ТРИ ВОЗРАСТА ИОСИФА СТАЛИНА

ТРИ ВОЗРАСТА ИОСИФА СТАЛИНА

О роли Личности в истории

Юрий Уткин

Сталин

Фото: Из личного архива автора

«Хочешь ли ты не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее… Если же делаешь зло, бойся, ибо он (начальник) не напрасно носит меч (Рим. 13: 3, 4). Итак, Россия, Бога бойся, как прежде, и царя чти (ср. 1Пет. 2: 17) и всякая душа да будет покорна высшим властям (Рим. 13: 1). Аминь» (праведный Иоанн Кронштадтский).

Условно, весь жизненный путь Вождя народов можно разделить на три временных отрезка – три «эпохи», три «возраста».

Первый возраст – 1879-1917 гг. «Самодержавная Россия». Сталин родился 21 декабря 1879 года, в г. Гори Тифлисской губернии в семье сапожника. В 1894 году окончил Горийское духовное училище, проявив энергию и большие способности к учению, и поступил в Тифлисскую духовную семинарию. Здесь Сталин перестал стремиться к успехам в учебе, т.к. занялся социалистическим самообразованием и революционной деятельностью. Исследователи жизни И.Сталина отмечают, что духовное образование предопределило довольно высокий интеллектуальный и социальный уровень поведения Сталина, высокий вкус в оценке бытовых явлений, произведений искусства и литературы.

Чтобы представить себе обстановку в России в то время, процитируем известного, мы бы сказали – уникального – писателя Ивана Лукьяновича Солоневича из его, ныне ставшей знаменитой – «Диктатуры сволочи» («Россия и революция», М., 2007): «…я обучался в Санкт-Петербургском Императорском университете. Нас обучали по преимуществу марксизму. Но так как у русской профессуры никогда ничего собственного за душой не было, то все что нам преподавалось, было основано на германской философии истории, истории философии и истории философского права, философии морали, …все было взято из немецких шпаргалок…».

Жёстко и, может быть, несправедливо по отношению к тем русским публицистам, у которых «за душой» были собственные мысли и наблюдения, которые СМИ так широко не освещались; но, в целом, сказанное И.Солоневичем – справедливо и истинно – и не только тогда, но и почти за весь период существования советской власти.

Заметим, что кроме перманентно внедряемого «простодушного» западничества, массовое сознание в то же время интенсивно подвергалось обработке языковыми подменами. Например: вторая половина XIX века, первые террористические акты «народовольцев», убийство Александра II, «дело Нечаева» и т.д.

Тот же И.Солоневич говорил по этому поводу: «…будучи литератором по профессии, я проектирую для будущей России довольно утопический закон, который должен будет ввести для литературной братии телесное наказание – розгами. За каждую сознательную ложь, доказанную на гласном суде присяжных заседателей. Тогда, после нескольких сот тысяч розог, может быть окажется возможным установить значение терминов и понятий…». Простим автору его негодование, но преувеличений здесь – нет! Такие подмены, в том числе и в «общественной мысли», позволили вывернуть наизнанку (инвертировать) сознание большей части общества.

Средства массовой информации, газеты, журналы, светские учебные заведения, правовые государственные институты, знаменитые литераторы, юристы, адвокаты и несть им числа… насаждали в обществе вирусы убийства и самоубийства, делая его терпимым (толерантным) к жестокости и готовя его к взаимоистреблению сначала в гражданской войне (сравните с нынешней картиной в Украине – лекала те же), а затем и к мировой бойне.

Атмосфера ожидания «новой жизни», «светлого будущего», разложившая элиту и общество, захватила и девятнадцатилетнего И.Сталина. Войдя в 1898 году в первую грузинскую социал-демократическую организацию, он начал вести пропаганду в рабочих кружках. В 1899 году Сталин оставил духовную семинарию – официально был исключен «за неявку на экзамен».

Обратим внимание, на то, что до 19 лет И.Сталин обучался в духовных учебных заведениях и накопленный запас знаний позволял ему лучше разбираться в людях, видеть по тем или иным поступкам их внутренний мир, что помогло ему в дальнейшем в кадровом отборе (помните сталинское – «кадры решают все»).

