РУССКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ

 

РУССКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ

К 820-летию со дня рождения

Александр Бадьянов

Русские герои

21.12.2020 60

Евпатий Коловрат (около 1200 — до 11 января 1238) — легендарный русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века времён нашествия Батыя.

Памятник Евпатию Коловрату в г. Шилово Рязанской области

В суровое время ХIII столетия, когда на границе Рязанского княжества появились первые отряды монголо-татар, совершил свой бессмертный подвиг рязанский боярин Евпатий Коловрат.  Рязань, расположенная в южной части русских княжеств, в силу своего географического местонахождения,  первой вступила в бой с монголо-татарами. Великий князь Юрий Ингваревич Рязанский послал гонцов к своим братьям князьям Давиду Ингваревичу Муромскому и князю Глебу Ингваревичу Коломенскому. Одновременно рязанский князь обратился за военной помощью к князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому.

 

Но был князь Юрий Всеволодович человеком гордым и думал только о славе. А потому Великий князь Юрий Всеволодович Владимирский и сам не пошел на татар, и помощи рязанцам не послал, задумав, по слову летописца,  один сразиться с Батыем.

Великий князь Юрий Всеволодович

Исходя из сложившейся обстановки, рязанский князь был вынужден послать к Бату-хану своего сына Федора Юрьевича, с целью  выиграть время и одновременно выяснить замыслы татар.  Бату-хан потребовал от князя Федора Юрьевича, чтобы тот привел к нему в шатер свою жену Евпраксию для ханской утехи.

По слову летописца:  «Князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь»[1]. В ответ «безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал».[2] Один из помощников князя Федора по имени Апоница чудом остался жив. Увидев, что убитых никто не охраняет, он предал князя земле и сумел добраться до Рязани. Узнав о гибели сына, рязанский князь Юрий Игоревич двинул войска навстречу татарам. Произошло жестокое сражение, в ходе которого объединенные русские войска потерпели поражение. Разбив на реке  Воронеж объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года.  Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого в период с 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Современный монгольский журналист Чойсамба Чойжилжавын, ссылаясь на летопись, отмечает, что в Рязани места павших ратников занимали женщины и старики, но силы были неравны. На шестой день осады — 21 декабря, — когда «многие горожане были убиты, а иные ранены, а иные от великих трудов и ран изнемогли», монгольские войска, пробив стены при помощи камнеметных машин, ворвались в город. Много татар и монголов  погибло при штурме Рязани. Но убит был и благоверный великий князь Юрий Ингваревич, братья его Давыд Ингваревич Муромский и Глеб Ингваревич Коломенский и многие воеводы. Летописец так описывает эти трагические события: «…Князи же Рязанстии затворишася въ граде съ людьми, и крепко бившиеся, и изнемогша. Татарове же взяша град ихъ Рязань того же месяца 21 и пожгоша весь, а князя великаго Юрья убиша и княгиню его, и инех князей побиша, а мужей ихъ, и женъ, и детей, и чернеца и черниц, иереа – овых разсекаху мечи, а другыхъ стрелами стреляху и въ огнь вметаху, и иных имающе вязаху и груди възрезываху и желчь вымаху, а съ ыных кожи сдираху, а инымъ иглы и щопы за ногти биаху. И поругание же черницам и попадьямъ, великимъ же княгинямъ и боярынямъ, и простымъ женамъ и девицамъ — предъ матерьми и сестрами творяху».[3]

Монголы в Рязани. 21 декабря 1237 г.

Благоверная же княгиня Евпраксия, супруга убитого князя Федора Юрьевича, бросилась с терема с сыном своим князем Иваном на землю и разбилась.

В книге «Батый» В. Г.

