«У НАС ЕСТЬ СЕРДЦЕ…»

 

 

 

«У НАС ЕСТЬ СЕРДЦЕ…»

Ностальгия по Советскому Союзу – это мощный социальный народный запрос на справедливость, честность и порядок

Борис Алов

Алекс. Алёшин Советский недобиток Наталия 2016

23.03.2021 1684

«Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца.

А кто хочет его восстановления в прежнем виде,

у того нет головы».

Президент России Владимир Путин

Поспорить с этим суждением можно, но … С эмоциональным содержанием мысли – без вопросов! Но это суждение, вольно или не вольно, коснулось сознания миллионов моих соотечественников. И, судя по реакции, это глобальное событие на сегодняшний день является самым актуальным, самым востребованным и самым… противоречивым. Последнее утверждение уже три десятка лет активно муссируют либеральные идеологи, абсолютно не замечая того, что на общесоюзном референдуме 17 марта 1991 года о сохранении страны высказались более 80% граждан (!85,7 млн жителей СССР, имевших право участвовать в голосовании, пришли на избирательные участки 148,5 млн избирателей+) Такая явка людей не только удивила «кураторов перестройки» — она повергла их в шок! Хотя давайте сейчас, со стороны прожитых очень сложных лет, посмотрим на вопрос, который стоял в бюллетене: «Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Варианты ответа: «Да» или «Нет».

Казалось бы – есть волеизъявление народа, и вперед, за торжество демократии! Тогда такое можно было пропагандировать, но охрипшие голоса, усиленные мегафонами, оказались романтическими глашатаями очередной революции, которая, наряду с популизмом, рушит в сознаниях, поддержавших революционный порыв, даже самые слабые потуги на перемены. Судьба Черноморского флота тогда, поистине, была в его руках, и адмиралы, офицеры, матросы доказали верность Андреевскому флагу! Об этом – разговор особый и не в данной статье.

Недавно мне из одного архива прислали документ 1999 года. Казалось бы, последний год прошлого века – что может быть полезного нам, живущим в третьем десятилетии двадцать первого века! А вот почитайте, и это всё касается сегодняшней темы. Я испытал шок. А вы? Из выступления М. Горбачёва на семинаре Американского университета в Турции в 1999 году: «Цель моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми. Меня полностью поддерживала моя жена, которая поняла необходимость этого раньше, чем я. Именно для достижения этой цели я использовал свое положение в партии и в стране. Именно поэтому моя жена всё время подталкивала меня к тому, чтобы я последовательно занимал всё более и более высокое положение в стране. Когда же я лично познакомился с Западом, я понял, что я не могу отступить от поставленной цели. Мне удалось найти подвижников в реализации этих целей – среди них особое место занимают А.Н. Яковлев и Э.А. Шеварднадзе заслуги которых в нашем общем деле просто неоценимы. Когда Ельцин разрушил СССР, я покинул Кремль и некоторые журналисты высказывали предположение, что я буду при этом плакать. Но я не плакал, ибо я покончил с коммунизмом в Европе. Мир без коммунизма будет выглядеть лучше. После 2000 года наступит эпоха мира и всеобщего процветания».

Удивительным образом, этот «оракул», доживший в нынешнем году до своего девяностолетия, почему-то язык запрятал в одно место по поводу «мира и всеобщего процветания». Дочь Горбачёва, Ирина Михайловна, которая сейчас руководит фондом его имени, на мой назойливый звонок просто отказалась, — не общаться, нет! – элементарно ответить на два-три вопроса. Да, Бог с ней! Её нежелание общаться побудило меня вспомнить о своих крымских знакомых. Информация не секретная, но сегодня есть повод её обнародовать. Мы с готовностью можем сегодня вести дискуссии об олигархах, Геленджикских дворцах, которые оборачиваются пшиком, а здесь…

Проверенный временем горбачевский помощник А. Черняев, проводивший летние месяцы рядом с шефом, сделал запись в своем дневнике, которая датирована сентябрем 1988 года: «Дача Брежнева в Ливадии – пошлый сарай по сравнению с тем, что изготовлено здесь на колоссальной территории от Тессели до мыса Сарыч. Зачем ему это?».

Мы сейчас справедливо возмущаемся масштабами коррупции, но давайте хотя бы чуть-чуть прикоснемся к деяниям «отца перестройки», который в разговоре с русскими бабами хаял мужиков и договаривался – «давайте мы их сверху, а вы снизу и одолеем общими силами!». А в это время возводилась в Крыму небывалая по масштабам горбачёвская заимка… Ничего подобного ни для одного руководителя европейских стран никогда не строилось, да и не могло быть построено за деньги налогоплательщиков. Эта сверхсекретная резиденция «Горби», о самом существовании которой было известно очень узкому кругу лиц. В стране полным размахом бушевала перестройка, гласность, светили всякие телевизионные «прожекторы», а в Форос не допускались не только журналисты, и даже члены Политбюро и государственные деятели других стран.

