ЯДЕРНАЯ ВОЙНА МОЖЕТ СТАТЬ РАЦИОНАЛЬНОЙ

ЯДЕРНАЯ ВОЙНА МОЖЕТ СТАТЬ РАЦИОНАЛЬНОЙ

Член-корреспондент РАРАН

доктор военных наук

СИВКОВ Константин Валентинович

После глубоких сокращений ядерных арсеналов России и США возможность возникновения ядерной зимы после более-менее разумного применения пусть и масштабного ядерного оружия нашими странами против друг друга практически невозможна. Ядерная война становится рациональным инструментом глобальной политики.

 

Американский «мегатоннаж» уменьшился более чем в 22 раза, а российский в сравнении с советским почти в 50 раз. Оставшихся арсеналов недостаточно, чтобы при возможных сценариях развития масштабной ядерной войны между РФ и США ее следствием стала ядерная зима. Надо сделать так, чтобы ядерная война опять стала иррациональной.

 

Некоторое время назад в авторитетном журнале «Bulletin of Atomic Scientists» опубликована интересная статья под названием «Как модернизация ядерных сил США подрывает стратегическую стабильность». В ней ряд авторитетных военных американских экспертов (директор Ядерного информационного центра Федерации американских ученых Ханс Кристенсен, специалист по ракетной технике Теодор Постол и и директор ядерных программ Национального совета по защите природных ресурсов Мэттью Маккинзи) утверждают, что проведенная в начале 10-х годов 21-го века модернизация американских ядерных блоков качественно повысила их возможности по поражению точечных особо высокозащищенных объектов. Это, по их мнению создает реальные возможности уничтожить основную часть российского ядерного потенциала нанесением превентивного ядерного «обезоруживающего» (или контрсилового в другой терминологии) удара.

Суть модернизации состоит в оснащении боевых блоков W76-1/Mk4 баллистических ракет морского базирования Трайдент-II D5 новыми взрывателями МС4700. Это блоки индивидуального наведения имеют тротиловый эквивалент около 100 килотонн. Одна боевая часть ракеты может комплектоваться десятью такими блоками.   Новый взрыватель позволяет компенсировать промах блока относительно цели в виде его перелета путем более раннего его подрыва на небольшой высоте над целью. Оценка величины промаха осуществляется на высоте 60-80 км на основе анализа реального положения боеголовки и траектории ее полета с назначенным местом ее подрыва. На основе этого вносятся корректуры в момент подрыва. По оценкам авторов статьи это позволит радикально повысить вероятность поражения российских шахтных ПУ. Так если объект рассчитан на давление 10 тыс фунтов на кв. дюйм то вероятность его уничтожения повышается с 0,5 до 0,86. А для объектов с защищенностью, характеризуемой в 2000 фунтов на кв. дюйм — с 0,83 до 0,99.

На этом основании американские специалисты делают вывод о том, что США получили возможности уничтожить все российские шахтные установки с расходом 272 таких блоков из имеющихся 506. При этом остаются еще 384 блока мощностью по 455 килотонн, которые могут быть использованы для поражения заглубленных в скальные породы стратегических объектов или разрушения городов России. Отмечая имеющиеся у России проблемы с системой ПРН (противоракетного наблюдения), которая после распада СССР не обеспечивает необходимую глубину и надежность контроля ракетных пусков по всем стратегически опасным направления, они констатируют, что сложилась крайне опасная ситуация, суть который состоит в том, что располагая возможностью успешного контрсилового удара, «горячие головы» в США в критической обстановке могут решиться на превентивный ядерный удар по России.

В контексте этого можно вспомнить принятие на вооружение тактической авиации США и НАТО  высокоточной ядерной бомбы B61-12. Эти бомбы обладают высокой точностью поражения — по оценкам иностранных специалистов вероятной отклонение о точки прицеливания не должно превышать показателей, характерных для систем обычного высокоточного оружия. Оборудованием для применения этих бомб дополнительно оснащаются истребители F-16 и Tornado ВВС пяти стран НАТО: Бельгии, Нидерландов, Турции, Германии и Италии. Переоборудование самолетов предполагается завершить к 2018 году. Таким же оборудованием оснащаются все поступающие на вооружение перспективные истребители F-35. Для ударов по площадным целям такая точность не нужна, значит и тактическая авиация готовится участвовать в нанесении контрсилового удара. А с аэродромов Прибалтики и Норвегии тактическая авиация НАТО способна поразить высокозащищенные объекты инфраструктуры российских СЯС на значительной площади европейской части нашей страны, в том числе и базы российских ракетных подводных лодок с межконтинентальными баллистическими ракетами.

