Сталинград

«Как всегда, Бондарчук больше истратил на рекламу…»

Сергей  Перимбаев, Русская народная линия
15.10.2013
Фильм «Сталинград»: неогуманизм и экуменизм в современной упаковке …


Пожалуй, самый точный вердикт фильму «Сталинград» вынес один из незнакомых зрителей моего возраста после просмотра: «Ну, как всегда, Фёдор Бондарчук больше истратил на рекламу». Фёдор, безусловно, ошибся, когда в одном из своих интервью говорил только о молодёжи, приходящей в кинотеатры. Это вовсе не так. На сеансе «Сталинграда» как раз было больше людей среднего возраста. Но режиссеру, вероятно, хотелось бы, чтобы как можно больше молодёжи посмотрело это кино. Зачем? Попробуем разобраться.

Прежде хотел бы сказать, что у нас с супругой фильм «Сталинград» оставил довольно тягостные впечатления неприятия. И вовсе не от некоторых тяжёлых сцен и войны как таковой, а совершенно по другим причинам. Абсолютно точно могу сказать, что увлекался просмотром только местами и никогда больше у меня не возникнет желания повторного просмотра: это кино пустое. Оно как раз и рассчитано на молодые неокрепшие головы, на пустые души. Я вообще не понимаю, как до сих пор находятся, м-м, такие наивные люди, которые дают денег Бондарчуку-младшему. Как известно, на детях талантов природа отдыхает. Это, как мне кажется, именно тот случай. Человек пыжится и пиарится изо всех сил, каждый раз вбухивает кучу чужих денег в очередной грандиозный проект, но даже на йоту не приблизился к своему великому отцу с его «Войной и миром». «Сталинград» в этом смысле больше похож на мультяшную пародию.
Фёдор в интервью говорит, что в ленте за основу взяты эпизоды и канва романа Гроссмана «Жизнь и судьба». Где вы видели читающую молодёжь? У нас в стране и так-то читают не более 6% (это с газетами и журналами). Сказано Бондарчуком заманчиво, но что-то как-то очень далеко от оригинала получилось. В фильме мы не видим именно ТОЙ войны, как у Гроссмана, прежде всего, за Родину. В «Сталинграде» даже фрицы воюют каждый за своё. Происходит некое раздробление, мозаичность мышления. В фильме нет цельности, стержня. Хочешь — так трактуй, а хочешь — эдак. Объективизм в угоду западным заказчикам и в угоду потенциальному западному зрителю. Как говорится, навстречу баблу.
Юный зритель, посмотревший этот фильм, априори не знающий никакой истории вообще, в лучшем случае из просмотра ничего не вынесет. А в худшем, скорее всего, решит, что Россия, действительно, «проклятая страна», коль на неё напали люди (героически показанные, кстати), «с которыми Бог». Этот эпизод фильма у нас с женой вообще вызвал оторопь. Офицер Вермахта Питер («Пьетья») Кан, браво прохаживаясь перед строем фашистов, на фоне барельефа Сталина рассуждает, что, дескать, мы победители, потому что с нами Бог («Gott mit uns»), а русские, следовательно, по логике вещей, безбожники, поэтому воюем мы за дело и просто обязаны дойти до Индии, где «красавицы с шестью руками». Сугубо в экклезиологическом плане и мотивация-то больше похожа на исламскую. Ну, да ладно, откуда Фёдору об этом знать. Фёдору нужно показать зрелище. Реклама обещала многое. Вместе с тем даже в этом аспекте зритель в очередной раз был обманут. В ленте нет практически ни одной действительно масштабной и качественно снятой батальной сцены. Эпицентр зрительского внимания смещен в сторону спецэффектов, каких-то сомнительных частностей.
Может быть, сказывается режиссерский «талант», но, как мне кажется, даже по этому прозападному сценарию можно было бы снять и лучше. При всём при том, что фильм старательно монтировался в 3D, качество картинки оставляет желать лучшего, декорации бутафорские и перемудренные, не так много сцен, где этот формат действительно оправдан. Видна невооружённым взглядом попытка заигрывания именно с детско-юношеской аудиторией: все эти замедленные движения, полёты в стиле шаолинь кун-фу, внешние эффекты — взрывы, падающие самолёты. Всё это, возможно, и красиво для кого-то, но уже так набило оскомину. В частности и по этой причине лента получилась довольно затянутой. Акцент как бы сделан не в пользу войны, а в пользу любви и всеобщих принципов гуманизма. Дескать, за мир во всём мире! Все люди братья и должны помогать друг другу.
Но Великая Отечественная война — это не тот случай, где можно делать кино про что-то другое вне контекста борьбы русского народа против фашизма, вне контекста зверств фашистов и истиной личины гитлеровской адской машины. Показано две истории любви на фоне разрушенного до основания города. Но такие детские характеры и сцены! Ничего стоящего, никакого драматизма, всё довольно плоско и пошло. По воспоминаниям ветеранов известно, что за время всего лишь нескольких месяцев войны люди менялись радикально, а в «Сталинграде» мы видим какую-то Санта-Барбару, да и только.
