Впереди много войн, больших и малых

 

Впереди много войн, больших и малых

Член-корреспондет РАРАН

доктор военных наук

СИВКОВ Константин Валентинович

 

Можно констатировать, что конфликтность на ближайшую и среднесрочную перспективу будет нарастать. При этом зоны вооруженных конфликтов и войн будут охватывать все большие территории, распространяясь практически на все континенты Планеты.

 

Высокими темпами создаются условия для вооруженного столкновения ведущих стран мира. А это будет означать Третью Мировую войну.

Глобальный характер доминирующих противоречий в мире определяет необходимость возникновения Третьей Мировой войны как инструмента их разрешения — можно утверждать, что объективные предпосылки Третьей Мировой сложились. Можно говорить и о том, что формируются противоборствующие коалиции — мировые войны ведутся коалициями государств. Первая из них это сообщество стран Западной цивилизации и их союзники, которые претендуют на роль мирового гегемона, контролирующего все мировые ресурсы, с уничтожением геополитической субъектности всех остальных цивилизаций. Ее военно-политическое ядро уже сформировано в виде блока НАТО. Вторая представлена сообщество стран незападных цивилизаций, ориентирующихся на многополярный мировой порядок. Хотя пока приоритет общего геополитического интереса их элитами до конца не осмыслен, а военно-политическая организация этих стран, основой которой становится ШОС, еще только формируется.

Однако субъективные условия для Мировой войны не сложились. Элиты Запада психологически готовы к началу мировой войны за ресурсы. Однако  действует ключевой сдерживающий фактор — российский ядерный потенциал. Мешают втягиванию стран Запада в крупномасштабную войну и высокая чувствительность к потерям  личного состава вооруженных сил этих стран и неготовность населения этих стран к войне, что определяется в значительной степени  отсутствием идеологии войны. Более того, несмотря на интенсивную психологическую обработку населения стран Запада сформировать у них «военное сознание» не удается. При этом нарастает влияние альтернативных нынешним западным элитам политических группировок.

Что касается незападных стран, то несмотря на подавляющее превосходство в людском потенциале, более высокий по сравнению с Западной цивилизацией моральный потенциал и контроль огромных природных ресурсов и территорий они организационно не готовы к крупномасштабной войне. Более того, некоторая (весьма большая) часть национальных элит этих стран ориентируются на Западную цивилизацию в надежде занять достойное положение в «Золотом миллиарде» за счет предательства интересов своих народов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к Мировой войне ни один из возможных ее участников полноценно не готов.  А из этого следует, что Третья Мировая война в среднесрочной перспективе маловероятна. Но это пока! Если она будет развязано, то затронет большую часть населения мира – 4 и более миллиарда человек, охватив практически все континенты, океаны и моря. По продолжительности она может охватить период от 6-7 до 25-30 лет. В ходе военных действий могут принять участие более 100 миллионов человек с обеих сторон.  В ней будут применять все виду вооружений, включая ОМП. применение ядерного оружия вероятно будет носить ограниченный масштаб. Массовое применение ядерного оружия, маловероятно вследствие катастрофных последствий для всех участвующих сторон.  Суммарные демографические потери населения мира могут превысить несколько сотен миллионов человек.

Из признания маловероятности новой мировой войны следует вывод, что на ближайшую и среднесрочную перспективу непосредственные военные угрозы в различных регионах мира будут формироваться именно региональными противоречиями, через обострение и формирование которых будут реализовываться  геополитические угрозы.

 

Запад и Юг

 

Анализ развития военно-политической обстановки на Западе свидетельствует о том, что наибольшая угроза военной безопасности будет исходить от нестабильности военно-политической обстановки в Анатолийско-Кавказском районе, в первую очередь, от межнациональных (грузино-абхазского, грузино-осетинского) и межгосударственных (Армения-Азербайджан по проблеме Нагорного Карабаха) конфликтов. Их неурегулированность ведет к сохранению в Южно-Европейском регионе опасных и устойчивых очагов напряжен­ности ведущих к возникновению военных конфликтов. Будет продолжаться внутренний вооруженный конфликт на Востоке Украины.

