МАЛОРОССЫ ИЛИ УКРАИНЦЫ?..

МАЛОРОССЫ ИЛИ УКРАИНЦЫ?..

Автор:

Климент Таралевич

 

Хотя термин «малоросс» формально считается мёртвым, сказать, что малоросский вопрос больше не существует, будет большой неправдой. Относится это и к эмиграции XX века. С

одной стороны, вопрос об украинстве стоял там менее остро: всё-таки где Украина, Россия, СССР? На другой планете, где-то за железным занавесом. А на чужбине эмигрант сам волен, с кем общаться и пересекаться. Не хочешь — не замечай этих украинцев.

С другой стороны, ещё с 1930-х годов сепаратистскому украинскому движению начали уделять внимание сразу две великие державы — Германия, прикармливавшая ОУН и прочих бандеровцев, и Британия, у которой в Канаде проживало до 200 тысяч галичан-фермеров, очень политизированного меньшинства, находящегося в близком контакте со своими собратьями из Польской Галиции. После Второй мировой войны к украинскому вопросу подключились и Штаты, которые откроют не только «Голос Америки» на украиньской мови, но и университетские кафедры украинской истории и языка, а ЦРУ начнёт курировать сепаратистски настроенное эмигрантское движение. Политических украинских эмигрантов стало тяжелее не замечать.


Русская эмиграция была нередко солидарна с таким взглядом советского официоза на украинских политических эмигрантов.
Карикатура из советского украинского журнала «Перець», 1950-е годы.

Для послевоенных русских эмигрантов это, должно быть, выглядело в новинку, такого большого внимания к украинским сепаратистам со стороны действительно серьёзных держав практически никогда не уделялось. Я напомню, что с 1654 до 1991 года Украина, по сути, никуда не уходила, если не брать довольно карнавальный период 1918–1920-х годов. Идея незалежной Украины выглядело довольно фантастично и, более того, фанатично. Плюс ко всему значительная часть эмиграции того времени — это русские того самого малоросского разлива — киевляне, харьковцы (такое самоназвание доминировало до революции), одесситы, казаки — для большинства которых идея того, что они не русские, звучала диковато.

Статья малоросса Бориса Башилова-Юркевича (Башилов — псевдоним, Юркевич — настоящая фамилия), эмигранта второй волны, осевшего в Аргентине — это типичный крик души русского человека на идеологическое расчленение его народа на две части. Борис Башилов — красноармеец, попавший в плен к годы Великой Отечественной, участник Народно-трудового союза и журнала «Посев», друг Ивана Солоневича — сам по себе интересный персонаж, и мы ещё вернёмся к нему в нашей рубрике. А пока обратимся к журналу «Владимирский вестник», выходившему в бразильском Сан-Паулу в 1940–1960-е годы. В одном из номеров за 1952 год и вышла статья Башилова, затрагивающая вопросы, о которых и сейчас могут поспорить многие малороссы. Или всё-таки украинцы?..


Обложка журнала «Владимирский вестник» за июнь 1954 года.


Малороссы мы или украинцы?

Передо мной на письменном столе лежит мой родословный герб. После бегства из СССР и многолетних скитаний по всему свету я случайно нашёл его изображение в Буэнос-Айресе у русского инженера, занимающегося геральдикой. Над рыцарским шлемом — пышные страусовые перья, на синем щите — полумесяц внизу, справа и слева — золотые звёзды, в верхний полумесяц летит оперённая стрела.

Герб Юркевичей, найденный на просторах Сети. Он в некоторых деталях немного разнится с описанием: звёзды, к примеру, не золотые, а стрела направлена вниз, а не вверх, но скорее всего, это тот самый герб, о котором пишет Башилов.