Насытившись убийствами и насилиями, монголы оставили Рязань, и по льду реки Оки двинулось на север, по направлению к крепости Коломна. Направление на Коломну было выбрано не случайно. Бату-хан намеревался, достигнув района Коломны и Москвы, отрезать великого князя владимирского Юрия Всеволодовича от Новгорода, обладавшего большим экономическим и военным потенциалом, с тем, чтобы ликвидировать любую возможность для получения помощи.[5] Путь по берегу Оки, а затем вдоль Москвы-реки вглубь Владимиро-Суздальского княжества был фактически единственным проходимым для больших масс конницы. А в это время, по словам летописца, «один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены»[6].

Вместе с Коловратом прибыл и князь Ингвар Ингваревич. «Разбирая трупы убитых, князь Ингварь Ингваревич нашел тело матери своей, великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал своих снох, и призвал попов из сел, которых Бог сохранил, и похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим, вместо псалмов и песнопений церковных: сильно кричал и рыдал. И похоронил остальные тела мертвых, и очистил город, и освятил».[7]

Ингвар Ингваревич остался в Рязани, а Коловрат, полыхая праведным гневом, собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил вне города. Видимо воины Коловрата пошли не вслед татарам по Оке, а по руслам притоков Оки в направлении к городу Владимиру, и обошли основные силы татар двигавшихся по маршруту: Ока-Москва-река-Коломна-Москва.  В районе Суздаля  дружинники Коловрата и встретили  отдельные отряды татар.

Ян так описывал въезд Бату-хана в Рязань: Бату-хан со своими полководцами въехал в город. Мрачное зрелище открылось перед глазами монгольского владыки. На середине площади были сложены бревна, доски, двери, оконницы, колеса, сани, оглобли и обугленные остатки рязанских домов. На этой груде правильными рядами тесно лежали мертвые воины Бату-хана – монголы, татары, кипчаки, все, кто пал, штурмуя Рязань. Китайские мастера с восьми сторон подожгли паклю, намоченную горючей жидкостью. Черный дым заклубился над костром и быстро побежал по сухим бревнам и доскам. Пламя разгоралось, охватывало лежащие тела и желтыми языками взлетало к небу.[4]

Река Ока с притоками

Отряд Евпатия Коловрата истребил и обратил в бегство несколько монгольских отрядов. Мстители  не знали пощады и не ведали страха, а в народе заговорили о Евпатии Неистовом.

В книге «Батый» В.Г. Ян так пишет об этом: «Пронеслась по русской земле молва, будто на безлюдных развалинах сожженной Рязани упавшие колокола сгоревших церквей сами зазвонили… Передавали, что вечевой колокол вдруг поднялся из пепелища, повис в воздухе и загудел, созывая рязанский народ на борьбу с татарами… Во многих местах всколыхнулась разгромленная Русь, что укрывавшиеся в лесах мужики собираются в отряды сторонников. Во главе их встал удалой витязь Евпатий Коловрат, знающий лесные тропы, ходы и выходы. Его отряд уже не раз нападал на монгольские разъезды и уничтожал целые отряды сильных супостатов. Слыша такие разговоры, пахари и охотники, много лет промышлявшие в лесах, все, у кого рука не ослабла и глаза не померкли,  стали поспешно привязывать подтужинами к дреколью ножи  и обломки кос, точить на черном камне копья и рогатины и, засунув топор за пояс, направлялись на перекрестки дорог разыскивать боевые дружины Евпатия.  Примкнувших охочих людей Евпатий разбивал на десятки и сотни, назначал им атаманов и всем давал наказы, как биться с хитрыми и находчивыми врагами, к каким прибегать уловкам, как не поддаваться на татарские обманы. Едва ли треть ратников Евпатия была на конях. Но и пешие не отставали от конников и быстрым шагом или побежкой делали большие переходы»[8].