Следует учесть и тот факт, что под видом ПРО театра войны у границ России размещаются УВП Mk-41, которые позволяют использовать КР «Томахок»  в ядерном оснащении. Такая ракета, имея дальность более 3000 км, позволяет с высокой точностью поражать высокозащищенные цели на всей европейской части России. Но дело не только в этих УВП. Общая емкость морских носителей ракет «Томахок» в ядерном оснащении в ВМС США превысила несколько тысяч. Так что обеспечить нанесение ядерных высокоточных ударов по всей территории России они могут вполне. При этом надо помнить, что в радиолокационном поле системы ПВО России на малых и предельно малых высотах имеют огромные бреши, которые ничем не прикрыты, особенно на северном стратегическом направлении (спасибо «реформаторам» 90-х и 2000-х). Имеющимися 15-ю самолетами ДРЛОиУ А-50 эти бреши на всем протяжении наших границ не прикрыть  — слишком мало у нас таких самолетов. Так что скрытно нанести ядерный удар такими ракетами США могут вполне.

Однако возникает вопрос — а как же с утверждением о том, что в ядерной войне не будет победителей или с положением о том, что в случае ядерного обмена России и США (или даже только одного удара США по России  или наоборот) в мире возникнет ядерная зима? Ведь отдельные «специалисты» договариваются о того, что утверждают — нам достаточно взорвать свои арсеналы на своей территории, чтобы весь мир погиб в ядерной зиме. Получается, что США, Китай, Россия, Великобритания, Франция занимаются абсолютно бессмысленным и чрезвычайно дорогостоящим делом — совершенствуют и наращивают свои ядерные арсеналы! Это что: крайняя форма идиотизма или может понимание того, что теория ядерной зимы сомнительна, по крайней мере, сегодня. Предполагать, что ведущими странами мира управляют люди, не вполне психически здоровые я не могу. Остается второй вариант. Действительно научное обоснование под теорию ядерной зимы весомое и основательное. Но это пока еще к счастью только теория. А каждый квалифицированный ученый Вам скажет, что любая теория имеет смысл только при тех ограничениях и допущениях, с учетом которых она разрабатывалась. Теория ядерной зимы разрабатывалась в средине-конце 80-х годов прошлого века, когда ядерные арсеналы СССР и США были несопоставимо мощнее, чем сегодня. И теперь возникает вопрос — а применима ли эта теория в настоящее время. Для ответа на него обратимся в историю — оценим каким ядерным потенциалом обладали СССР и США в ту пору. Сравнив с современным состояние дел можно будет сделать вывод, по крайней мере грубо, о корректности этой теории, применительно к современным условиям.

 

Ядерные арсеналы РФ и США сокращены в десятки раз

 

В ту пору СССР имел развернутыми на стратегических носителях: на баллистических ракетах наземного базирования около 6600 боевых блоков, на ракетах морского базирования — около 2700 боевых блоков и в стратегической авиации около 700 единиц ядерных боеголовок. Всего — около 10000 боеголовок. А всего с учетом различных видов тактических ядерных вооружений СССР к 1989 году располагал примерно 30000 ядерных боеголовок. Американский ядерный арсенал достигнув пика в 32000 боеголовки в 1960 году к 1989 году сократился до примерно 22200 боеголовок.

Анализ состава стратегических ядерных сил противостоящих держав свидетельствует, что в основном на стратегических ядерных носителях в это период в СССР размещались боеголовки весьма крупного калибра — мегатонного класса или близкие к нему. В США боеголовки в основном были несколько меньшего калибра — порядка 500 килотонн в среднем. На МБР их калибр был поменьше, а на ракетах наземного базирования — также, как и в СССР, в основном  мегатонного калибра. Тактические ядерные боеприпасы обеих стран имели эквивалент в основном в пределах от 20-30 до 100-150 килотонн, может несколько больше.