Исходя из этого можно полагать вероятным возникновение в среднесрочной перспективе вооруженных конфликтов между Грузией — с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией — с другой. Ключевым условием их возникновения будет приход власти радикального националистического руководства в Грузии, а также открытая поддержка его агрессии со стороны США и других стран НАТО. Втягивание России в этот конфликт практически неизбежно. Вероятно, конфликт начнется масштабным вторжением заранее подготовленной группировки вторжения. Хотя есть вероятность и того, что ему будет предшествовать период «гибридного противоборства» в виде активизации 5-й колонны в Южной Осетии и/или Абхазии — работа в этом направлении идет активная. Численность противоборствующих группировок может составить в пределах 3000-7000 человек с каждой из сторон. будут применять практически исключительно обычные виды вооружения с преобладанием значимости в вооруженном противоборстве сухопутных войск сторон. Основными формами применения войск вероятно будут наступательные и оборонительные действия тактических соединений, действующих на изолированных направлениях. Общая продолжительность такого конфликта может лежать в пределах от нескольких дней до месяца и более. Втягивание в конфликт крупных контингентов регулярных войск США или иных стран НАТО маловероятно в силу опасности перерастания этого конфликта в крупномасштабную войну Россия и ее союзники — НАТО. В целом вероятность этого конфликта в среднесрочной перспективе можно признать весьма низкой.

Есть существенная вероятность возникновения конфликта между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах. Условием его возникновения может стать, либо  достижение одной из сторон военного превосходства, либо поддержка такой акции со стороны третьих стран, в частности США или Турции, либо серьезная дестабилизация ситуации в Армении. Втягивание России в этот конфликт надо полагать маловероятным. Поводом для него может стать локальное столкновение на границе. Так же, как и грузино-осетинском и грузино-абхазском конфликтах, наиболее вероятно, конфликт начнется масштабным вторжением заранее подготовленной азербайджанской группировки вторжения в Нагорно-карабахскую область. Численность группировок сторон могут составить до 2-3 дивизий и бригад. Основу вооруженного противоборства составят боевые действия сухопутных войск. При этом азербайджанская сторона, обладая превосходством в воздухе, будет активно использовать боевую авиацию. Будут применять практически исключительно обычные виды вооружения с преобладанием значимости в вооруженном противоборстве сухопутных войск сторон. Основными формами применения войск вероятно будут наступательные и оборонительные действия тактических соединений, действующих на изолированных направлениях. Общая продолжительность такого конфликта может лежать в пределах от нескольких дней до месяца и более. Вероятна интернационализация конфликта с втягиванием в него ограниченных контингентов ВС Турции, практически исключительно ограниченных сил специального назначения.

На Украине внутренний вооруженный конфликт может завершиться только с падением радикальной националистической элиты, ориентированной на Запад.  Это вполне реально уже в ближайшей перспективе. До этого вооруженное противостояние будет продолжаться в вялой форме — систематическими обстрелами ВСУ территорий ДНР и ЛНР. Будет нарастать диверсионная деятельность украинских сил специальных операций на территории этих республик, направленная против лидеров сопротивления. Возможны локальные активные боевые действия силами до 2-х батальонов. Крупномасштабные боевые действия возможны лишь при особо сильном обострении внутриполитической ситуации на Украине при непосредственной угрозе правящему там режиму в качестве способа отвлечения внимания населения от внутренних проблем.

Есть еще одна крайне опасная для России точка в этом регионе. Это Приднестровье — ПМР. В этой непризнанной республике проживает около 200 тыс граждан России — половина населения, а также располагается российская военная база с огромными запасами вооружения, оставшихся с советских времен. ПМР зажата между Украиной — враждебной России, и Молдовой, считающей ее своей частью. Риск полной блокады ПМР в этих условиях весьма велик. Блокада ПМР поставит Россию перед необходимостью вмешаться, чтобы спасти своих граждан, что чревато войной с Украиной или Молдовой, с чрезвычайно вероятным втягиванием в нее блока НАТО. Вероятность такого развития ситуации в среднесрочной перспективе при существующих тенденциях можно оценить как умеренную. В этой войне со стороны ПМР будут действовать полный состав ее ВС — около 5000 человек, а со стороны России должны будут привлечены основные силы ЧФ, группировка ВКС и ПВО в Крыму., а также  до дивизии сухопутных войск (а также. входящий в состав ЧФ полк морской пехоты). Со стороны Украины и Молдовы будут задействованы основные боеспособные части в общей сложности до 20 тыс. человек. НАТО будет представлено силами флотов стран черноморского бассейна — членов альянса, а также основных сил 6-го флота США в составе до 2-х авианосцев с кораблями охранения, в том числе до 2-х КУГ из эсминцев и крейсеров, развернутых в Черном море. такой конфликт будет отличаться исключительной интенсивностью ведения боевых действий преимущественно воздушно-морского характера. Продолжительность его будет невелика — от нескольких дней до 2-3 недель. Риск военного поражения России в этом конфликте велик. Существует, пусть и незначительная, вероятность ограниченного применения в нем ядерного оружия между Россией и НАТО.

На Юге главные источники военной опасности связаны с нестабильностью обстановки в центрально-азиатских государствах СНГ (прежде всего, межгосударственных и внутригосударственных противоречий в Таджикистане и Узбекистане на почве этнических и религиозных проблем), продолжающихся войнах в Сирии, Ираке и Афганистане, нарастанию военной напряженности между США, их союзниками из стран Персидского залива и Ираном, а также в отношениях между Индией и Пакистаном.

Гражданские войны в Сирии, Ираке и Афганистане будут продолжаться еще достаточно длительное время — от нескольких месяцев до нескольких лет. Высока вероятность полномасштабного (ограниченное уже имеет место) вмешательства США и их союзников из числа монархий Персидского залива в сирийскую и иракскую войну. Условием такового может стать дальнейшее усиление позиций в этих странах России, и Ирана. Численность группировки ВС США может составить до 3-4 авианосцев с 15-20 надводными кораблями и 5-8 подводными лодками, 1-2 авиакрыла тактической авиации  (с применением до 500-800 СКР «Томахок») и до 1-2 дивизий сухопутных войск или морской пехоты с соответствующим обеспечением. Этими силами будет проведена воздушная наступательная операция с последующими действиями сухопутной группировки. Общая продолжительность первой такой операции  может составить до одного месяца. Вероятность такого развития ситуации сохраняется умеренная.

Сохраняется, хотя и на чрезвычайно низком уровне вероятность агрессии США, стран НАТО и их союзников из числа монархий Персидского залива против Ирана. В случае такого развития ситуации это будет достаточно масштабная локальная война. Иран сможет выставить группировку сил общей численностью более миллиона человек, до 300 боевых самолетов и  более 400 вертолетов различного предназначения. В составе ПВО Ирана насчитывается около 3000 единиц зенитных огневых средств. Для достижения успеха в такой войне США и их союзникам придется обеспечить подавляющее превосходство своей авиационной группировки  в количественном и качественном отношении над ПВО и ВВС Ирана. То есть необходимо будет создать группировку авиации общей численностью не менее 1000-1500 машин, в том числе до 400 самолетов авианосной авиации и до 40-50 стратегических бомбардировщиков, задействовать основные силы своего флота — до 7-8 авианосцев, 35-40 надводных боевых кораблей и подводных лодок, а также сухопутную группировку численностью до 300 тыс. человек. Кроме этого, вероятно будет выделено от 1500 до 2500 крылатых ракет, в основном для стратегической авиации и флота. Условием возникновения такой войны будет возобновление ракетно-ядерной программы Ирана или начало военного конфликта Ирана с одной из ведущих стран Персидского залива, вероятнее всего Саудовской Аравией. По продолжительности такая война составит несколько месяцев. Ее завершение вероятнее всего будет после разгрома основных группировок ВС Ирана, возможно со сменой политического режима в стране.

Сохраняется, хотя и на существенно более низком уровне (после вхождения этих стран в ШОС), вероятность военного конфликта между Индией и Пакистаном за спорные территории. Возможность этого конфликта можно признать на среднесрочную перспективу как маловероятную. Условием его возникновения может стать обострение противоречий с локальными вооруженными столкновениями на границе. По опыту предыдущих таких конфликтов можно полагать, что по продолжительности он составит не более месяца. Для его ведения стороны задействуют не более 2-3 дивизий СВ, основные силы ВВС и силы флота, с превосходством Индии в военно-морских вооружениях. Основным содержанием вооруженного противоборства будут операции и боевые действия группировок СВ и ВВС. Особенно опасен этот конфликт тем, что Индия и Пакистан ядерные державы. Поэтому есть, хотя и небольшая вероятность того, что в нем может быть применено ядерное оружие.