В 1901 году он перешёл на нелегальное положение, работая под партийными кличками Коба, Давид, Сталин и др., являлся членом Тифлисского, Батумского комитетов РСДРП. С 1902 по 1913 годы был 8 раз арестован, 7 раз сослан, но после коротких сроков ссылки Сталин бежал (кроме ссылки 1913). В 1906-1907 годы, добывая деньги для партии, Сталин планировал и организовывал вооруженные ограбления почты, банков («экспроприации») Закавказья. Хотя лично в разбойных нападениях не участвовал – мы, все-таки, не можем считать подобные деяния соответствующими «благим целям» для… «освобождения человечества от гнёта».

Второй возраст – 1917-1936 гг. «Советская Россия». Известно, что Россия потеряла c 1917 г. по 1941 г. как во время гражданских войн, так и голода 1922 г., 1932-1933 гг., коллективизации, раскулачивания – миллионы человеческих жизней (Ставров Н.П. Вторая мировая… Великая Отечественная. М., 2006). Этот период характеризовался, во-первых, борьбой двух течений – построения «социализма в отдельно взятой стране» (И.Сталин) и интернациональной линией, ориентированной на мировую революцию (Л.Троцкий). Именно эта, интернациональная линия унесла из жизни эти миллионы русских – и не только русских – жизней. И, если личная борьба за власть являлась непременной составляющей этого противоборства, то у И.Сталина личные властные амбиции все-таки совпадали с национальными великодержавными устремлениями.

Как человек дальновидный, И.Сталин уже в начале 30-х гг. стал отходить от интернациональной ориентации в руководстве страной. Хотя есть свидетельства, что в ряде случаев это имело место и гораздо ранее. Так осенью 1920 года, когда армия Тухачевского шла на Варшаву (по планам В.Ленина и Л.Троцкого), чтобы сбросить польское национальное правительство и установить интернациональную власть (во главе с Дзержинским), Сталин задержался с 1-й Конной армией во Львове; возможно, задержка была необходима для зачистки будущих тылов от поляков. Армия Тухачевского, поторопившись (хотелось быть первым), потерпела разгром, и в плен к полякам попали около семидесяти тысяч русских (вольных и невольных) «интернационалистов». По этому поводу В.Ленин в адрес Сталина сыронизировал: «Кто же на Варшаву через Львов ходит?», хотя потом дезавуировал свою иронию: «Всё было правильно!».

В 1929 году Л.Троцкий был выслан за границу. Но в стране осталось много его последователей. И поэтому троцкистские заговоры, внешние и внутренние, гражданские и военные не давали покоя И.Сталину, не оставляя возможности для сосредоточения всех его сил на решении текущих и стратегических задач.

Третий возраст – 1936-1953 гг. «Советская Империя». Чтобы ослабить влияние интернационального партийного сегмента в руководстве страной – а последним реверансом государства в сторону Интернационала было участие СССР в гражданской войне в Испании на стороне «социалистической демократии» – И.Сталин поменял руководителей органов госбезопасности.

Период 1937-1938 гг., называемый «ежовщиной», позволил «вычистить» из НКВД большое количество космополитических и инородных руководителей и перераспределить кадры во всех структурах страны с упором на национально-ориентированные слои. Поэтому, с каким-то приближением, этот период можно характеризовать, как частичную нейтрализацию «пятой колонны» и организацию «опричнины» – хотя и не в такой степени, как это сделал Иван Грозный в своё время – не те условия. «Лес рубят – щепки летят». Понятно, что за этот период наряду со «старыми большевиками» в стране погибло много совершенно неповинных людей, и нас может здесь утешить только та мысль, что за их гибель виновникам – воздастся («Мне отмщение, Аз воздам»).

В этот период на И.Сталина можно смотреть, как на великого строителя (сталинские пятилетки) и, одновременно, как на Бич Божий, наказывающий население страны за отход от Бога, предательство Царя Николая II и сдачу власти инородным правителям.

Органично вписавшись в «революционный» контекст международного заговора Фининтерна (западные государства, Англия, США) против России, Сталину, как наследнику В. Ленина, неоднократно приходилось «расписываться в лояльности» этому антирусскому сообществу (Ставров Н.П. Там же). Поэтому полновластием И.Сталина этот период назвать нельзя; впрочем, так же, как и все время, оставшееся до его кончины.

Поневоле напрашивается такое сравнение – белый волк в серой стае. Известно, что уже в 20-х гг. он прослыл в узком ленинском кругу «великорусским шовинистом», а позднее, в конце 20-х – начале 30-х многие иностранные наблюдатели подмечали за ним следование тенденции не теоретически принятого партией коммунистов – интернационального, а реального, принятого народом – национально-государственного строительства.