Суммарный ядерный потенциал США составлял около 20000 мегатонн. Советский на этот момент был существенно больше и достигал порядка 35000 мегатонн. Применительно к таким арсеналам СССР и США и была разработана модель развития ситуации, которая позволили сделать вывод, что следствием полномасштабной ядерной войны будет длительная ядерная зима, вызванная чудовищными взрывами и пожарами, сопровождающимися задымлением атмосферы в такой мере, что она утратит прозрачность и солнечные лучи не будут длительное время достигать поверхности земли. Это в конечном итоге приведет к резкому и длительному охлаждению планеты с гибелью большей части живых организмов. Ситуация будут усугублена гигантскими зонами радиоактивного заражения. Да и прямые потери биосферы Земли от ядерных взрывов будут огромными.

Значительные ядерные арсеналы позволяли при планировании ядерного поражения выделять достаточные для поражения назначенных целей ресурс ядерного оружия. А относительно невысокая точность большинства систем ядерных вооружений той поры, предполагала назначение достаточно большого количества единиц ядерного оружия для поражения назначенных целей. Рассматривая эти исходные условия, наверное, нет оснований сомневаться в корректности вывода о неизбежности ядерной зимы, особенно в сочетании с уже имеющимися историческими примерами, к  счастью не ядерной войны, а извержений вулканов. Так извержение вулкана Кракатау, мощность которого оценивают примерно в 150-200 мегатонн тротилового эквивалента привело к некоторому снижению средней температуры на планете, что ощущалось около года.

Однако сегодня ситуация существенно изменилась. США располагают всего 1367 боеголовками развернутых на стратегических носителях. А общий ядерный арсенал этой страны оценивается примерно немногим более 5000 боеголовок. Как отмечалось в начале статьи на стратегических носителях это преимущественно боеголовки среднего калибра — 100-455 килотонн. Другие — малого и среднего. Россия располагает около 1800 ядерных боеголовок на 508 стратегических носителях, а также около 2000 единиц тактического ядерного оружия. В отличие от СССР, ядерный арсенал России представлен боеголовками малого и среднего калибра. С учетом этих данных можно оценить суммарный ядерный потенциал: Россия располагает мощью около 700 мегатонн, а США — около 900 мегатонн. То есть американский «мегатоннаж» уменьшился более чем в 22 раза, а российский в сравнении с советским почти в 50 раз. А это дает основания засомневаться в корректности применении выводов о возможной ядерной зиме применительно к современным условиям. Возникает вопрос — а что если бы взорвались четыре вулкана типа Кракатау  — это соответствует ядерному арсеналу России, на планете наступила бы вулканическая зима? Ответ очевиден — нет. Да было бы серьезное похолодание, которое продержалось бы вероятно 2-3 года и все! Были бы проблемы, но не смертельные для Цивилизации. В открытых источниках информации уже прозвучали оценки — при взрыве в отдельном регионе ядерных взрывов общей мощностью до 300 мегатонн следует ожидать «ядерной осени», сопровождающейся снижением общей температуры в этом регионе 1-2 градуса и все!

При этом надо заметить, что решившись на контрсиловой превентивный удар по России с применением упомянутых 272 боеголовок 100 килотонного калибра с ракетных подводных лодок, еще 200-300 ядерных боеголовок стратегической и тактической авиацией, а также КР «Томахок» с морских носителей США сегодня могут вполне рассчитывать на успех такого удара. Особенно учитывая, что такой удар может быть усилен применением дальнобойного высокоточного оружия в обычном оснащении. При этом может быть уничтожено до старта до 90% российского ядерного потенциала. Суммарный потенциал ядерных взрывов составит около 50-60 мегатонн — всего половина от Кракатау или одна «Кузькина мать» — советская бомба мощностью в 58 мегатонн. Совершенно очевидно ни о какой «ядерной зиме» или даже «осени» речь не идет.

Мне могу возразить — но ведь 10% российского ядерного потенциала стартует и дойдет до США, а это около 200 боеголовок. Погибнут миллионы американцев, будет разгромлена их экономика. Замечу, что целью этой статьи не является оценка возможностей нашего ядерного потенциала на ответный удар по США, главное — оценить: возможна ли сегодня, при нынешних ядерных арсеналах ядерная зима или нет. Если же учесть российские 200 боеголовок, то их суммарный потенциал не превысит еще 20-30 мегатонн, что также далеко от ядерной зимы, особенно учитывая, что они взорвутся далеко от места взрывов американских.

Таким образом, есть все основания можно сделать вывод: после глубоких сокращений ядерных арсеналов России и США возможность возникновения ядерной зимы после более-менее разумного применения пусть и масштабного ядерного оружия нашими странами против друг друга практически невозможна. А это означает, что ядерная война из сферы иррационального перешла в область рационального — условия, при которых США или Россия начав превентивно ядерную войну, могут ее выиграть, то есть уничтожить противника физически, сохранив себя, существуют. При этом, учитывая реальное состояние дел с состоянием сил стратегического сдерживания, как собственно СЯС, так и других компонент — системы ПРН и ПРО, в России и США, а также глобальные цели российской и американской элит, можно уверенно предполагать, что США находятся в намного более выигрышном положении, чем наша страна. То есть американская элита в определенных условиях может пойти на превентивную ядерную войну против России. При этом ожидаемые жертвы американского населения в несколько миллионов человек, определенные потери экономического потенциала, будут принесены легко — это небольшая плата за мировое господство, которое обретут американская или транснациональная элиты, уничтожив Россию и получив возможность господствовать над миром с опорой на ядерный шантаж — оставшийся ядерный потенциал США, вкупе с арсеналом Великобритании, Израиля и вероятно Франции, намного превзойдет то, что сможет выставить Китай.

 

Ядерная война обрела рациональность

 

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что глубокие сокращения ядерных арсеналов России и США фактически устранили риск гибели Цивилизации от ядерного оружия, но они же сделали ядерную войну рациональным инструментом политики! Тем самым повысили риск возникновения такой войны. И хотя возможность ядерной зимы практически исчезла, опасность чудовищных потерь населения Земли в результате ядерной войны возросла. Эта ситуация особенно опасна в связи с тем, что господствующие круги транснациональных элит изыскивают способы радикального сокращения численности населения Планеты и даже не скрывают это. Для них простые люди — русские, европейцы, китайцы, американцы и прочие это лишняя биомасса, загрязняющая Планету, от которой надо избавиться, оставив минимум для их обслуживания. Поэтому пойти на ядерную войну эти силы могут вполне, если она сулит им мировое господство, да еще и сокращение численности населения. В этом контексте неоднократные заявления нового президента США Д.Трампа о решимости нарастить американский ядерный потенциал, о невыгодности для США договора СНВ-3 и массированная информационно-политическая кампания, направленная на обоснование выхода США из договора по РСМД,  свидетельствуют о том, что ядерную войну американская элита рассматривает, как вполне рациональный способ достижения глобальных целей.

Сегодня наша страна не может конкурировать с США количественно в ядерной гонке — Россия не СССР. Нам надо искать асимметричный, как это принято говорить, ответ. И суть этого ответа на мой взгляд должна заключаться в том, чтобы опять перевести ядерную войну в область иррационального, когда ее ведение при любых условиях обстановки будет абсолютно бессмысленным для агрессора. Сделать это можно, опираясь на главное превосходство России в области ядерного оружия — только наша страна в мире располагает технологиями создания ядерных боеприпасов гиперкрупного (простите за жаргон) калибра — более 100 мегатонн тротилового  эквивалента. Еще в 1961 году мы имели такой боеприпас (эквивалентом в 58 мегатонн) вполне пригодный для боевого применения. Создание 4-5 десятков таких боеприпасов в качестве боеголовок для тяжелых МБР или сверхдальних торпед, гарантирует доведение до критически опасных по геофизическим условиям зонам на территории США (например Йеллоустонский супервулкан, разломы тихоокеанского побережья США) хотя бы нескольких единиц такого оружия при любом развития ситуации. Такие удары гарантированно уничтожат США как государство, как и практически всю транснациональную элиту. А это сделает масштабную ядерную войну опять иррациональной и реально сведет шансы ее возникновения к нулю. При этом надо понимать, что эти супербомбы не панацея от всех бед. Для элитарных господ ограниченные ядерные удары против стран, которые не могут им адекватно ответить, вполне приемлемы. Сохранятся для России и угрозы войны гибридного характера. Однако масштабная ядерная угроза для России и мира будет в решающей мере нивелирована.