ТУРКИ ПРАЗДНУЮТ ВЗЯТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

ТУРКИ ПРАЗДНУЮТ ВЗЯТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Мы должны осудить кощунственные «празднества» в Турции

Протоиерей Максим Обухов

Иоанн Грозный и Григорий Распутин

09.06.2021 44

 

 

 

 

Вопрос о взятии Казани войсками Ивана Грозного один из болезненных для межнациональных отношений. Исторический опыт стран, которые смогли преодолеть похожее тяжёлое историческое наследие, говорит о том, что такие вопросы решаются через диалог и взаимопонимание. Нужно понять, что проблема существует и не надо уходить от диалога, потому что одна сторона должна понять ход мысли другой стороны. Такие конфликты не решаются с помощью нагнетания напряжённости, эмоций, жажды мести, за счёт натравливания одной этнической группы на другую, одной религиозной конфессии на другую.

В первую очередь, я бы обратил внимание на связь между двумя историческими событиями, которые произошли примерно в одно время года с разницей в сто лет: поэтому память взятия Константинополя и Казани вспоминают в одни и те же дни. Но в России все народы, в том числе татары, мусульманские народы живут общей жизнью, в то время как христианское население Турции пережило несколько жесточайших этнических чисток, сопровождающихся миллионами жертв и миллионными волнами беженцев.

Так вот, в эти дни в Турции проходят кощунственные, отвратительные «празднества», посвященные осаде и разграблению самого прекрасного в то время города в мире и уничтожению турками величайшей цивилизации. Огонь пылающих библиотек, иконостасов, море крови — всё это радостно отмечают в Турции каждый год, но ничего подобного в России нет, а мир между народами для нас важнее всего. Для христианских народов празднование взятия Константинополя носит в высшей степени раздражающий характер. Может быть, это кому-то покажется странным, но мусульманская община или даже представители татарского мира могли бы выступить с заявлением, осуждающим празднование взятия Константинополя, так как между этими двумя событиями есть определенная внутренняя связь. А народы-участники этих событий разве не должны идти к взаимному примирению и залечиванию ран?

Провокации в Турции болезненно отзываются и на межнациональных отношениях в соседних странах. Действительно, Турция играет роль провокатора, а вместо решения вопроса, вместо того, чтобы преодолеть неприятные моменты исторического наследия, проблема загоняется вглубь и волнами отзывается по всему региону. Немало радикальных националистических организаций поддерживаются из-за рубежа, в том числе из Турции. Действия Турции ставят в неудобное положение мусульман и татар, проживающих в России.

Российские мусульмане могли бы осудить действия Турции как провокационные, которые ударят по межнациональным отношениям в России. События в Турции негативно сказываются на российской внутриполитической и этнической ситуации, а также на межрелигиозных отношениях.

Россия стала одной из самых мощных и сильных держав мира и остаётся ею до сих пор в течение сотен лет. Присоединение Казани было неизбежным если не при Иване Грозном, то при другом Царе, например, при Петре I. Русские были очень сильно мотивированы историческим опытом гибели Византии и, естественно, не хотели повторения судьбы греков. Повторимся, русские не хотели, чтобы Москва была взята, разграблена, а население подвергнуто геноциду так же, как это произошло с Константинополем. Но связка Турция-Крым-Астрахань-Казань была, во-первых, угрозой самому существованию России, во-вторых, это была цепочка по массовой торговле рабами в мусульманских странах, их захвату, транспортировке и продаже на рынках в мировом масштабе. Побережье Черного моря усыпано бывшими невольничьими рынками. Трудно представить, но на площадях Феодосии, Евпатории, прибрежных городах Кавказа шла торговля людьми, которых купцы покупали в портах и развозили по Средиземноморью. Казань была одним из звеньев этой цепочки. Причем продавали представителей всех народов, живших к северу от Черного моря, включая татар. В этой связи и напрашивается идея провести параллель между взятием Казани и Константинополя. В Турции тотально уничтожена ромейская цивилизация, христианские народы подвергнуты геноциду, этнической чистке и ассимиляции, что превратило Турцию в почти моноэтническое государство.

История взятия Казани — наверное, непростая страница нашей истории. Каждый может видеть ее по-своему. Но это повод для поиска исторического примирения и компромисса, а не для разжигания ненависти. Те националисты, которые хотят мести или развала государства, не понимают, что ставят в неудобное положение весь обширный татарский мир, сталкивая его с миром русским и христианским. В то время как в современной России есть возможность гармоничного сосуществования и созидательного развития разных народов, но это даётся не само собой, а достигается усилиями по преодолению исторически сложившихся проблем и отказом от провокаций, от которых проиграем все мы.

Протоиерей Максим Обухов, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь»