле это было по площади 10 квадратных километров, очень болотистое – потому и называлось Куликово, что на болоте живут кулики, с множеством стариц и оврагов. Место сражения было узкое, тесное. Татарской коннице негде было развернуться и использовать свои излюбленные приемы боя. Такая местность сковывала маневры, мешала быстроте атак. Преимущество имели пешие русские воины, хорошо защищенные доспехами» (Горелова Н. Г., Пивоваров Б.Н. «Родная история», Новосибирск, 1995, С. 214).

Завязалась позиционная борьба, в которой русичи, стоявшие насмерть за свое Отечество, одержали победу. Удачная расстановка русских сил, в которой каждый воин знал свое место, задачу, и своевременное введение в бой засадного полка, помноженные на богатырскую силу духа, привела к тому, что враг, намного превосходящий численностью, был разгромлен.

Историческое значение Куликовской битвы очень хорошо выразил русский историк Лев Николаевич Гумилев: «Этническое значение происшедшего в 1380 году на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, ростовцы, волыняне, псковичи пошли сражаться как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. Потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность – Московская Русь, стала реальностью, фактом всемирного исторического значения» (Гумилев Л. «От Руси до России», М., 1990. С. 38).

По целому ряду причин Куликовская битва сыграла огромную положительную роль в дальнейшей судьбе и развитии России.После 150-летнего ужаса русские поняли, что объединившись вместе,они могут быть сильнее грозного врага. Необходимость объединения Руси под началом московского князя стала для всех очевидной. Победа на Куликовом поле  послужила и духовно-нравственному возрождению Руси.

«Благоверному князю Дмитрию Донскому удалось сплотить Родину на истинно крепком, духовном основании. Свет души, чистота сердца, глубокое благочестие святого князя Димитрия озаряли его личность, и народ увидел и понял: этот правитель не ищет своего, но жертвует собою в тяжких государственных и воинских трудах ради блага Отчизны. Доверие к великому князю порождало веру в совершаемое им общерусское дело. Мать-Церковь благословляла его на подвиги, он звал людей за собой во имя Христово – и те, кто становился под великокняжескую хоругвь, чувствовали себя уже не суздальцами и ярославцами, а православным русским народом» (Соколов Александр, протоиерей. «Св. блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва», Нижний Новгород, 2008,С. 323).

Куликовская победа имела большое историческое значение не только для Руси, но и для всей Европы. Ибо в планах грозного Мамая было повторение пути хана Батыя, завоевавшего половину Европы. В юбилейном послании Патриарха Московского Пимена к 600-летию победы говорилось: «… шесть веков назад… когда многочисленные полчища Золотой Орды угрожали существованию Московского государства, всеблагому Промыслу Божию угодно было явить спасение Святой Руси… Победа на Куликовом поле, эхо которой было услышано по всей Европе и в Византии, имела огромное историческое значение. Ценой величайших жертв Русь не только нанесла сокрушительный удар могуществу Золотой Орды, но и спасла государства Европы, заслонив их от грозного нашествия» (Костин Б. А. «На подвиг с верой православной.», СПб, 2001,С. 61).

По словам В.О. Ключевского: «Московское государство родилось на Куликовском поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты» (Соколов Александр, протоиерей «Св. блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва», С. 272, Нижний Новгород, 2008).

Таким образом, Куликово поле стало полем воинской доблести и русской славы. А сам князь Димитрий Донской, увенчанный лаврами победителя и освободителя Руси, весь израненный на поле битвы, прожил еще девять лет после этого исторического события. Все эти годы он неустанно трудился над объединением Руси и созданием единого могучего Российского государства.

«Последние годы жизни великого князя были трудными для него. Он много болел. Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович послал за преп. Сергием, который преподал ему все необходимые таинства. В своей «духовной» (завещании) он передал великое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды, уже как «свою Отчину»». Завещание князя было скреплено подписью преподобного.

После Дмитрия Донского власть на Руси изменила свой характер. Орда уже не назначает великих князей. Великие князья стали по наследству передавать московский престол.С изменением порядка наследования великокняжеского трона почти прекратились и междоусобицы на Руси.

За свое 30-летнее правление Димитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель.Представление о политическом единстве Руси стало при нем совпадать с идеей сильной Москвы как столицы единого Русского государства.

Скончался святой благоверный князь Димитрий 1 июня 1389 года и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.В 1988 году Дмитрий Иоаннович был канонизирован Поместным собором РПЦ как святой благоверный князь «на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божьим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже до крови ради блага спасения ближних» (Соколов Александр, протоиерей. «Св. блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва», Нижний Новгород, 2008,С. 319).

Св. князь Димитрий Донской для многих поколений является образцом воинской доблести и беззаветной любви к Родине.Благодарные потомки свято чтут и хранят память о святом князе и героях поля Куликова.

Протоиерей Ростислав Мельник, Ставрополь