Электронные паспорта: опасностей больше чем пользы

Первый вице-президент

Академии геополитических проблем,

доктор военных наук

СИВКОВ Константин Валентинович

Электронные паспорта: опасностей больше чем пользы

Угрозы, которые несет внедрение электронных паспортов существенно превосходит ожидаемые выигрыши.

Внедрение электронных паспортов нельзя считать целесообразным., по крайней мере, на текущем этапе развития этих технологий в России.

 

Россия  и ее граждане вступают в качественно новый этап: в нашей стране готовится ввод в действие электронных паспортов для граждан страны. В соответствии с проектом Федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», помещенном в Интернете, он должен стать, главным документом, удостоверяющим личность гражданина России.

Физически, электронный паспорт будет представлять собой пластиковую карту с внесенным в нее электронным чипом.

Предполагается, что такое электронное удостоверение заменит не только паспорт, но и пенсионное удостоверение и полис обязательного медицинского страхования, а также его можно будет использовать, как платежный инструмент.

Новый документ должен будет содержать всю информацию о гражданине России, включая биометрическую.

При этом весьма вероятно, что в числе других персональных данных гражданина России в его электронный паспорт будет введена и его геномная информация.

Таким образом, удостоверять личность человека, а вернее идентифицировать его как объект, будут по биометрическим данным.

В обществе идут споры о полезности этого новшества. Многие выступают против, в частности указывая на то, что этим нарушается запрет на создание единых баз данных о гражданах страны, закрепленный в ФЗ №152 «О персональных данных».

Итак, все-таки благо введение электронных паспортов, или угрозы, порождаемые ими превзойдут выгоды и такая форма удостоверения личности принесет нашей стране и гражданам больше вреда чем пользы?

Прежде всего, следует остановиться на технических аспектах проблемы.

 

Нужны огромные затраты на реализацию этого проекта

 

Использование электронных паспортов возможно только при наличии  развитой информационной инфраструктуры.

Сама по себе электронная карта, без соответствующих средств съема информации, не позволяет осуществить идентификацию личности.

Объемы информации, которые могут быть помещены в чипы, даже самые совершенные, относительно невелики. Они не позволят хранить всю необходимую информацию, которая необходима для реализации тех функций, которые предполагается возложить на электронный паспорт.

Поэтому помимо средств съема информации необходима возможность связи с  информационной сетью, которая должна позволить получить доступ к соответствующим базам данных. Между тем ее пока еще пока нет.

Сегодня в России имеется много мест где получить доступ в Интернет невозможно.

Относительно небольшая часть территории страны покрыта и зонами накрытия сотовой связи.

Если такой информационной инфраструктуры создано не будет, то электронные паспорта не смогут выполнить роль главного документа удостоверяющего личность гражданина России – в удаленных районах страны всегда найдутся места недоступные для его «чтения» и полноценного или даже ограниченного использования.

Ведь далеко не везде на просторах нашей страны, можно, например, использовать банковские карты для оплаты услуг.

Создание такой информационной инфраструктуры потребует от Российского государства огромных денежных средств. Речь идет о триллионах рублей. В условиях нарастающего экономического кризиса их найти будет весьма проблематично. Фактически это можно будет сделать только за счет урезания социальных программ, что само по себе может привести к дестабилизации ситуации в стране.

Есть проблема и с вопросом налаживания выпуска электронных паспортов в достаточном количестве.

Сегодня при населении страны около 142 млн. человек, общий начальный объем потребностей может составить до 150 млн. таких карт. В дальнейшем ежегодные потребности, с учетом возможности утраты электронных паспортов и миграции населения из сопредельных стран, оценивается в 50 млн. экземпляров.

Для того, чтобы наладить выпуск в таких объемах электронных паспортов, в России должно быть восстановлено в соответствующем объеме производство чипов, причем весьма высококачественных – они должны обладать, при высокой информационной емкости, еще и высокой защищенностью от негативных воздействий, в частности сильных электромагнитный полей, быть устойчивыми на изгиб. Ведь требование об опоре на чипы собственного производства заложено в соответствующем  проекте закона.

Это также потребует дополнительных финансовых вливаний со стороны государства в этот проект, измеряемых как минимум  многими сотнями миллиардов рублей.

Наконец, необходимо программное обеспечение функционирования всей этой системы. Даже при использовании имеющихся операционных систем, на это, при относительно небольших затратах (в сравнении с затратами на создание информационной инфраструктуры), потребуется немало времени.

Большие проблемы могут возникнуть и со старшим поколением, многим представителям которого будет весьма проблематично освоить использование нового документа, удостоверяющего личность.

Для  полноценного освоение населением электронных паспортов, без всяких сомнений потребуется создание специальной сети обучения по их использованию.

Таким образом, внедрение электронных паспортов потребует огромных финансовых ресурсов, отвлечение которых из реального сектора экономики и социальной сферы, может негативно сказаться на экономической ситуации и будет способствовать росту социальной напряженности. Последнее особенно актуально, учитывая, тот факт, что значительная часть населения России будет негативно воспринимать принудительное внедрение электронных паспортов.

