ЛУКАВСТВО И ЛОЖЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ЗАПРЕЩЁННОГО КЛИРИКА АЛЕКСАНДРА ШРАМКО

ЛУКАВСТВО И ЛОЖЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ЗАПРЕЩЁННОГО КЛИРИКА АЛЕКСАНДРА ШРАМКО

Дмитрий Куницкий

Белорусский национализм

02.07.2021 182

Заштатный клирик Александр Шрамко, известный своей публицистической деятельностью, опубликовал в блоге статью «Кто «ломает» белорусское православие?», комментарий к которой предлагаем вниманию читателей.

Для правильного понимания выступления запрещенного в служении клирика А.Шрамко необходимо представлять себе, что это за персона. Это «церковный» диссидент с многолетним стажем, уже и прежде запрещавшийся в служении, но позже «покаявшийся» и возвращенный покойным митрополитом Филаретом к служению. А.Шрамко никогда даже не пытался скрывать своих взглядов, которые следует охарактеризовать как ультралиберальные, воинственно протестантские и западнические – и в собственно богословских и церковных вопросах, и во всех производных – ценностных, нравственных, политических и прочих общественных. В конце концов, он объявил, что является убежденным «сторонником внеконфессионального христианства». По сути, само нахождение его в сане священнослужителя Русской Православной Церкви – огромная ошибка и символ либеральной эпохи или либерально-обновленческой струи, запущенной в Русскую Церковь при Хрущеве и его ставленнике митрополите Никодиме Ротове.

Александр Шрамко давно работает с иностранными фондами и ведет подрывную деятельность против Православной Церкви и государства, разумеется, пользуясь многочисленными ошибками и заблуждениями со стороны государственного и прошлого церковного руководства. К этой деятельности относится и данная публикация. В ней Александр Шрамко использует множество лукавых искажений правды, а порой и прямую ложь. Прежде всего, он пропагандирует ложь, что архиепископ Гродненский Артемий якобы был снят со своей должности по указке государственной власти якобы безвольно покорного ей митрополита и иерархов-епископов Священного Синода Белорусского Экзархата за якобы «смелые» выступления в «защиту справедливости» и пострадавших от «антинародной власти». В действительности, отставной архиепископ Артемий давно известен своими западническими, экуменическими и даже русофобскими взглядами (под видом тотального антисоветизма вплоть до восхваления гитлеровских коллаборационистов-националистов), не говоря уже об идейном обновленчестве: достаточно сказать, что в интервью протестанту Р.Яроцкому, поставленному de facto главным миссионером Гродненской епархии, епископ Артемий назвал своими любимыми и выдающимися богословами известных ультралиберальных клириков А.Шмемана, А.Кураева (извергнутого из сана) и Г.Митрофанова. Под свою антиправославную идеологию епископом планомерно подбирался и состав священников – на должности руководителей епархиальных отделов и настоятелей ведущих гродненских храмов. В результате сложилась ситуация, описанная в соответствующей статье «Антиправославие в Гродненской епархии белорусского Экзархата Русской Православной Церкви», а активная поддержка прозападного БЧБ-майдана в 2020 году стала лишь логическим завершением и выражением глубинных убеждений епископа Артемия и «птенцов гнезда Артемиевого». Всё это было хорошо известно иерархам, священству и множеству православных мирян в Белоруссии, а в конце концов стало известно и в Патриархии. Поэтому отправление на покой епископа Артемия было совершенно закономерным и даже весьма затянутым соборным церковным решением, которому политические выступления гродненского епископа даже препятствовали, переводя дело из плоскости церковных отступлений в плоскость политического диссидентства.

Лукавство и ложь интерпретаций Александра Шрамко масштабные. Приведем самые основные. Прежде всего, им еще ранее утверждалось о незаконности снятия епископа Артемия и вообще вмешательства в его дела на территории его епархии (как в случае, когда митрополит просил прекратить исполнение антиправославного коллаборационистского гимна «Магутны божа»). В действительности, суверенные права епископа распространяются только на административные, но не вероучительные и духовно-нравственные вопросы, которые в любом месте и на всякое время находятся во власти Христа и всей церковной соборности, ближайшим представителем которой является местный собор апостольских преемников – епископов. Притом то, что дело не дошло до верховного представителя церковной соборности – общего собора епископов, монахов, священников и мирян, то есть, «глубинного церковного большинства» – скорее смягчило участь епископа Артемия.

Здесь звучит еще одна большая ложь со стороны Александра Шрамко и ряда его единомышленников (в том числе в сане): якобы между церковной иерархией и церковным народом в Белоруссии (как и в России и на Украине) давно (если не всегда) существовал и развивался церковный раскол, который достиг своего апогея во время революционных событий 2020 года, когда иерархия – кроме епископа Артемия – якобы конформистски поддержала власть, а «церковный народ» – «справедливость» и «революцию свободы и достоинства». На самом деле, подавляющее большинство воцерковленных православных мирян и большинство священства (за исключением части «прогрессивного молодого клира» с отдельными очагами в Минске, Гродно и Лиде), имея много накопленных вопросов к президенту Лукашенко за последнее десятилетие (и в том числе по последней избирательной кампании, вообще-то проходившей под знаменами мягкого либерально-западнического разворота батьки), в здравом уме не имели и мысли поддерживать БЧБ-революцию и ее вождей. За «церковный народ» Александр Шрамко и его клирики-единомышленники, в худших традициях либеральной интеллигенции и гапонства как ее части, выдают самих себя, а также небольшую группу своих последователей из мирян, в основном чуждых святоотеческому Православию и воцерковленной жизни, но зато социально-политически активных и даже шумных. Никаким «церковным голосом» их мятежность и суждения, разумеются, не являются и «моральным авторитетом» не обладают. Правда из уст А.Шрамко – лишь о том, что позиция и поведения этого «церковного народа» удивительным образом совпала с ядром неправославных конфессий – католиков, протестантов, иудеев, разнообразных язычников и сектантов. И это неудивительно, ибо с таковыми, а не с консервативными православными, у них духовное единство.