Трудно определить ход боев, но в целом картина вырисовывается следующая: за первую неделю боев Коловрат уничтожил несколько татарских  отрядов, и в его ряды влилось несколько сот охотников, которые хотели отомстить  татарам за погибших сородичей. Войско Бату-хана не могло наступать на Владимир, имея у себя и впереди, и с флангов дерзкого и бесстрашного противника. Бату-хан остановил войска и отправил часть сил навстречу  Коловрату.  Но удар русской рати был настолько мощным, что по рядам татар прошел слух: против них воюют мертвые. «И стали татары, точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую».[9]

Дивился их смелым речам Бату-хан, а битва небольшого отряда Коловрата с огромной татарской ордой проходила в нескольких десятках верст от Суздаля и Владимира. Видимо, в этот момент и вызвался Хостоврул разгромить отряд Коловрата. Хостоврул, как свидетельствует летописец, похвалился перед царем, обещая привести к царю Евпатия живого. «И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал».[10]

Так как боярские конные дружины всегда славились умением сражаться и побеждать врага, то дружина Коловрата находилась на острие русского наступления. По словам летописца, Евпатий  «насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно». То есть, передовой русский тяжеловооруженный отряд рассекал татарские тумены на части, которые добивала пехота, следовавшая за конницей  в количестве не менее 1000 ратников. Пехота была разбита на сотни и десятки, вооружена была и русским и татарским оружием. Большинство пехотинцев были охотниками, и в ближнем бою буквально вырезали теряющих строй татар. Как раз в это время и начались раздоры в ставке Бату-хана, когда Гуюк назвал Батыя «старой бабой»  и пригрозил «оттаскать за волосы», а Бури  собирался Бату-хана «поленом бить  по груди и животу». [11]Несмотря на панику, охватившую часть татарского войска, орда сохранила централизованное управление и Бату – хану удалось заменить передовые части наиболее  боеспособными воинами.  Монгольский журналист Чойсамба Чойжилжавын  пишет, что «Бату-хан, оценив всю опасность создавшегося положения, сам двинулся против восставших. Дружинники Евпатия, в конце концов, были отброшены к Берендееву болоту и окружены».[12] Звучит все сказанное весьма странно. Во-первых: слово «отброшены» означает, что татары оборонялись от немногочисленного русского войска и с большим трудом отбились от воинов Коловрата. Во-вторых: Берендеево болото,  видимо, находилось от места сражения сравнительно недалеко, и, следовательно, ратники Коловрата не были «отброшены», а ожесточенно сопротивлялись и медленно к нему отступали. Евпатий Коловрат принял самое верное решение: завести татар в болотистую местность (местами густо заросшую лесом и кустарником) и подставить татар под удары ростовской и владимирской дружин.  Скорее всего, такой план возник не в ходе боя, а во время преследования татар, а, значит, Коловрат успел отправить гонцов к Владимирскому и Ростовскому князьям.

Русская дружина в бою

Видимо, татары, опасаясь засад, стягивали кольцо окружения медленно и поэтому Коловрат сохранил основные силы для последнего боя. Коловрат, по мнению Чойсамбы Чойжилжавына, находился недалеко от Плещеева озера и значит в районе реки Трубеж. Исток реки Трубеж начинается  в Берендеевом болоте и впадает в Плещеево озеро. По руслу реки Трубеж Коловрат вместе с дружиной отступил в Берендеево  болото и вероятнее всего вел своих воинов по так называемому «старому руслу», которое делало изгиб. Вот где–то за этим изгибом, видимо, и поджидали татар дружинники Коловрата.

 

Карта реки Трубеж. Начало ХХ в.

 

Татары всей ордой вместе с камнеметными машинами двинулись по руслу реки за Коловратом, и Юрию Всеволодовичу оставалось только   захлопнуть «мышеловку». На момент выхода татар из Берендеева болота по руслу реки Трубеж, которая со славянского языка переводится как «труба»  татарская орда встретилась бы на реке с русской ратью, и численное превосходство татар было бы сведено к нулю!

