ПОРА НАВОДИТЬ ПОРЯДОК В ИСТОРИИ, ИЛИ ФОБИИ ДУМ ТАТАРСТАНА

ПОРА НАВОДИТЬ ПОРЯДОК В ИСТОРИИ, ИЛИ ФОБИИ ДУМ ТАТАРСТАНА

Попытку татарских муфтиев оправдать учреждение сепаратистского и националистического «Хәтер көне» нужно пресечь

Редакция РНЛ

Русофобия

11.06.2021 3

 

В начале июня, как сообщала РНЛ, в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан (ДУМ Татарстана) решили ежегодно 13-го шавваля (дата по лунному календарю) проводить день памяти павших при взятии Казани — «Хәтер көне». Причём, не всех погибших с обеих сторон, а только тех, кто оборонял Казань от русско-татарских войск Царя Ивана Васильевича Грозного и бывшего казанского хана Шах-Али. Ну ладно павшие при штурме русские православные воины, но ведь и среди штурмовавших Казань были и мусульмане. Но их, надо полагать, нынешние муфтии считают недостойными поминовения, неполноценными мусульманами, и только по одной причине – они были на стороне русских!

 

Закономерно установление «Хәтер көне» вызвало общественный резонанс не только в Татарстане, но и во всей России. В многочисленных критических отзывах прозвучали обвинения ДУМ Татарстана в провоцировании сепаратизма и национализма, в попытке расколоть российское общество и переписать отечественную историю.

Духовное управление мусульман Республики Татарстан отреагировало оперативно. В опубликованном на сайте ДУМ Татарстана заявлении «О Дне памяти и фобиях» говорится, что «находится немало желающих поспекулировать на теме событий 1552 года, политизировать их».

«Стоило совету старейшин выйти с предложением проводить поминание павших при этих исторических событиях в религиозном ключе, как тут же отдельные СМИ и общественные деятели стали развивать дискуссии и привлекать к себе внимание за счет несуразных интерпретаций данной инициативы. Нашлись те, кто заговорил о противостоянии в Татарстане русских и татар, растущих сепаратистских настроениях, о «заложенной бомбе» под межнациональные отношения», – возмущаются татарстанские муфтии. Этот приём называется в народе – «с больной головы на здоровую». Оказывается во всём виноваты «отдельные СМИ и общественные деятели».

Повторив ритуальные слова, что «в последние десятилетия в Республике Татарстан вложено много труда – многое сделано для сохранения мира и согласия между разными народами и конфессиями», а «в обществе укоренилось понимание важности межконфессионального и межнационального взаимопонимания», ДУМ Татарстана призвал своих критиков «избавиться от фобий прошлого и не переносить свои страхи в нынешний день». Ловко. Устроили провокацию, ведущую к межнациональному напряжению, а призывают избавиться от фобий тех, кто на это указывает. Только не самим ли муфтиям Татарстана во главе с Камиль-хазратом Самигуллиным надо избавляться от фобий!!

«Взятие Казани – особая дата в истории Российского государства и татарского народа. Погибшие в 1552 году были с обеих сторон, а мы – татары и русские, мусульмане и православные – их потомки, которым удалось достичь мира и дружбы между собой, построить и отстоять наше единое Отечество. И этим нужно гордиться! Но это не значит, что надо забывать историю своего народа, вычеркивать из неё трагические страницы, в беспамятстве отказываться от предков, нуждающихся в наших молитвах», — лукаво заявляют авторы обращения, будто бы забыв, что установленный ими «праздник» чествует исключительно жертв, оборонявших Казань в 1552 году, так называемых шахидов, по терминологии муфтия Татарстана Камиля Самигуллина.

Татарстанские муфтии заявляют, что «настоящее и будущее нашего многонационального народа должно строиться на основе уважительного отношения к истории и культуре всех народов, взаимопонимания представителей народов и конфессий, стремления к всеобщему благополучию, социально-экономическому развитию, укреплению нашего общего дома – Российской Федерации». Слова правильные, только действия ведут к ровно противоположному.