Если вы развернёте «Малороссийский герб» Модзалевского на соответствующей странице, то вы узнаете, что этот герб принадлежит потомкам Ивана Юркевича. Род Ивана Юркевича — один из древнейших родов Малороссии. Члены нашего рода знамениты не только ратными подвигами в борьбе с турками и крымскими татарами. Ещё больше наш род знаменит успехами на почве русского просвещения. Один из родоначальников рода был ближайшим помощником Киевского митрополита Петра Могилы, первым профессором философии Киевской Академии. А ведь почти всё просвещение Малой и Великой России имеет своими истоками Киевскую Академию. Мой предок был один из тех людей, трудами которых строилась общая русская культура. И так было в нашей семье всегда на протяжении веков. Одни участвовали в строительстве русской культуры, другие защищали общерусскую культуру от турецких султанов, крымских ханов и польских королей. Так было до Богдана Хмельницкого; так было на Переяславской Раде, когда один из Юркевичей, взмахивая кривой казацкой саблей, кричал вместе с другими: «Волимъ под Царя Московского православного! Волимъ!»

Со времён Петра Могилы до сих пор и до наших дней наш род был активным участником в строительстве русского национального государства! Любовь к Малороссии, к её историческому прошлому всегда сочеталась с любовью к русскому государству. Были в нашем роду военные, были философы, были скромные незаметные труженики, но никогда не было сторонников отделения Малороссии от России.

Профессор Московского Университета П. Юркевич (философ Памфил Юркевич, декан историко-филологического факультета Московского университета в 1869–1873 годах. – Ред.) был одним из яростных борцов с материалистической философией. Недаром Ленин в своих книгах с такой яростью обрушивался на него. Мой отец, директор учительской семинарии, уехал с Колчаком в Сибирь и погиб в Чите. Мои двоюродные братья, морские офицеры, все приняли активное участие против большевиков. Ни Петлюра, ни Скоропадский не соблазнили их, они чувствовали себя русскими и боролись не против русских, а против большевиков. Один из двоюродных братьев поднят на штыки в бою под Киевом, другие эмигрировали из Крыма с Врангелем. Когда я оказался за границей, то нашёл за рубежом гораздо больше родственников, чем у меня было в России.

Рассказываю я всё это к тому, чтобы доказать, что как потомок древнего малороссийского рода, как потомок одного из творцов малороссийской и русской культуры имею право обсуждать будущее Украины не меньше, а больше, чем все нынешние деятели украинских сепаратистов, гнушающиеся неизвестно почему именем малороссов. Обуреваемые свирепой злобой ко всему «москальскому», эти люди совершенно не знают ни подлинной истории своего народа, ни происхождения слов «малоросс», «Малороссия», «украинец» и «Украина».

«Украинцам» почему-то не нравится слово «малоросс». Не нравится и слово «Малороссия». А ведь эти слова придуманы вовсе не «москалями», а жителями Червонной Руси. Этими словами широко пользуется Богдан Хмельницкий в своем Белоцерковном Универсале в 1648 году: «Вам всем обще Малороссиянам о том доносить» «Кому из вас любима целость отчизны вашей Украины Малороссийской» В письме Запорожской Сечи к Богдану Хмельницкому, написанном 3 января 1654 года, мы находим следующие строки: «А замысел вашъ добь удаться и буде всемъ народамъ малороссийскимъ по обеимь сторонамь Днепра будучимъ, под протекцию Великодержавнейшаго и Пресветлейшаго монарха Российского, заслушны быть признаемъ и даемо нашу войсковую вамь параду, а быстё того дела не оставляли и оное кончили, яку наилучший полъзе отчизне Малороссийской».

Термин «Малая Русь», «Малороссия» возник в 1335 году, когда «москали» все, Московское Княжество, как и другие, было под татарским игом. Малороссиею, Малой Русью назвал княжество Галицкое и Волынское князь Юрий Второй. И Юрий Второй назвал себя «князем всея Малая Россия». «Москали» к созданию названия «Малороссия» не имеют никакого отношения. В последнее время этот термин был достоянием только поэзии да царского титула. А все — и жители Малой Руси, как и Большой, — одинаково считали себя русскими.