Всем в Форосе, как рассказывают крымчане, руководила Раиса Максимовна. Она, как сотрудник кафедры истории марксизма-ленинизма МГУ, естественно, до глубины ненавидела всё советское. Супруга генсека была, пожалуй, главным проектировщиком грандиозного сооружения в Форосе. Она приказала оснастить этот трехэтажный особняк всеми новинками уходящего двадцатого века – двигающимися витражами, эскалаторами с подсветкой, финской сауной, тренажёрным залом, огромным крытым мраморным бассейном… «Главный дом» — красивейший трехэтажный дворец, облицованный лучшими сортами мрамора и покрытый специально созданной для этого здания алюминиевой черепицей. Кстати, заказ на такую черепицу получили три военных завода – в Ленинграде, Риге и Москве. Могу ещё много рассказывать о гостевых домах, двух открытых бассейнах, эскалаторах на пляж, высаженном вокруг дворца парке…Это — к слову о бескорыстности и партийной принципиальности главного носителя перестроечных перемен, которые, как оказалось, неизменно вели к краху великую страну.

За примерами далеко ходить не надо: возьмите пример Торжокская обувная фабрика. Спору нет — и директор предприятия А.В. Голованов, да и весь трудовой коллектив прилагают немало усилий в последние годы, чтобы вернуть фабрике былую славу. Только этого производство (а сколько таких примеров по всей многострадальной России!) даёт возможность по-настоящему ощутить глубину и трагизм перестроечного развала экономики. В семидесятые годы прошлого века на фабрике работало более трех тысяч человек, в смену изготавливалось до 7 тысяч пар обуви, предприятие на своем балансе содержало два детских садика, профтехучилище, и несколько объектов соцкультбыта… Да, мы возрождаемся, но тридцатилетняя история этого возрождения однозначно приводит к выводу: тогдашние правители, проигнорировав итоги всесоюзного референдума, просто предали свой народ, ввергнули в пучину хаоса и беспредела миллионы человеческих судеб. Об этом сейчас аналитики говорят все чаще, чтобы избежать подобных ошибок в будущем – за тридцать лет выросло целое поколение, для которого Советский Союз остался только в родительских воспоминаниях.

Так что же говорят пятидесятилетние родители своим тридцатилетним детям и десятилетним внукам? Наверное, главным достижением СССР можно считать то, что он вывел страну из деревни. Россия всего за полвека стала городской страной, Европа этот путь проходила минимум лет за триста. Далее пошла благодатная эволюционная цепочка: коль человек выводится из деревни, это обязательно сопровождается созданием промышленности, науки, образования. В 1917 году в стране насчитывалось всего 0,8% людей с высшим образованием, к 1991 году численность обладателей институтских и университетских дипломов достигла 30-40%. Для людей, въезжающих в городские квартиры, было шоком, что отпала необходимость рубить дрова, топить печь, носить воду – это был такой громадный цивилизованный прорыв, который можно сравнить разве что с полетом в космос! Хотя и это научное достижение, которое считалось фантастикой, родилось и вызрело в недрах советской системы.

А теперь давайте немного вникнем в такую науку, как социология. В отношении эмоционального восприятия социологические данные показывают преобладание негативных оценок – жалость, разочарование, грусть и т.д. «67% россиян заявляют, что сожалеют о распаде СССР, причем этот показатель стабилен и практически не изменяется с 2005 года», — заявляет руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов. Исследования, которые проводились в декабре прошлого года, показали, что если бы подобный референдум состоялся сейчас, то 73% россиян проголосовали бы за сохранение СССР. Кроме того, отмечается, что идею сохранения СССР поддержало также большинство представителей самой молодой возрастной группы.

Вот мнение директора социологического Института свободы Федора Бирюкова, которое, думаю, созвучно с мнением многих соотечественников: «Советский Союз стал социальным идеалом для всех граждан постсоветских стран. Ностальгия по великой, мощной и справедливой Родине объединяет миллионы. СССР – крайне удачный тип государства, которое решало массу социально-экономических проблем населения. Оказавшись в «объятиях дикого капитализма», россияне оценили советский опыт. Ностальгия по Советскому Союзу – сегодня мощнейший социально-политический драйвер в России».

Да, наверное, люди старшего поколения склонны идеализировать прошлое, которое у них ассоциируется с мечтами, юностью, достижением цели. Это все понятно. Но если окинуть прошлое взглядом непредвзятым, который не попал под влияние жизнеутверждающих советских художественных фильмов, от которых возникает желание – «ах, как хочется вернуться в городок!». Сталинский 1937-й, брежневский 1973-й, горбачевско-ельцинский 1991-й – это ведь очень разные годы! Первый период в воображении сторонников СССР может ассоциироваться с твердой рукой и суровым возмездием за реальные или мнимые преступления. Второй период, несмотря, что его окрестили «серой эпохой застоя», тем не менее, в то время миллионы людей чувствовали стабильность в обществе и уверенность в завтрашнем дне. Об этих двух периодах можно высказывать самые различные, даже противоположные суждение. Но что касается третьего периода — 1991-го года… У многих людей он олицетворяет распутье, когда государство, не учитывая мнения подавляющего большинства своих граждан, совершило поворот не туда, совсем не в ту сторону.

Какой же можно подвести итог? Ностальгия по прошлому – это прежде всего мощный социальный народный запрос на справедливость, честность и порядок. А еще, ностальгия по Советскому Союзу не предполагает железные занавесы, репрессии, застои и дефициты товаров. Ради нравственной гигиены личного состава Краснознаменного ЧФ! Главное – у нас есть огромное желание людей жить в справедливом государстве. Так что лучшим умам России есть над чем работать.

Борис Алов, журналист, Тверь