Руководитель Региональной общественной организации по сохранению и развитию родного языка и культуры «Союз православных татар», руководитель Московской татарской православно-христианской общины Динара Бухарова в статье «Татары идеологически продолжают уничтожать сами себя» предположила, что причины учреждения «Хәтер көне» муфтиятом Татарстана лежат в политической плоскости. Вероятно, за этим стоит попытка перехватить инициативу проведения «Хәтер көне» у маргинального лагеря татарских сепаратистов-исламистов и передать её в руки официального мусульманского духовенства. Так эта инициатива, видимо, объясняется Кремлю.

Однако, это – сплошное лукавство. Татарский исламизм в последнее время выдохся и умрёт сам собой, если власти Татарстана не будут его подпитывать в своих целях – для политических игр с Москвой, для выбивания преимуществ для себя. На деле, как отмечает та же Д.Бухарова, за этим стоит попытка сохранить сепаратистский исламистский потенциал через воспитание молодых поколений под предлогом «памяти шахидов» в духе борьбы с Русской Православной Церковью и Россией. На деле это скрытая поддержка татарских исламистов под разговоры о братстве татар и русских.

Одновременно это сигнал Западу и, прежде всего, Турции, что Казань позволяет себе такие выходки – чтить память борцов за независимость от Москвы. Учитывая, что русско-татарским войскам в Казани сопротивлялись татары, ориентированные на Турцию, не желавшие союза с Москвой, всё очень политизировано.

Маловероятно, что инициатива официального «поминовения шахидов» исходит от татарстанских муфтиев. Вероятно, им кто-то подбросил эту идею, чтобы «укусить Москву», которая в последнее время целенаправленно возвращает себе тот суверенитет, который националам подарил Ельцин, предлагавший глотать суверенитет, сколько влезет в их организм. Всё это очень похоже на провокацию каких-то лиц в кабиетах власти в Казани, которые просто использовали несчастных муфтиев.

А оправдание ДУМ Татарстана звучит весьма неубедительно и у нормального человека может вызвать только один вопрос. Муфтии плохо знают историю или «включают дурочку», пытаясь представить себя лоялистами нынешней власти и критиками прошлой власти, в том числе Ивана Грозного. По сути, Кремлю предлагают дружить за счёт первого русского царя и тех воинов, которые пали, штурмуя Казань.

Но это похоже на то, чтобы встать в раскорячку, как любит говорить Владимир Путин, а эта поза весьма неудобная.

В любом случае, попытку ДУМ Татарстана оправдаться следует признать неубедительной. Неудивительно, что подозрения татарского муфтията в провоцировании сепаратизма остаются и после появления их беспомощного заявления «О Дне памяти и фобиях».

Вызывает недоумение пассивная позиция Москвы в этой истории. Почему ситуацию не комментируют официальные лица и политологи, близкие к Кремлю? Разве история России не едина? Разве в нашей истории нет примеров, когда татары, в том числе мусульманского вероисповедования, верно служили Российскому государству? Почему эти примеры остаются втуне?

Почему на щит не поднимаются имена единственного татарского царя на русском престоле Симеона Бекбулатовича? Или уже упомянутого хана Шах-Али? Их пример прямо обличает неправду политизированной инициативы татарских муфтиев, которые, получается, не собираются поминать Шах-Али и его воинов, штурмовавших Казань. А начать бы надо в приведение в порядок мавзолея Шах-Али в Касимове.

Печально, что в Администрации Президента не понимают, что в таких вопросах нельзя идти на поводу у подобных инициатив, провоцирующих разделение и межнациональное напряжение. Нельзя смотреть сквозь пальцы как в России популяризируется и романтизируется про-турецки настроенная ханша Сююмбике, а её муж Шах-Али, верой и правдой служивший России, пребывает в забвении. Пора наводить порядок в нашей истории!

Редакция «Русской народной линии»