Ничего, конечно, обидного в названии «Малая Русь» или «Малороссия» нет. В одном из номеров «Владимирского Листка», издающегося в Бразилии, мы находим следующую справку о происхождении названия «Малая Русь»: «Малыми в истории назывались страны, откуда выходил народ — его национальная колыбель. Великими — центр территориального завершения государственной консолидации или колонии, достигшие особенно пышного расцвета, богатства и могущества. Отсюда — Малая Греция (Афины) и Великая Греция (Эллада), великая Италия (после Рима), Малая Польша (Краков) и Великая Польша (Варшава), Малая Россия (Киев) и Великая Россия (Москва)». Как видим, пишет автор той справки Семён Витязевский, имя «Малороссия» или «Малая Русь» не содержит в себе ничего обидного или позорного для обитателей юга России. Малороссией называется колыбель русского народа; недаром Киев — «мать городов русских», отсюда «пошла быть Русская Земля». Имя «малоросса», если вообще можно говорить о предпочтении, скорее является более почётным, чем «великоросс», ибо оно означает дословно: малоросс — первый русский, самый древний в своем генеалогическом корне, в прямой его линии.

Наименование нашего народа русским известно с глубочайшей древности… «Мы — единый русский народ!» Малороссия — есть понятие племенное. Украина обозначает не что иное, как окраину, окраинные земли государства. Кто хоть немного знаком с историей русского государства, с документами, написанными в то время, когда о наших сепаратистах слыхом не было слышно, когда ни о каком «украинском народе» ни один человек не слыхал, тот знает, что в этих старинных государственных бумагах часто употребляются следующие выражения: Рязанская Украина, Воронежская Украина, Курская Украина, Сибирская Украина. В старинной песне сибирских землепроходцев, сложенной во времена, когда Ерофей Хабаров завоёвывал Амур, поётся:

«КАК ВО СИБИРСКОЙ ВО УКРАИНЕ,
ДА ВО ДАУРСКОЙ СТОРОНЕ»

Из песни, как известно, — особенно из старинной, — слов не выкинешь. Как, интересно, современные сепаратисты объяснят эти слова? Ведь в то время никаких украинцев в Даурии не жило. А Сибирская Украина означало просто окраинная Сибирская земля. Малороссию, конечно, можно называть Украиной, а малороссов украинцами. И Киев, в случае удачи, сепаратисты могут переименовать, конечно, в Скоропадск, Петлюровск или Бендеровск. Но от этого Киев не перестанет быть Киевом, матерью городов русских. Малороссия — есть древнее первоначальное название определённой части России. И отказываться нам, малороссам, от исторического имени своей Родины нет никакого смысла. Сепаратисты же могут называть себя как угодно. Эти люди, хотя и носят название «панов-профессоров» и «панов-магистров», не дают себе отчёта, что собственно обозначает слово «Украина» и что «Малороссия».

Борис Башилов

Да, я малоросс. Я первый русский, самый древний русский. Может быть, мой предок во время Игоря прибил свой щит на воротах Царьграда. С какой стати я буду менять истинное имя своих предков на новое, которое выдумали основатели сепаратизма? С какой стати я буду считать москалей врагами, московскую культуру враждебной, когда вся московская культура тонким ручейком вытекла из древней Киевской Академии и когда один из Юркевичей был первым малороссийским и русским философом.

Не для того мои предки складывали свои чубатые головы в боях с турками, татарами и поляками, погибали на каторжных галерах в Турции, в подземельях польских замков, не для того они дрались под Полтавой на стороне Петра, а позже сражались на Бородинском поле, чтобы потомки их в тяжелую годину для России отказались от всего национального наследства своих предков. Во имя чего это делать? Во имя того, чтобы иметь возможность стать помощником пана-министра в бутафорской Украине, игрушкой враждебных России политических сил?

Да здравствует Малороссия — древняя прародина великой России, обливающаяся нынче кровью в объятиях интернационального большевизма! Я прожил под властью большевиков двадцать четыре года и не видел национальной вражды малороссов к «москалям». И когда грянет великая война против большевиков, под знамена Российской Освободительной Армии соберутся все верные сыны России: великороссы, малороссы, белоруссы, грузины, татары, армяне — все, кто хочет быть сыном свободной великой страны, а не маленькой сепаратистской конюшни. И первая наша пуля и первый удар саблей будет по головам большевиков, а вторая пуля, второй удар саблей будет по агентам иностранных разведок, мечтающих стать министрами государств, не зависящих от «москалей», но зависящих от иностранцев. Мы, малороссы, вовсе не желаем быть игрушкой в руках чуждых нам по религии и культуре «панов-магистров» и «панов-профессоров», находящихся на содержании иностранных разведок.