«ЭТОТ ДОКУМЕНТ ДЛЯ ЦЕРКВИ ЯВЛЯЕТСЯ УБИЙСТВЕННЫМ»

«ЭТОТ ДОКУМЕНТ ДЛЯ ЦЕРКВИ ЯВЛЯЕТСЯ УБИЙСТВЕННЫМ»

Критический отклик Ивана Вишенского на проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга»

Иван Вишенский

Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ

06.02.2020 6537

На днях был опубликован проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-порталах «Приходы» и Богослов.ru. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 1 июня 2020 года.

В редакцию «Русской народной линии» поступил критический отзыв православного публициста Ивана Вишенского, который и предлагаем вниманию читателей.

Такое впечатление, что кто-то очень влиятельный все усилия свои прикладывает к тому, чтобы Православие в России было не просто чистым, а стерильно чистым. Вначале скандальный проект Межсоборки о запрете на профессии клирикам, в котором запрещалась даже врачебная практика и особенно — хирургия, и многое другое. Ох, не повезло бы святителю Луке Крымскому, живи он в наше время! И вот теперь из-под сукна вновь извлекли и выставили на всеобщее обозрение документ о запрете освящать «любые разновидности оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения».

Из текста документа непонятно, какое оружие всё-таки можно благословлять. Там сказано про «меч, и саблю», про благословение личного холодного оружия (например, казачьих шашек или кортиков морских офицеров), и более ни о чём.

Читай: запрещено освящать всё, от автоматов Калашникова до гиперзвуковых ракет? Ведь если дать очередь из «калаша» или из пулемёта, то это может привести к гибели «неопределенного количества людей», например солдат стран НАТО и других армий потенциальных противников. Какая трогательная забота о солдатах вражеских армий! Хотелось бы понять мотивацию радетелей о их жизнях!

А пистолеты освящать можно? Некоторые из них приспособлены и для автоматической стрельбы! А если и стреляют только одиночными, тоже беда: как ещё Суворов говорил, «пуля – дура», вдруг срикошетит и в кого-то не того попадёт?

Этот документ для Церкви является убийственным, ибо ведёт к прямому конфликту с государственной властью, особенно с силовиками. И зачем Церкви этот конфликт на пустом месте?

Мало того, документ входит в прямое противоречие с Преданием Церкви, с азами Православия, в частности противоречит общепризнанному в Русской Церкви Пространному Катехизису святителя Филарета Московского, в котором сказано: «Не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимают жизнь по должности, как-то:

1) когда преступника наказывают смертью по правосудию; 2) когда убивают неприятеля на войне за Отечество» (Свт.Филарет Московский, Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, 571).

И какая тут может быть разница, у какого количества комбатантов неприятельской армии отнимается жизнь в ходе военных действий?

Стремление сделать православных «чистыми» (καθαρο’ς?), сделать церковную жизнь «стерильной» вбивает клин между Церковью и обществом, лишая Церковь точек соприкосновения с внешним миром. Но «стерилизовать» Православие не получится ни у кого, а вот нестроения в церковной среде нам, в случае его принятия, увы, гарантированы. Поскольку явно противоречащий Преданию документ попросту не пройдёт рецепцию в церковной среде. Такое бывало не раз, и ни к чему хорошему не приводило.