ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЕСТЬ СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЕСТЬ СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ

К 30-летию прославления

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский

Иоанн Кронштадтский

13.06.2020 324

К 30-летию прославления (14.06.1990 г.) святого праведного отца Иоанна Кронштадтского ниже мы публикуем одну из его бесед 1896 г. (помещенную в сборнике: Прот. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадт­ский). Против графа Л.Н. Толстого, других еретиков и сектантов нашего времени и раскольников. СПб., 1902. — 4, 112 с.), по случаю отпадения в католичество княгини Е.Г. Волконской.

 

Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изд.: Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Избр. соч., проповеди, материалы.- М.: Изд. ПСТГУ, 2011), подготовил проф. А.Д. Каплин.

+ + +

Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви Православной и уходящие или ушедшие в католичество и другое какое-либо неправославное вероисповедание или же в штунду, пашковщину и толстов­щину, — сознают ли они все то, что они оставляют, и то, что принимают, и до какой крайности и до какого лишения они доходят?

Установим определенную точку зрения на Православную Церковь и на другие вероисповедания и секты.

Что же? Неужели Церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности или же это есть твердое и непоколебимое здание небесного, вечного, премудро­го и всемогущего Архитектора, Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава Церкви (Еф. 1:22) — Иисус Христос?

Имя ли одно — Церковь Православная, без действительного Правосла­вия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой силы, непобедимой никакими силами ада (см.: Мф. 16:18): разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?

Разве Церковь Православная одиноко стоит в мире, без славных и громкихсвидетелей ее истины и Православия, ее чудной животворности и спаситель­ности даже до нашего времени?

Разве не за нас непрестанно стоит Сам всеистинный и всемогущий, всеспасающий Глава Церкви — Христос, исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею?

Разве не с нами всегда Пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно верующим и усердно молящимся?

Разве не за нас и не с нами все апостолы и пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту?

Разве не с нами и не за нас все мученики, «добре веру сохранившие и подвиг окончившие»[i] (ср.: 2 Тим. 4:7) и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления?

Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн?

Разве не с нами и не за нас адаманты Православия — преподобные отцы Афанасий Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней Иоанн Дамаскин и наши русские преподобные отцы Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, ВарлаамХутынский и все другие чудные преподобные отцы наши?

Знают ли лица, отрекающиеся от Православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, — знают ли они, каковы были столпы Православия все наши благоверные святые князья: равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер православную; особенно же — святой благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства; Даниил и Роман Галицкие; свя­той Михаил Черниговский и Михаил, благоверный князь Тверской?

Разве пустое зрелище — недавнее прославление новоявленного святите­ля и чудотворца Черниговского Феодосия?

Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители всероссийские Петр, Алексий, Иона и Филипп, Московские чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников: Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, стоящий на очереди к открытому прославлению[ii], разве он не свидетель об истине и спа­сительности нашей веры и Церкви?

Наконец скажу: разве не за нас вся история Церкви от начала и доны­не? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины?

Но кто отрекается от Православия, тот отрекается от общения со всеми святыми, которые между прочим потому и называются святыми, что сохранили свято догматы веры и показали ее на деле; отрекающийся от православной веры как истинной веры по этому самому отрекается и от общения с Самим Главою Церкви — Христом[iii].

Спрашиваю еще всех и каждого, колеблющегося в святой православной вере: разве мы покинуты чудодейственною и спасительною силою Божиею? Разве мы не спасаемся постоянно в нашей святой вере и Церкви? И кто же из православных разумных и просвещенных, дознавших на опыте спасительность своей веры и ее удовлетворение всему существу нашему, оставит свое Православие и перейдет в другую какую-либо веру?

Только одна истинная и всеспасительная в мире вера — вера православная; она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы, чего о других вероисповеданиях сказать нельзя, ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, уста­новлениями и правилами, противными Откровению и сильно затрудняю­щими спасение душ. Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут (Мф. 24:35), — говорит Господь. Между тем в инославных вероисповеданиях многие слова Господни извращены (о Духе Святом; об обоих видах Прича­щения; о главенстве Церкви).

Будем же твердо держаться своей святой Церкви и своей православной веры. Только Православная Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), ибо в ней почивает вечно Дух истины (Ин. 15:26; 16:13), свидетельствующий непрестанно и громко всему миру об истине ее.