И дальше из уст А.Шрамко сыпется и прочая лукавая ложь: о том, что белорусские епископы, «Князья Церкви», якобы далеки от повседневной народной жизни, но близки к властям и чиновничьей элите и «живут схожими с ними заботами в замкнутом мирке», а не монашеской жизнью (то ли дело сам экс-клирик и любитель грантов и политических тусовок!); о том, что якобы новые «демократические власти» были бы нейтральны и безобидны для Церкви (видимо, как на любимой им постмайданной Украине или, до недавнего, в Черногории!); о том (в других заявлениях), что епископ Артемий вместе с ближайшим окружением являются едва ли не образцом аскетичности, притом особенно – на фоне других епархий и их епископов (что для любого, немного знакомого с церковной жизнью в Белоруссии, является циничным анекдотом). Грубо лукавит Александр Ефимович, заявляя, что «чиновники президентской администрации открыто настаивают на том, что о репрессированных и потерпевших от насилия даже молиться нельзя, не то, что им сострадать». Про «не то, что им нельзя сострадать» – это вообще некий абсурд. А вот «нельзя молиться» – это значит, нельзя выпячивать их имена в политических «молебнах» в качестве сакральных жертв, активно устраивавшихся в той же Гродненской епархии. Проще говоря, – нельзя разжигать революционные настроения религиозными средствами, что совершенно справедливо.

Не менее грубое лукавство А.Шрамко и в попытке эксплуатации Основ социальной концепции РПЦ для оправдания революционных выступлений епископа Артемия и его клира. «Печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп» совершенно не подразумевает революционно-политические «нужды, права и заботы», а «призыв к мирному гражданскому неповиновению» подразумевает собой случаи защиты Церкви, Отечества и христианских добродетелей, а не целей очередного Евромайдана с его местных и закордонных вождей под либерально-националистическими лозунгами и знаменами.

Наконец, сугубым лукавством является радение якобы о «правде и ненасилии» со стороны А.Шрамко, епископа Артемия и их последователей, что было подробно разоблачено в статье «Христианская правда Церкви о БЧБ-революции в Беларуси». Логика и риторика «справедливости и ненасилия» лицемерно используются ими для прикрытия собственных революционно-идеологических целей, а именно – для пособничества «прозападным безбожным революционерам-демагогам и их западным патронам использовать имеющиеся ошибки и заблуждения власти, пороки самого общества для захвата государства – как это было в начале и в конце XX века». При этом сам же А.Шрамко по формуле «держи вора» с «праведным» возмущением «обличает» «переворачивание с ног на голову» истинного положения дел государственной пропагандой: якобы нацеленной на подрыв межконфессионального мира, который якобы достигался «молитвами и крестными ходами против насилия и беззакония, напротив, объединившими верующих разных конфессий» (в действительности, самочинными экуменическими сходками революционеров); якобы «нелепо называющей протестные акции нацистским бунтом» (ядро БЧБ-майдана таковым и было); якобы выдумавшей угрозы насильственной автокефалии в случае победы революции (несомненно, гауляйтеры новой власти продвигали бы и автокефалию, и кроющиеся за ней раскол и унию).

Циничность лукавства А.Шрамко видна в его утверждении отсутствия автокефалистских намерений у епископа Артемия со ссылкой на его отставное интервью «Радио Свободы» (!) при том, что последний прямо ставил вопрос о «курсе на автокефалию» на гродненском епархиальном собрании 2017 года, а в указанном же интервью он прямо говорит, что «этот вопрос еще не созрел даже для обсуждения», так как «у нас все культовые здания принадлежат Белорусскому экзархату, и никакой приход не сможет иметь храм другой юрисдикции», а «в будущем жизнь покажет» и «каждый народ имеет право на самостоятельную церковь, иначе это будет использоваться политическими силами с той или другой стороны» (белорусов он считает нерусскими). То есть, публично признал свои автокефалистские мечты!

В целом, очередное фарисейское выступление Александра Шрамко нужно понимать так. Умысел его весьма прост. Во-первых и прежде всего, это – своего рода злобное скрежетание зубами: епископ в Гродно сменен, и теперь вместо развития Гродненской епархии как автокефальной, которой она уже была de facto, и как центра общебелорусского автокефализма, обновленчества, экуменизма, униатства, гапонства и литвинизма, намечается перспектива возвращения ее в лоно Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Во-вторых, конечно же, это попытка воспрепятствовать наведению порядка в епархии новопоставленным Гродненским архиереем Антонием, заранее дискредитировать его и его действия (в том числе по поручению Синода), настроить против него максимальное число гродненских прихожан. В-третьих, это – очередное выражение ненависти А.Шрамко, его единомышленников и теми, кто за ними стоит, к православному христианству, Русской Церкви и митрополиту Минскому Вениамину, с желанием вызвать и усилить неприязнь и ту же ненависть к ним со стороны максимально широких слоев населения Белоруссии, натравить на них всех противников действующей власти. Наконец, в-четвертых, это – очередной этап революционного наступления западных революционных вождей и их белорусских коллаборационистов, БЧБ-майдана, в том числе с вовлечением важнейшего религиозного фактора.