Если посмотреть на карту, то все становится ясно: к Плещееву озеру монголы пробиться бы не смогли, а по бездорожью уходить – значит потерять  камнеметные машины, обоз, все награбленное. Но, даже если бы  им вдруг «улыбнулась» их монгольская удача, то и в этом случае монголо-татары понесли бы огромные потери.

Плещеево озеро и река Трубеж

А от Костромы и Ярославля в это время вполне могли подойти русские войска, но князь Юрий Всеволодович был плохим полководцем. Вместо нападения он выбирает тактику собирания русских сил за Волгой и теряет время. А отсюда и нерешительность «лучших» людей в Ростове Великом. Здесь произойдет разлад между боярами и князем Василько Ростовским, который уйдет с дружиной из города и присоединится к Юрию Всеволодовичу.[13]

Глядя на карту, видно, что татары сделали роковую ошибку, когда зашли в Берендеево болото, так как теоретически со всех сторон находились под ударами русских дружин. Русь, из-за амбиций князей и трусости части бояр, упустила реальную возможность разгромить врага, который попал в западню, подготовленную Коловратом. А бойцы Коловрата в это время ждали русские рати и сражались с монголами на смерть…

Тысячники монгольского войска, изумлённые дерзостью и отвагой отряда Евпатия Коловрата, говорили Бату-хану: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих бранях бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются: один с тысячею, а два с тьмою».[14]

В последнем бою русская рать находилась на холме и отбивалась со всех сторон от наседавших татар. А не знавший поражения Субедей-багатур, ничего не мог сделать: его воины боялись идти в бой. Что же значил для татар отказ идти в бой? Смертная казнь – для десятка, если бежал один, а если бежала сотня, то после казни в ней оставался –  десяток! И, несмотря на это, монголы страшились идти в бой!

Монгольский журналист Чойсамба Чойжилжавын, ссылаясь на Л.Н. Гумилева, снижает численность орды до 20 тысяч. Но и эти 20 тысяч монгольских воинов дрожали от страха перед одной тысячей воинов Евпатия Коловрата!

В таком случае, владимирской и ростовской  дружинам, а также  народного ополчения вполне хватило бы для уничтожения монгольской орды в районе Берендеева болота.

Монголы и татары столкнулись со смелым русским воином.  Коловрат в нескольких боях с татарами проявил яркие способности выдающегося полководца, сумевшего нанести поражение врагу на открытой местности. Мало того, маневрируя, он отступал в тот район, который,  при выступлении русских дружин из Ростова и Владимира и др. городов мог стать для татар могилой.

Существует легенда о том, что Бату-хан, озадаченный всем происходящим,  послал слугу своего узнать: «А чего же хотят русские?». И услышал ответ: «Мы хотим умереть!». Да, воины Коловрата хотели умереть, потому что они сделали все для того, чтобы победить татар. Но, увы, раздробленная Русь жила славой князей, а  не славой России. Через 230 лет после этого Иван Грозный напишет о князьях и боярах: «Если в своей земле некого подучить губить родную землю ради славы, то вступают в союз с иноплеменниками —  лишь бы навсегда погубить землю».[15] Думая о личной славе, Владимирский князь Юрий Всеволодович совершил преступную неразумность, и воинам — рязанцам после этого оставалось только умереть!

Картина В.Шилова «И один в поле воин», как нельзя лучше, передает дух и боевые качества русского воина, готового положить жизнь свою за други своя. Именно таким воином Святой Руси был Евпатий Коловрат!

Последний бой, видимо, был особенно жестоким. Татары лезли на берендеевы укрепления или что-то вроде укреплений, но гибли сотнями на его склонах. И дрогнули грозные завоеватели. Повесть о разорении рязанской земли говорит: «И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами и князьями — и стали все дивиться храбрости и крепости, и мужеству воинства рязанского.

И один в поле воин. С картины худ. В. Шилова

И сказал Батый, глядя на тело Коловрата: «О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им!»[16].

