ЕЩЕ РАЗ О РУССКОСТИ

ЕЩЕ РАЗ О РУССКОСТИ

Борис  Дверницкий, Русская народная линия

Русская цивилизация

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 20.01.2012


ЧАСТЬ 2

1. А теперь перейдем к главному признаку русского человека. Вольность вот главная наша черта на протяжении всей нашей истории. Об этом свидетельствуют и наши пословицы: «В чистом поле четыре воли: хоть туда, хоть сюда, хоть инаково», «Вольному воля, спасенному рай» и др.

 

Русский это тот, в ком живет вольный дух. Да он может чуть теплиться, но не исчезает совсем, никогда. И пока мы ощущаем его в себе, хотя бы иногда, мы сознаем себя людьми в полном смысле этого слова, в каких бы условиях мы не жили, ибо знаем, что он всегда может разгореться в пламень и зажечь своим огнем других людей. А вместе мы способны на грандиозные дела и великие свершения. Отсюда и другие качества русского человека: терпение, пренебрежение правилами, беспечность и многое другое, о чем сказано в первой части.

2. Стихия вольности главная для Русского Народа. Однако он смиряет себя, когда власть решает стратегические (геополитические) задачи Нации, и тогда являет величайшие примеры самоотречения и героизма. Народ «безмолствует», если разочаровывается во властях и уже не молится о них. Народ восстает, когда степень отчуждения превышает критическую меру. Никакие опросы общественного мнения, ни доносы осведомителей и никакая статистика не могут оценить реальный градус накала в обществе и близость «точки кипения», в которой любой толчок, любая несправедливость, даже бестактность, дотоле терпимые, могут взорвать всю страну, все общество снизу доверху. Об этом часто, слишком часто, забывают, а то и не хотят знать «власть предержащие». До них редко доходит понимание того, что Народ это не только подданные, граждане, население, «лекторат», а стихия, живущая по своим законам, часто не ведомая им самим, но управляющая ими. А если вулкан проснулся, извержение неизбежно. Об этом глубоко и верно написал В.Шукшин в романе «Я пришел дать вам волю» (М.,2011 г.).

Вот как народ встречал Степана Разина: ««Народ ликовал на всем пути разинцев. Даже кто притерпелся и отупел в рабстве и не зовет свою жизнь позором, кому и стон-то в горле забили, все, с малолетства клейменные, вечно бесправные, и они истинно радуются, когда видят того, кто ногами попрал страх и рабство. Они-то и радуются! Любит народ вождей смелых, добрых. Слава Разина бежала впереди него. В нём и любили ту захороненную надежду свою на счастье, на светлое воскресение; надежду эту не могут, оказывается, вовсе убить ни самые изощренные, ни самые что ни есть тупые владыки этого мира. Народ сам избирает себе кумира — чтобы любить, а не бояться». (С.96). А вот вечные слова о вольности русского человека, вложенные Шукшиными в уста Степана Разина:

««Вроде говоришь человеческие слова, но ты, Фрол, подневольная душа. Это ты с молоком матери всосал — нельзя на царя подняться. Ты ишо на руках у матери сидел, а уж вольным не был. И такие же у тебя мысли, хоть они кажутся верными. Они — верные, но они подневольные… Я других с собою подбиваю — вольных людей. Ты думаешь, их нет на Руси, а я думаю — есть…Не пойму я только, Фрол чем же уж тебе жизнь так мила, что ты её, как невесту дорогую, берегешь и жалеешь? Поганая ведь такая жизнь! Чего её беречь, суку, если она то и дело раньше смерти от страха обмирает?.. Не было тебя… А народился — и давай трястись: как бы не сгинуть! Тьфу!…Ну — сгинешь, чего тут изменится то?… Может не страшишься. Только тебе — за рухлять какую-нибудь не жалко жизнь отдать; а за волю жалко, тебе кажется, за волю — это псу под хвост. Вот я и говорю — подневольный ты. По-другому ты думать не будешь… А мне… всего на свете воля дороже… Веришь, нет: мне за людей совестно, что они измывательства над собой терпют… То жалко их, а то — прямо избил бы всех в кровь, дураков» (С.275). Не случайно Народ воспел Степана Разина, и ничто до сих пор не подорвало народной любви к нему. Да и Пушкин считал Разина «единственным поэтическим лицом в русской истории». Жаль, не нашлось второго Шукшина, чтобы внести его в число главных героев России (на конкурсе великих людей России), ибо он был и остается народным вождем России на все времена и предупреждением всем правителям, когда они забывают на деле, а не на словах, о своем Народе, когда «подневольный дух» начинает господствовать в обществе. Но мы сделаем это за Шукшина и поставим Разина вслед за Сталиным для противовеса.