Будет нарастать риск вооруженных конфликтов в Африке, продолжаться война в Йемене на юге Аравийского полуострова. Эти конфликты в своей геополитической основе будут иметь противоборство Саудовской Аравии, США, с одной стороны и Китая, Ирана — с другой за влияние в этом регионе. Непосредственной основой и условием возникновения войн и военных конфликтах в этом регионе будет наличие серьезных внутренних противоречий, главным образом этических и религиозных, которые будут использоваться внешними игроками для расширения зон своего влияния. То сесть можно говорить, что войны в этих странах будут иметь преимущественно «гибридный» характер — противоборствующие на африканском пространстве геополитические игроки будут использовать внутренние силы этих стран для захвата влияния в них. Помимо Йемена следует ожидать возникновения войн в других странах Африки. Вероятность разрастания военных конфликтов в этом регионе следует полагать высокой, что определяется активным внедрением в него Китая и стремлением расширить свое влияние в арабском мире Ирана. В основном это будут внутренние вооруженные конфликты и гражданские войны. В вооруженном противоборстве будут принимать участие как регулярные, так и главным образом иррегулярные формирования, часто связанные с международными террористическими организациями. Численности противоборствующих группировок может колебаться в больших пределах — от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек. Высока вероятность вмешательство в эти внутренние конфликты регулярных ВС иных государств ограниченными силами преимущественно авиации и ВМС, имеющих здесь свои интересы — главным образом сопредельных или обладающих возможностью «проектирования силы». Внешнее вмешательство будет осуществляться в основном силами ограниченных по численности группировок ВВС и ВМС. Основной формой вооруженного противоборства будут боевые действия иррегулярных формирований, действия тактического масштаба регулярных войск и отдельные удары авиации и флота. Интенсивность боевых действий вероятнее всего будет относительно низкой. По продолжительности такие военные конфликты вероятно будут относительно продолжительными — от нескольких месяцев до нескольких лет.

Война в Афганистане будет продолжаться еще длительное время — до нескольких лет, что обусловлено неготовностью США признать свое поражение в этой войне и покинуть страну и отсутствием предпосылок в связи с этим к национальному примирению. На этом фоне следует ожидать дальнейшей активизации попыток проникновения в этот регионе радикальных исламистских организаций из различных регионов арабского мира и Африки, в частности из Сирии и Ирака по мере разгрома основных сил ИГ и других действующих здесь террористических организаций. Это будет приводить к нарастанию масштабов военного противостояния в самом Афганистане, а также экспорта новой волны исламского радикализма на сопредельные государства Центральной Азии — бывшие республики СССР. Нестабильная социально-политическая, экономическая ситуация в которых, в сочетании с глубокими этническими и религиозными противоречиями создают благоприятную базу для возникновения в них вооруженных конфликтов, главным образом внутренних. Ситуация будет усугубляться стремлением США сорвать или затруднить создание и нормальное функционирование нового «Шелкового пути», ограничить российское и китайское влияние в этих регионах.  По своему характеру и источникам эти конфликты будут похожи на те, которые были рассмотрены применительно к Африке. Здесь следует отметить высокую вероятность втягивания в эти конфликты России, связанную с этими странами Договором о коллективной безопасности. Нельзя полностью исключить и втягивания в эти конфликты и Китая, который уже достаточно основательно внедрен в экономику этих стран. Российское участие в этих конфликтах может быть представлено военной базой с несколькими тысячами человек личного состава, с вероятным ее усилением силами до одной бригады сил специального назначения и до 2-3 эскадрилий авиации.

 

Восток, Арктика и Латинская Америка

 

На Востоке основными источниками военной напряженности в среднесрочной перспективе будут противоречия на Корейском полуострове, между Японией и Китаем за спорные острова, между Японией и Россией за  острова Курильской гряды, а также тайваньский вопрос Китая. Все эти вероятные конфликты чреваты их быстрой эскалацией в крупномасштабную региональную, а далее и в Мировую войну, поскольку предполагают неизбежное военное столкновение ведущих мировых центров силы — США, России и Китая. Поэтому возможность возникновения этих конфликтов надо признать крайне маловероятной (если не считать локальных столкновений, которые будут обеими конфликтующими сторонами быстро сворачиваться). В любом из них в случае возникновения будут задействованы значительные группировки сил сторон, основу которых будут составлять ВМС (в том числе российского ТОФ) и ВВС (в том числе российских ВКС). Боевые действия будут отличаться высокой интенсивностью и скоротечностью — от нескольких дней до 2-3 недель.