 

Конечно, вызывают сомнения искренность слов Бату-хана в адрес Коловрата. В осторожных высказываниях темников о русских  «крылатых людях» звучит самооправдание: «Мол, они бьются один с тысячей, а двое с тьмою».  Следовательно, люди «особые»,   поэтому татары не смогли с ними справиться. Бату-хану пришлось поддержать темников и расхвалить Коловрата, а в противном случае надо было сказать, что и его, и темников Коловрат не только бил нещадно, но  и тактически «переиграл»! Если бы новгородские, ростовские и владимирские дружины «забили» Бату-хана в Берендеевом болоте, то на этом  монгольское иго и закончилось бы, не успев начаться! А отсюда вывод монгольского журналиста Чойсамбы Чойжилжавына о том, что «русские княжества, даже объединив свои силы, не смогли бы противостоять монгольской коннице в открытом сражении» — лишен какого-либо основания. Монгольская конница после битвы с Коловратом находилась в плачевном состоянии, а монгольские войска не погибли в Берендеевом болоте  только по причине трусости ростовских бояр и недальновидности владимирского князя! Победы монголов во многом связаны с тем, что они часто находили трусов и предателей, наподобие того предателя, который рассказал Бату-хану о Евпраксии – жене князя Федора Юрьевича![17]

Чойсамба Чойжилжавын восхищается «благородством» Бату-хана, но не «благородный» ли Бату-хан потребовал у князя Федора Юрьевича, чтобы тот привел к нему свою жену для ханской утехи? В одной фразе летописца показан весь Батый: с его похотливым сластолюбием, надменностью и жестокостью! И где же здесь благородство? То, что Бату-хан кривил душой, расхваливая Коловрата, косвенно доказывает факт убийства татарами пленного русского князя  Василько Ростовского, который 4 марта 1238 года после гибели великого князя Юрия Всеволодовича прикрывал отступление разбитой русской рати на реке Сити. Восхищенный отвагой князя Василько Ростовского, Бату-хан предложил герою перейти к нему на службу. Василько отказался давать присягу хану и был убит. Тело его бросили тут же в Шеренском лесу. Вот так отдавал Бату-хан честь смелым воинам!  Но монголы и татары запомнят урок, который они получили от Коловрата! Весной 1238 г. кочевники остановятся в 100 верстах от Новгорода и неожиданно повернут назад.

Монах  Варлаам (Карабашев) пишет, что на помощь князю Александру шел из Киева князь Ярослав Всеволодович, и его дружина вместе с псковским ополчением представляла  серьезную боевую силу на момент подхода монголов к Новгороду[18]. Монголам стало ясно: может повториться ситуация, которая складывалась ранее около Плещеева озера, но уже  под Новгородом и теперь с полным разгромом татар, так как они окажутся в кольце русских дружин в районе озера Ильмень. Не раздумывая,  Субедей повернул свои войска обратно…

 

Храбрость монголов, о которой пишет журналист Чойсамба Чойжилжавын сродни храбрости разбойников. Поход монголов на Южную Русь это подтверждает! Так, летом 1238 года после разгрома Северо-Восточной Руси монголо-татарами и гибели великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, киевский князь Ярослав прибыл с дружиной во Владимиро-Суздальскую землю и, как следующий по старшинству брат, занял владимирский великокняжеский стол.