Особо следует уделить внимание противоречиям в образе немецкого офицера Кана. Нам с женой показалось, что, вот, сейчас, после насилия над русской девушкой он начнёт каяться, а по-настоящему русская поруганная девчонка вонзит-таки появлявшийся нож в спину «герою». Но не тут то было! Вместо этого он нас же всех обвиняет в том, что стал таким зверем. Он считает себя солдатом чести (на самом деле — удачи), считает зазорным стрелять в спину, называет русских бандитами, а сам тут же подстреливает одного из наших офицеров именно в спину. Нас призывают поверить, что гитлеровский подонок мог воевать не за идеи параноидального негодяя, а за русскую девушку! Дескать, миром правит любовь и «будь проклята эта война»! Эдакий неогуманизм, те самые общечеловеческие ценности, на которых весь Запад уже полностью свихнулся.
Я не знаю, может, Фёдор Бондарчук в детстве хипповал и ему до сей поры не дают покоя идеи хиппи: кури, люби, расслабляйся, а война — это «западло». Даже если Родину рвут в клочья, убиваю, грабят, насилуют, сжигают, расстреливают, то не надо класть душу за други своя, надо заниматься любовью. И это ещё одна идея, которую вынесет юный зритель после просмотра «Сталинграда».
Русские солдаты в этом кино показаны какими-то недоделками: кто-то повторяет одну и ту же фразу, кто-то всё время молчит, а боцман и вовсе не нашёл ничего лучшего, как совершить морской заплыв в импровизированной ванной. Капитан, который руководит обороной стратегически важного дома, с одной стороны, с лёгкостью расстреливает из снайперской винтовки своих же мать и дитя (из идей гуманизма! Нельзя же фрицев извергами показать), а, с другой стороны, он яростно набрасывается на своего же солдатика, который помог ключевой героине фильма Кате завалить фашиста. Человек, имеющий хоть какой-то жизненный опыт и знающий мало-мальски историю, никогда не поверит в то, что офицер, прошедший несколько войн, у которого «никого не осталось» может жалеть в такой ситуации убитого фашиста. Ну, так гуманизм же!
Режиссёр ставит нашего снайпера ниже зверя, животного. А то, что периодически за кадром звучит голос с важной к случаю информацией, так это же не визуализировано. А для современной молодёжи то, что просто сказано, -в одно ухо влетело — в другое вылетело. На это и расчет, — в памяти останутся только зрительные образы, эмоции и…жалость по безжалостно убиенному немецкому солдатику. Никто не вспомнит, что он, шедши до Сталинграда расстреливал, грабил, насиловал, сжигал. И не одного-двух человек, а деревнями и городами. На фоне наших буквально черномазых солдат эдаким щёголем выглядит немецкий полковник. (Кстати, ещё один существенный прокол — война, грязь, голод, а у солдат зубы, как с глянцевой обложки). Периодически, правда, и ему не дают покоя вши, даже перед «героической» кончиной. Но это ничего, — в остальное время он выглядит так, что только на приём к Геббельсу: постоянно бреется, умывается, кушает вилкой и ножичком, пьет рейнское из бокальчика. Вот вам, смотрите, какая аккуратная и образованная арийская раса, и мы, русские, — «варвары». Лучше б они нас завоевали, стали бы такими же культурными. Какая знакомая современная мысль! Фёдор здесь, конечно же, не оригинален.
Но Бондарчук младший проявил «недюжинную» оригинальность в самом начале фильма. После буквально обрыдшей рекламы мы с женой даже не поняли, когда же начался «Сталинград». Ибо начало фильма ознаменовано приплетенной ни к селу, ни к городу катастрофой в Японии. Сначала я подумал, что это очередная реклама, а оказалось, что это уже Федорино горе пошло. Увязка с катастрофой в Японии преследует ту же главенствующую идею — невзирая ни на что (напали на тебя — не напали), воевать «западло», все люди братья, со всеми «Бог» и все должны помогать друг другу. Неогуманизм и экуменизм в современной красочной упаковке. Не думаю, что на подобного рода фильмах можно и нужно воспитывать чувство патриотизма. Истинный Сталинград в ленте не показан, он есть в других фильмах, других книгах, но их, к большому сожалению, почти никто не смотрит и не читает. В них неинтересно вкладывать даже отечественному телеканалу «Россия 1», имя которого предваряет «Сталинград» Бондарчука. Надо показывать «что-то новое, современное…тили-тили, трали-вали»… «Сolumbia pictures» не представляет…
Сергей Анатольевич Перимбаев, ректор РЕЖДУ (Рязанское епархиальное женское духовное училище)