3. События последнего месяца понуди власти сделать уступки. Но кому? Либеральному лобби и только. А собственному Народу? Или мы по-прежнему для них только «россияне» и они забыли слово: Русский. Власть, похоже, уверилась в том, что мы все стали «подневольными людьми». Что нас волнуют только социальные проблемы, а наше национальное достоинство ничего не значит! Ни события в Кондопоге, ни на Манежной площади не отрезвили их. Программы развития, проценты ВВП и инфляции и прочая экономическая «чепуха», мало что говорят нам. Да к тому же это только слова. «Не дорого ценю я громкие слова, // От коих не одна кружится голова» — писал Пушкин. Уже не только не кружится голова, но нам смешны эти словесные выкрутасы властей, мало что меняющие в нашей национальной жизни. Главный вопрос Времени остается без ответа: когда власть повернется лицом к Русскому Народу. Не было бы слишком поздно. Напомню по этому поводу и другие строки Пушкина:

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья —

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив, кто среди волненья

Их обрести и ведать мог.

Не надо искушать русского человек — испытать упоение в бою.

4. Некоторые аналитики и публицисты подчеркивает тот факт, что протестные выступления последнего месяца не выражают настроения Народа. И потому их значение не надо преувеличивать. Мол, интеллигенция всегда недовольна, всегда в оппозиции и это нормально, но и не серьезно. Это опаснейшее заблуждение.

Интеллигентность это состояние душ вольных людей, готовых жертвенно служить своему Народу. Не случайно Россия родина интеллигенции и как таковой её до последнего времени кроме России нигде не было. Подлинная интеллигенция всегда являет то, что свершается в сердце Нации, всегда отражает глубину отчуждения, не отличия, а именно отчуждения властей от Народа. Сейчас интеллигенция единственная сила, которая способна отрезвить власть от упоения своей безнаказанностью, своей силы, своих возможностей. Без отрезвления Правителей никакие разумные и серьезные обещания уже не снизят накал стихии вольницы, не уменьшат глубину отчуждения между властями и Русским Народом.

5. Протестные выступления будут все больше и больше вовлекать в свое русло не до конца «подневольных» людей, которые тем самым будут избавляться от «вечной мерзлоты» слепой веры в обещания властей, и обретать свое человеческое достоинство, чего бы это им не стоило, и, как бы, не закончились текущие события. Терпению Русского Народа пришел конец. Разумные и во многом справедливые опасения традиционалистов и консерваторов за будущее страны, не слышат вольные люди. И вопрос только в том, собралась ли критическая масса для взрыва, или это дело недалекого (далекого) будущего. Но в любом случае перед нами новая историческая реалия XXI века, когда вольные люди будут все больше и больше влиять на политическую, экономическую и культурную жизнь России. К такому повороту событий надо быть готовыми всем. И это может быть главный урок наших дней. Вероятно, на этот раз все кончится миром. Народ на время успокоится, но уже не «уснет» надолго. Впрочем, нельзя исключать и худший вариант развития событий. Новую волну «партизанщины», массовые выступления в провинции, а не только в столицах. И этот «пожар» вольницы так просто не потушить. Начнется не разинщина, а «пугачевщина без Пугачева» и отнюдь не бессмысленный народный бунт, ибо он сметет новых и старых олигархов и свершит праведное возмездие над людьми, преступно захватившими богатства страны. Надо быть готовыми ко всему. «Процесс пошел» и его не остановить, одна надежда, что он не будет столь стремительным как в период первой цветной красной революции 1917 года. Дай то Бог!

6. «На Бога надейся, а сам не плошай» так научает нас народная пословица. Как использовать Стихию Вольности Русского Народа в созидательных целях? Вот главная проблема XXI века. Время географических открытий и освоения Сибири и Дальнего Востока, войн за Отечество (Империю), даже трудовой героизм — всё это в прошлом. Где, в каком деле, на каком поприще найдет себя вольный русский человек? Там, где он будет чувствовать себя своим, нужным Родине, где будут востребованы его лучшие качества и способности. Что может конкретно предложить власть, куда направить внутренний энтузиазм русского человека? Вот над чем надо думать ей, прежде всего, Иначе стихия вольности будет направлена на разрушение.

7. Ну а нам, простым и не простым людям что делать? Надо перестать чувствовать себя ущемленными, изгоями или даже партизанами в собственной стране.

Перестать надеяться на государственную власть, тем более постоянно её ругать и порицать. Что с неё взять. Она не русская, и даже не российская, она никакая. Своего рода «эсперанто», не родная всем и каждому. И похоже другой она не будет, даже если и захочет. И потому дело за нами. Надо утверждать свою русскость, чего бы это не стоило, пусть, так как мы её понимаем, везде, во всем и всегда. Вот наш главный фронт в XXI веке. Надо ясно сознавать, что за всем происходящем виден вызов нам, нашей русскости, прежде всего. Уже не православности, уже не государственности, уже не имперскости русского человека, а самой нашей русскости. И мы должны принять этот вызов, каждый и все вместе. Мы должны поверить в себя. Мы русские можем всё, когда захотим. Хватит спать, прозябать. Вставай Илья, Петр, Иван, Николай с «печки» и за дело! С Богом братья и сестры. И да поможет нам Бо