В 1239 году Ярослав Всеволодович ходил с дружиной под Смоленск, чтобы изгнать литовские полки, которые вторглись в русские рубежи. И только после того, как монголы убедились, в том, что Ярослав Всеволодович, занятый вопросами восстановления Владимиро-Суздальского княжества, не сможет помешать им в их походе на Киев, они двинулись на юг. Сами по себе монголы того времени были дикими кочевниками и не более того. А конная тактика монголов, которой так восхищается Чойсамба Чойжилжавын останется шаблонной: или прорыв центра слабого противника, или тактика притворного отступления, с целью расстроить ряды наступающих, а затем замкнуть потерявшие строй войска противника в кольцо. Но на Куликовом поле монгольской орде не удалось прорвать русский центр, а обход правого фланга закончится ударом засадного полка и полным разгромом монголо-татар. В битве при Молодях в 1572 г. ситуация повторится и лобовая атака татарской конницы захлебнется в крови. В тыл монголам ударит передовой полк под командованием воеводы М.И. Воротынского.  Погибнет боле ста тысяч  монгол и татар! Такая ситуация могла быть и у Берендеева болота, так что удачно монгольская конница действовала только против слабого противника!

 

.Отпевали Евпатия Коловрата и хоронили  11 (24) января 1238 года. Через год татарские войска вновь сожгут Рязань, и новое поселение возникнет в 40 верстах от старой Рязани, которая навсегда  останется памятником русской воинской славы!

Русь не забудет подвиг Коловрата: в октябре 2007 года в городе Рязани установят памятник отважному полководцу.

И слова татарских темников «о крылатых людях» буквально воплотятся в жизнь. Именно в Рязани  будет создано Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознамённое командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова.

Александр Борисович Бадьянов, капитан 1 ранга, кандидат социологических наук


[1] Повесть о разорении Рязани Батыем. Воинские повести Древней Руси. – Л. Лениздат. 1985. 495 с.

 

[2] Повесть о разорении Рязани Батыем. Воинские повести Древней Руси. – Л. Лениздат. 1985.495 с.

[3] ПСРЛ т. 18-й, с.55.

[4]См. Ян В.Г. Батый. Исторический роман. – Челябинск Южно-Уральское книжное издательство, 1984.

 

[5] Чойжилжавын Чойсамба. Завоевательные походы Бату-хана.–М.,изд. Идея-Пресс,  2006.

 

[6] Повесть о разорении Рязани Батыем. Воинские повести Древней Руси. – Л. Лениздат. 1985. 495 с.

 

[7] Повесть о разорении Рязани Батыем. Воинские повести Древней Руси. – Л. Лениздат. 1985.495 с.

 

 

[8] См. Ян В. Г. Батый. Исторический роман. – Челябинск Южно-Уральское книжное издательство, 1984.

[9] Повесть о разорении Рязани Батыем. Воинские повести Древней Руси. – Л. Лениздат. 1985. 495 с.

[10] Повесть о разорении Рязани Батыем. Воинские повести Древней Руси. – Л. Лениздат. 1985. 495 с.

[11]Гумилев Л.Н. От Руси до России. – Санкт — Петербург, 1992, с.116.

[12] Чойсамба Чойжилжавын. Завоевательные походы Бату-хана. – М.,изд. Идея-Пресс. 2006, с.18.

[13] Чойжилжавын Чойсамба. Завоевательные походы Бату-хана. – М., изд. Идея-Пресс.  2006, с. 21.

[14] Цит. По: Чойжилжавын Чойсамба. Завоевательные походы Бату-хана. – М., изд. Идея-Пресс. 2006, с.19.

[15] Первое Послание Курбскому. Послания Ивана Грозного. Подготовка текста Д.С.Лихачева и Я.С.Лурье перевод и комментарии Я.С.Лурье под редакцией члена – корреспондента АН СССР В.П.Адриановой – Перетц.– Санкт-Петербург «Наука», 2005. С.304.

[16] Повесть о разорении Рязани Батыем. Воинские повести Древней Руси. – Л. Лениздат. 1985. 495 с.

[17] См. Повесть о разорении Рязани Батыем. Воинские повести Древней Руси. – Л. Лениздат. 1985.  495 с.

[18] Варлаам Карабашев (монах). Нить Ариадны от святого Александра Невского/монах Варлаам (Карабашев). – СП(б), Общество памяти игуменьи Таисии, 2014. С.241-251.