В Арктическом регионе также имеются противоречия, способны привести к возникновению вооруженного конфликта. Они связаны, главным образом с переделом сфер влияния и экономических зон в условиях неполной международно-правовой урегулированности этого вопроса, а также требованиями США о передаче Северного Морского пути под международный контроль. Этот регион имеет исключительное военно-стратегическое, экономическое (сырьевое) и транспортное значение. Поэтому борьба за контроль над  ним обрел в последнее время стала обостряться. Конфликтующими сторонами в этой зоне являются Россия и США со своими союзниками по НАТО. Поэтому даже ограниченный вооруженных конфликт в этом регионе имеет исключительно много шансов превратиться в крупномасштабную войну России и НАТО с высокой вероятностью ее эскалации во всеобщую ядерную войну. Поэтому вероятность вооруженного конфликта в этом регионе надо признать крайне незначительной. Однако если он возникнет, то учитывая незначительную оперативную емкость региона а целом, специфические климатические условия и островной характер океанского театра боевых действий (ОТВД), основу противоборствующих группировок составят относительно небольшие силы флотов и ВВС (ВКС), адаптированные к действиям в этом регионе, а также специальные арктические части сухопутных войск и морской пехоты. Боевые действия будут носить главным образом воздушно-морской характер и отличаться высокой интенсивностью и скоротечностью со стремлением противоборствующих сторон минимизировать конфликт не допуская его эскалации, особенно в ядерный.

Нельзя не упомянуть и Латинскую Америку. В этом регионе имеются серьезные противоречия, из которых главное состоит в стремлении части стран выйти из-под опеки северного соседа — США. Это достаточно крупные и экономически состоятельные страны, такие как Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Куба и некоторые другие. Сегодня можно говорить о том, что США в значительной мере потеряли контроль над этим своим «задним двором», с чем они смириться, конечно же, не могут. Используя внутренние проблемы этих стран, а также многообразные межгосударственные противоречия, США стремятся вернуть контроль над ними, главным образом сменой неприемлемых для них правительств и элит. Поэтому в своей основе вооруженные конфликты с этом регионе в ближайшей и среднесрочной перспективе будут носить характер «гибридных войн» — главным инструментом реализации американской агрессии в этом регионе будут пресловутые проамериканские 5-е колонны в этих странах. Наглядным примером может стать Бразилия и Аргентина, где уже смещены лидеры, ориентированные на суверенное развитие этих государств. Раскручивается внутренний вооруженный конфликт в Венесуэле с теми же целями. Судя по внезапно проснувшейся «нежной любви» США к Кубе нечто подобное готовится и там. Поэтому в ближайшей и среднесрочной перспективе в этом регионе следует ожидать с высокой вероятностью возникновения до 2-х внутренних вооруженных конфликтов в этих странах с их вероятной интернационализацией со стороны США и союзных им сопредельных государств. Этап внутреннего вооруженного конфликта будет достаточно длительным — до ослабления и дезорганизации регулярных войск жертвы агрессии, связывания их борьбой в незаконными вооруженными формированиями, когда они не смогут оказать организованного противодействия вторжению регулярных войск агрессора, проводимого под видом миротворческой операции, для чего он будет стараться добиться одобрения СБ ООН.

Особо следует отметить вероятность различного уровня возникновения внутренних вооруженных конфликтов и даже гражданских войн в крупных государствах мира. Так сохраняется высокая вероятность эскалации внутреннего вооруженного конфликта по курдской проблеме в гражданскую войну в Турции, причиной чего может стать возникновение курдского государства с отторжением части территории Ирака и Сирии. Существует вероятность возникновения уже ближайшей перспективе одного или нескольких внутренних вооруженных конфликтов с возможностью их эскалации в гражданскую войну в России, что обусловлено углублением серьезных внутренних противоречий, на фоне неспособности и нежелания властей их корректно разрешить, которые явно пытаются использовать внешние силы в своих интересах — имеются явные признаки непосредственной подготовки НАТО во главе с США к военной интервенции в Россию. Впервые за полтора столетия возникла вероятность возникновения, хотя и крайне незначительная, внутреннего вооруженного конфликта в США, где помимо отмеченных глобальных противоречий, проявляющихся в этой стране полной мере, нарастают этнические и религиозные. Что особенно опасно явно высокими темпами деградирует интеллектуальный потенциал элиты этой страны, имеющий следствием утрату ею способности безопасно для общества разрешать внутренние противоречия. Сохраняется на низком уровне вероятность возникновения внутреннего вооруженного конфликта в Китае на этно-религиозной почве в Синьцзян-уйгурской автономии.

В целом, подводя итог, можно констатировать, что конфликтность на ближайшую и среднесрочную перспективу будет нарастать. При этом зоны вооруженных конфликтов и войн будут охватывать все большие территории, распространяясь практически на все континенты Планеты. Причем, что особенно неприятно, с высокими темпами создаются условия для вооруженного столкновения ведущих стран мира. А это будет означать Третью Мировую войну.