О ВОСПИТАНИИ ДОСТОЙНОГО ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАЗАКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Доклад Совету Атаманов 
Общероссийской общественной организации 
«Союз казаков» ,
г. Воронеж ,18.08.2012 года.


Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь

Уважаемые Государственные мужи!
Честные отцы!
Уважаемые Члены Атаманского Совета! 
Уважаемые гости!

Данный отрезок времени как в отечественной научно-педагогической литературе, так и в общественном сознании отмечается повышением интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, меняющего мировоззренческие и ценностные ориентиры, особенно – подрастающих поколений. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Под ценностями понимают то, что свято для конкретного человека — Добро, Истина и Красота. Именно эти и другие ценности постепенно отодвигаются на периферию жизни.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.

Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой.

Многие вопросы стали решать деньги. Ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью.

Сегодняшняя пропаганда европейского и американского образа жизни и ценностных ориентаций работает, прежде всего, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.

Либерально-демократические преобразования несут с собой и наступление массовой низкопробной культуры и искусства, откровенную порнографию, культ тела без души и возвышенных чувств. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений.

Идет фактическая девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.

Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании человека с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Интеллект – это качество человеческого ума; это не то, чем обладает душа. Ум не может дать и не даст нам нашего истинного богатства, тогда как душа сделает это. Хотя человек может быть разносторонне образованным и интеллектуальным, он совершенно не обязательно будет духовным. Существуют чрезвычайно интеллектуальные люди, но им не хватает внутреннего зова, а именно духовности.

Духовный интеллект человека напрямую связан с богатством его души, то есть с тем, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии».

Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты; занимающий активную жизненную позицию; интеллектуально развитый; знающий компьютер; владеющий родным — русским, одним или несколькими иностранными языками; умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям; приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества; ведущий здоровый образ жизни; нравственно состоятельный; эстетически просвещенный; способный ориентироваться в сложном современном мире; способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро – от безобразного, подлинно художественное – от фальши и подделок, вечное – от преходящего и временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Духовный человек – это, прежде всего гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Стратегическую идею формирования подрастающего поколения как подвижника возрождения и развития нации должен составить главные принципы: патриотизм и гражданственность, без которых можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа родины и личного обогащения, а не для развития и блага своего народа.

Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

Духовный человек – это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации.

Духовный человек – это человек, который бережно и заботливо относится к природе. Выработка новой философии и этики отношения к природе, необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий – сегодня это, может быть, главный долг современных поколений перед Природой.

Духовный человек – это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения.

Духовный человек – это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно, в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения, действовать по воле случая. Культура поведения – это лицо нации, уважение к себе и другим.

Духовный человек – это человек целеустремленный, в его душе всегда живут идеалы, как мечта о совершенном, должном, идеальном. Духовное формирование, осознание своей сопричастности жизненно важным, судьбоносным проблемам общества – итог не только собственных усилий. Важное звено здесь – правильно поставленная и организованная воспитательная работа с подрастающим поколением на всех уровнях его социализации, опирающаяся не только и не столько на пропаганду и просвещение, а на соответствующую экономическую, социальную и культурную политику, направленную на удовлетворение реальных духовных и материальных потребностей подрастающих поколений.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанников. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:

— значительное ослабление в общеобразовательных школах работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;

— прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;

— увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи, социально обусловленных заболеваний;

— введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию;

— формирование новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека;

— выведение молодежных и детских общественных объединений из единой системы воспитания в образовательных учреждениях привело к тому, что многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме;

— уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения;

— идеи патриотизма, духовно-нравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений.

Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.

После успешного проведения VIII-Большого круга МЫ с членами Атаманского правления побывали на святой Горе Афон.

Беседуя со старцем, я понял что он богослов у него не было академических знаний но было знание БОГА от самого БОГА, недоступное большинству людей.

И мне пршли на память слова приснопамятного Владыки Митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского ИОАННА (СНЫЧЕВА).

Чем мы отличаемся от наших предков, которые знали Бога: они мало знали, но знали ГЛАВНОЕ, мы же знаем много, только не знаем ГЛАВНОГО.

ТАК ЧТО ЖЕ НЕОБХОДИМО НАМ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ДОСТОЙНОЕ ПОКОЛЕНИЕ КАЗАКОВ?

1. НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ НАШИ ДЕТИ И ВНУКИ ПОЗНАЛИ БОГА.

2. ЧТОБЫ БЫЛО У НАШИХ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ ПОНЯТИЕ ГРЕХА.

3. ДАТЬ ИМ ПОНИМАНИЕ, ДУШЕВНОГО И ТЕЛЕСНОГО СОСТАВА ПАДШЕГО ЧЕЛОВЕКА.

4. РАЗЪЯСНИТЬ ИМ О КРАЙНЕЙ СТЕПЕНИ ПАДЕНИЯ ДУХОВНОЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА — ПРЕЛЕСТИ.

5. ДАТЬ ИМ ПОНИМАНИЕ СМИРЕНИЯ.

6. ДАТЬ ИМ ПОНИМАНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ МОЛИТВЫ.

Только опираясь на Священное писание и Святоотеческое придание можно воспитать духовно-нравственного человека.

Надежды на становление и развитие православного образования и воспитания в России целиком основаны с надеждами на восстановление полноты церковной — в ее Предании, ее дисциплине, ее священноначалии, ее народе Божием. Сегодня Церковь продолжает работу, которую начала в ХIХ веке и которая была прервана годами гонений — восстановление святоотеческого наследия как важнейшей части церковного образования.

Освоение святоотеческого наследия в равной мере задача и священнослужителей, и мирян, и ее решение требует развития общей образованности.

Православный человек, живя в мире, может далеко исходить из церковной ограды, взгляд его может погружаться глубоко в бездны зла, он будет говорить о мире и для мира, но его созидание вдохновляемо теми первичными различениями добра и зла, которые зиждутся на смыслах православия. Он никогда не будет отвергать церковную культуру, но будет возвращаться к Церкви, припадая к истокам, животворную силу которых он однажды испытал и навсегда доверил себя им.

Советский интернационализм обернулся для русского человека трагедией: со сложившейся своей привычкой к всеприемлемости, всетерпимости, всепрощению, но будучи лишен пребывания в церковной ограде, он, сохраняя чувство правды, утратил способность различать добро и зло, утратил средоточие духовного и нравственного равновесия.

ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ИМЕТЬ БУДУЩЕЕ МЫ ДОЛЖНЫ ВОСПИТАТЬ ДОСТОЙНОЕ ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ.

Верховный Атаман
Общероссийской общественной
организации «Союз казаков»
П.Ф. Задорожный.