Тем не менее, их внедрение сулит немалые выгоды и удобства.

 

Немалые блага

 

Прежде всего, это скажется на бытовом уровне.

Во-первых, существенно упростится процедура получения государственных услуг. Отпадет необходимость идти в офисы органов власти и выстаивать длинные очереди.

Быстрее можно будет обработать заявку на эти услуги – сотрудникам органов власти, занятым  в сфере обслуживания населения, можно будет всю необходимую информацию получить в автоматизированной системе.

При этом многие документы гражданин сможет получить и без участия чиновника, непосредственно из информационной системы.

Во-вторых, резко сузится поле коррупции в сфере взаимодействия населения с органами государственной власти, за счет радикального сокращения различных личных отношений между гражданами и чиновниками.

Правда, при этом, вполне возможно, что многие из ныне бесплатных государственных услуг, окажутся платными. Причем этот список может стать весьма значительным, а размер плат, весьма ощутимым, особенно для малообеспеченных слоев населения.

Благотворно внедрение электронных паспортов скажется и на уровне функционирования различных подсистем государства.

Прежде всего, следует ожидать существенного повышения эффективности работы правоохранительных органов. Имея возможность оперативно получить биометрические данные, как на месте преступления, так и в процессе выборочной проверки граждан на улице, наша полиция сможет более оперативно и надежно раскрывать и предотвращать преступления, эффективнее вести поиск преступников.

Так же и медики, прибыв к больному по вызову, смогут получить полноценную информацию о его состоянии здоровья оперативно и достоверно. Даже если он, находясь в бессознательном состоянии, ничего о себе сказать не может. А это означает,  что в самые критические моменты можно будет оказать своевременную и квалифицированную помощь.

Таких примеров можно привести достаточно.

Будет способствовать внедрение электронных паспортов и стабилизации ситуации в стане в целом. Владея полноценной и обновляемой в реальном масштабе времени информацией о состоянии общества, во всех существенных аспектах, власти, как в стране в целом, так и отдельных ее регионах, смогут проводить более взвешенную политику, своевременно нейтрализуя негативные тенденции, принятием эффективных мер.

Так что выгоды от внедрения электронных паспортов очевидны и ощутимы.

Однако, как известно, любое благо своей обратной стороной имеет угрозы. Причем эти угрозы могут существенно превалировать над теми благами, которые сулит то или иное новшество. И если угрозы, порождаемые внедрением такого новшества превосходят ожидаемые выгоды, наверное следует воздержаться от его внедрения, по крайней мере, до тех пор, пока не будут найдены методы парирования этих угроз.

 

Серьезные угрозы

 

Именно такая ситуация складывается в отношении идеи внедрения электронных паспортов.

Угрозы, которые это несет, при более тщательном анализе значительно превосходят ожидаемые выгоды.

Прежде всего, существенно будет снижена безопасность государства, общества и личности от информационных угроз, формируемых крупными мировыми игроками, в первую очередь США.

Известно, что ключевым условием эффективности любых  информационных операций, является детальное знание, состояния объекта воздействия.

Тот из конкурентов, кто более детально знает состояние своего оппонента, имеет перед ним неоспоримое преимущество, позволяющее гарантировать успех, даже уступая в количестве и качестве средств информационного воздействия.

Вся информационная инфраструктура системы, обеспечивающей введение в действие и применение электронных паспортов, основана на аппаратной базе американской разработки и операционных системах фирмы «Майкрософт».

Всем хорошо известно, что в электронные чипы и иные элементы современных компьютеров могут быть заложены и закладываются «аппаратные закладки», которые могут быть использованы для дублированной пересылки информации по сетям Интернет адресатам, о которых пользователь даже не догадывается.

Операционные системы фирмы «Майкрософт» носят закрытый характер. «Майкрософт» платит огромные штрафы за это, так подобные действия  является нарушением антимонопольного законодательства, как национального, так и международного. Тем не менее, фирма не идет на раскрытие своего программного продукта. Случайно ли это? Очевидно — нет. Вероятно, что в случае открытия таких программ станет ясно, что в них заложены «программные закладки», которые пересылают интересную информацию на неизвестные пользователю адреса.

Наконец сама система Интернет, «выросла» из специализированной системы военной связи Министерство обороны США. Поэтому, несомненно содержит в принципах и особенностях своего функционирования нюансы, которые позволяют сохранять ее авторам, определенный над ней, в частности беспрепятственно получать циркулирующую в ней информацию.

Все это приводит к неутешительному выводу: вся информация о гражданах России может оказаться в чужих руках – у конкурентов России и вероятных ее противников. Причем детальность этой информации и оперативность ее получение может ни в чем не уступать той, которой будет пользоваться Российское Правительство и спецслужбы, а в некоторых аспектах может превосходить.

