Когда в товарищах согласия нет…

Расширенный Cовет атаманов Центрального войска, прошедший в Воронеже, вскрыл самые больные места российского казачества. Российское казачество переживает нелегкие времена. Да, казаки получили наконец официальный статус. Теперь они будут не только охранять свои традиции, но еще нести государственную службу и, по сути, — охранять страну. Например, теперь они могут взять на себя обязанности по охране государственных и муниципальных учреждений — школ, детских садиков, а со временем, может, и лесных угодий.

И даже правопорядка на улицах. На этой службе в России зарегистрировано 11 официальных, или так называемых реестровых казачьих воинств. Одно из них — Центральное казачье войско во главе с атаманом Валерием Ивановичем Налимовым. В это реестровое войско входит и Воронежское отдельское казачье общество.

На этой неделе в столице Черноземья прошло заседание расширенного Совета атаманов Воронежского отдельского казачьего общества Центрального войска. В нем приняли участие заместитель руководителя Администрации Президента России, председатель совета при Президенте по делам казачества Александр Беглов, депутат Государственной Думы РФ Галина Карелова, главный федеральный инспектор в Воронежской области Александр Солодов, первый заместитель председателя Правительства области Владимир Попов, вице-спикер Воронежской областной Думы Владимир Нетесов, руководители исполнительных органов государственной власти.

Как заявил Александр Беглов, ключевой задачей на 2012 год является объединение казаков в единое российское казачье войско.

— Мы должны пройти перерегистрацию всех «первичек», чтобы по осени собраться вместе и создать единое всероссийское казачье общество. При этом каждое войско останется самостоятельным, — заметил председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества. Он также пояснил, что для управления структурными казачьими подразделениями будет создан специальный штаб. На Всероссийском казачьем круге предстоит избрать и Верховного Всероссийского атамана.

Важнейшей целью, к которой необходимо сегодня стремиться, Александр Беглов назвал возрождение истинно казацкого духа. Основное право и привилегия казаков, сказал он, — служить Отечеству и вере, поскольку «казак без веры — не казак».

Александр Беглов отметил, что в последние годы сделано немало для возрождения традиций российского казачества. В частности, Президент Дмитрий Медведев утвердил Концепцию его развития и состав Совета по делам казачества. Юридический статус получили казачьи кадетские корпуса. По постановлению Правительства РФ казаки получили право создавать при каждом казачьем войске охранные структуры. При этом на Совете по делам казачества принято решение, что казаки не будут заниматься охраной частного бизнеса.

Войсковой атаман Валерий Налимов, в свою очередь, сделал акцент на укреплении и консолидации гражданского общества как одной из главных задач, стоящих перед российским казачеством.

Но вот с консолидацией дела оказались неважными. В заседании, кроме «реестровых» казаков Воронежского отдельского казачьего общества Центрального казачьего войска, приняли участие и казаки-«общественники» из Северо-Донского казачьего округа «Союза казаков России», а также из представительства на территории нашей области Всевеликого войска Донского. К слову, Всевеликое войско Донское тоже является официальным, но его место в реестре — на юге России, а не в Воронежской области. Поэтому коренные представители Всевеликого войска в нашем регионе — тоже, считай, общественники. И хотя Александр Беглов и Валерий Налимов выразили надежду на конструктивное сотрудничество с общественным казачеством региона, положа руку на сердце — конструктива пока не случилось.

Это проявилось «на публике» во второй части заседания Совета атаманов, уже без участия представителей органов государственной власти.

— Мы не можем отказаться от всех воронежских казаков, так что все равно давайте взаимодействовать, по-умному, без местничества и злодейства. Однако «Союз казаков России» и Всевеликое войско Донское на моей территории незаконны, — подчеркнул Войсковой атаман Валерий Налимов.

— Тогда покажите нам документы, что мы здесь незаконны! Мы в Воронежской области проживаем уже 600 лет! — поднялся председатель воронежского совета стариков, казачий полковник Всевеликого войска Донского Владимир Постольников. Вслед за ним поднялись все остальные казаки этого войска. И покинули зал.

Как пояснил «Коммунару» советник атамана Налимова в Воронежской области, руководитель украинской культурной автономии Игорь Сахно, такая реакция представителей Всевеликого войска в нашей области недопустима, так как «это государева служба, и если государство определило тебе нести службу на юге России, значит, надо служить именно там».

Однако все оказалось еще сложнее. В вестибюле стояли представители «общественного» Союза казаков России, которые тоже не пожелали остаться на второй части заседания Совета атаманов. Но, по мнению атамана Северо-Донского казачьего округа Союза казаков России Виктора Галушкина, «реестровые» казаки Всевеликого войска «теперь ищут в нас союзника». Но ищут — вынужденно. Потому что здесь, в Воронежской области, «реестровых из Всевеликого войска задавили реестровые казаки Центрального войска Налимова»…

— Мы же вообще не повелись в «реестр», чтобы сохранить исконные традиции российского казачества. Ведь согласно еще ельцинскому указу, казаком может быть любой гражданин РФ, готовый нести службу, знающий казачью историю и обычаи и считающий себя казаком по духу. В результате в реестровые казаки записались все, кто пожелал, даже модельеры. Многие их нововведения для нас чужды. Например, почему лучшие казачьи коллективы теперь будет определять Надежда Бабкина? С точки зрения наших глубоко нравственных традиций, эта женщина такой чести недостойна. Получается, что и настоящая казачья культура, передаваемая нам от прапрабабушек, теперь будет погребена под эстрадным суррогатом? — возмущался в беседе с корреспондентом «Коммунара» атаман Галушкин.

И вообще, казаки «реестровые» и «общественные» — такой же абсурд, как «реестровые» и «общественные» чеченцы, украинцы, узбеки. Казаки — это народ, а не общественники. Однако мы не настолько мелочны, чтобы разменивать нашу постоянную поддержку премьер-министру Владимиру Путину на ошибки «казачьих функционеров». Так что мы не остались «за бортом реестра» — мы остались верными себе. И будем дальше развиваться в рамках Конституции и делать добрые дела в регионе…

К слову, в конце прошлого года в Ростовской области уже произошел громкий, на все российское казачество, скандал: там делом двух противоборствующих атаманов реестрового Всевеликого войска Донского занялись полиция и прокуратура региона. Очень хочется, чтобы нашу область такие скандалы миновали.

Ольга Бренер