Данные о масштабах контроля информационной среды иностранных государств со стороны США уже сегодня привел достаточно много Э.Сноуден. При введении в России электронных паспортов, с созданием соответствующей  информационной инфраструктуры, эти масштабы в отношении России существенно возрастут.

Используя эту информацию, наши геополитические конкуренты смогут начать управление социальными процессами в России, используя для этого технологии информационных войн.

Эффективность такого управления хорошо продемонстрирована на примере «арабской весны». Только там не было такой системы. Что же смогут сделать наши конкуренты с нашей страной, если они получат такую информацию и смогут ее обновлять в реальном масштабе времени? Ответ очевиден: наше руководство не сможет полноценно управлять страной. Это будут делать за него иностранные центры.

Не меньшую угрозу несет в себе этот проект и с точки зрения внутренней безопасности. В нашей Конституции записано, что Россия демократическое государство.

Именно угрозу уничтожения демократии и превращения нашей страны в тоталитарную несет в себе введение электронных паспортов.

Владея полной информацией о состоянии населения, его отдельных граждан, правящая элита сможет оперативно выявлять и подавлять инакомыслие.

Причем для устранения инакомыслящих не потребуется даже судов – они могут оказаться опасными для власти. Власти смогут применить иные, куда более изощренные, методы устранения оппонентов с политической арены.

Известно, что в политической борьбе, часто верх одерживает не тот, кто более честен и заботится о благе государства и народа, а тот, кто более беспринципен, корыстен, готов идти на самые страшные преступления для достижения власти и своих целей.

Такой тип, прорвавшись к власти и получив такой мощной инструмент контроля общества, как информационная инфраструктура и интегрированные в единую систему базы данных электронных паспортов и иной информации о гражданах страны, сможет установить такую тотальную диктатуру, какую все диктаторы прошлого, вместе взятые не могли создать.

И изменить ситуацию будет невозможно, поскольку принципиально невозможно обеспечить общественный контроль за циркулирующей информацией в такой системе.

То есть внедрение электронных паспортов несет угрозу самим конституционным основам нашего государства.

Несет серьезную угрозу реализация этого проекта и в сфере военной безопасности, ставит под угрозу нормальное функционирование спецслужб.

Электронные паспорта членов семей военнослужащих, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, даже если они сами не будут иметь электронных паспортов, станут объектами особого внимания иностранных спецслужб.

Анализ информации об этой категории наших граждан позволит вероятным противникам и конкурентам России, в частности, выявлять стратегическое и даже оперативное построение группировок Вооруженных Сил, дислокацию  и передислокацию отдельных соединений и частей, в масштабе времени близком к реальному.

А это значит, что в случае начала военных действий, по нашим группировкам будут нанесены точные удары, гарантирующие их разгром. При этом эффективность мер оперативной маскировки будет сведена к минимуму.

Особенно неприятен тот факт, что доступ к такой информации могут получить террористические организации и криминальные сообщества.

Используя такие данные, они смогут оказывать давление на отдельных сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, как непосредственно, так и опосредованно, через членов их семей.

Эта информация позволит им более точно выбирать место и время проведения террористических актов, гарантировать их проведение от противодействия спецслужб, обезопасить их организаторов и исполнителей.

Криминальные структуры смогут эффективно противостоять  правоохранительным органам на всех этапах преступной деятельности, уводить рядовых преступников и лидеров преступного мира от преследования.

Факт того, что на рынках можно купить носители, содержащие  информацию не подлежащую распространению, лишнее подтверждение тому, что террористические организации и криминальные сообщества смогут получить интересующую их информацию из системы электронных паспортов России.

Наконец, серьезные угрозы несет эта система и безопасности отдельных граждан.

Недобросовестные чиновники, хакеры и иные «специалисты» получив информацию о том или ином гражданине, например о его собственности, смогут ею воспользоваться для присвоения этого имущества, каким-либо способом. При этом могут появиться качественно новые способы совершения преступлений, которые, учитывая возможности сети Интернет, будут генерироваться с такой быстротой, что правоохранительные органы не смогут успевать вырабатывать эффективные меры противодействия им.

Особенно наглядно это может проявиться в том случае, если учет собственности граждан и их финансовые ресурсы, будут содержаться только в электронном виде. Тогда хакер или недобросовестный чиновник сможет  простыми операциями в сети лишить того или иного гражданина его собственности. Это собственно и происходит сегодня регулярно, когда хакерские преступные сообщества похищают через сеть миллионы и миллиарды долларов, евро и иных валютных единиц.

Проведенные анализ показал, что угрозы, которые несет внедрение электронных паспортов, существенно превосходят ожидаемые выигрыши.

Причем в отличие от выгод, которые имеют скорее бытовое значение, угрозы носят стратегический характер, ставя под сомнение суверенитет государства.

Мер, которые позволили бы эти угрозы парировать пока в России не выработано.

Поэтому внедрение такой системы нельзя считать целесообразным, по крайней мере, на текущем этапе развития этих технологий в России.