По мере реализации И.Сталиным руководящих функций партийного и партийно-хозяйственного плана в среде соратников – коммунистов, контроль над его действиями осуществлялся повсеместно, и немудрено, что 22 июня 1941 года – нападение фашистской Германии на Советский Союз – явилось для И.Сталина достаточно неожиданным. Совокупная информация, которой он располагал к тому времени, позволяла предположить, что это нападение должно произойти не ранее 1942-1943 гг.

Кроме того, могла ли Германия осмелиться воевать на два фронта – с Англией и с СССР?

Англия не давала гарантий Гитлеру, что не будет вести против него полномасштабную войну. Сейчас, в начале 2015 г., у нас есть основания предполагать, что такие гарантии – были (т.н. «миссия Гесса»).

Но, увы, Вторая мировая война, начавшись в 1939 г., продолжилась (нападением на Россию в июне 1941 г.) так, как это планировал объединенный Фининтерн, банкиры США, Англии и Германии. Дальнейшие события показали, что часть населения ждала нападения немцев, как избавителей от инородных правителей, захвативших власть в феврале 1917 года. Это объясняет, почему в первые же месяцы войны в плен к немцам попало около или даже более миллиона человек.

Современные исторические исследования показывают, что сложности внутриполитической обстановки в стране, сложившиеся после окончания гражданской войны, повлияли на результаты начала Великой Отечественной. Потери «в живой силе и технике» были огромны. Однако, в дальнейшем удалось наладить контроль над управлением войсками и повернуть ход войны в желаемом направлении.

Но вернёмся к осени 1941 г. Отметим, что нравственный уровень населения перед Великой Отечественной войной был достаточно высок. Под толстым слоём лозунгов, транспарантов, марксистско-ленинской макулатуры – в стране тлел огонь тысячелетней православной традиции. Это отмечают большинство исследователей-историков. С началом войны пропаганда атеизма в стране приутихла.

В первые месяцы на оккупированных территориях немцы открывали и восстанавливали церкви, чтобы привлечь народ на свою сторону; но затем стало ясно, что целью нашествия является полное порабощение населения, уничтожение русской нации, превращение страны в протекторат Германии.

По существу, интернациональная армия Гитлера, костяк которой составляли хорошо обученные регулярные немецкие войска, включала румын, итальянцев, венгров, испанцев и двунадесять языков… Так же, как и армия Наполеона во время нашествия 1812 года. Повторялись традиции крестовых походов Запада на православную Византию, Русь, Россию, теперь вот – на СССР… Традиции походов католического, протестантского, атеистического Запада на Православие.

В середине октября 1941 года И.Сталин принял решение не оставлять Москву, хотя все было приготовлено для эвакуации: правительства в Куйбышев, а предприятий промышленного и оборонного значения – на восток. Также, было решено не оставлять Москвы, не сдавать немцам Ленинград (Санкт-Петербург) и Сталинград (Царицын). В декабре 1941 года немцы были остановлены под Москвой ценой невероятного напряжения и больших потерь в технике и людях. Как мы помним, в январе-феврале 1943 года немцы от Москвы (от Ржева) начали отходить.

Хорошо известно, что ключевыми моментами в войне была оборона Москвы, битва за Сталинград (окружение стотысячной группировки Паулюса), Курская битва. Метафизика этих побед – и многие читатели это знают – неразрывно связана с тогдашней жизнью Русской Православной Церкви. Во внутренней политике в середине войны произошли примечательные изменения. Сейчас стала широко известна полная стенограмма встречи трёх иерархов Русской Православной Церкви – митрополитов Сергия, Алексия и Николая – с И.В.Сталиным, состоявшаяся 4 сентября 1943 года, когда авторитет Сталина стал авторитетом Победителя.

Итогом этой встречи стало в относительно короткий срок – учреждение или восстановление Патриаршества и выборы Патриарха, открытие около двадцати двух тысяч храмов (до этого было от 150 до 400 приходов), возвращение на свободу значительной части репрессированного духовенства, прекращение прямых гонений на верующих, открытие большого числа духовных учебных заведений.

В беспримерной по своему размаху и ожесточению войне с Православной Русью богоборцы были вынуждены отступить. В мае 1945 года на победном банкете И.Сталин произнёс знаменитый тост «за великий русский народ», чем и подвёл «окончательную черту под изменившимся самосознанием власти, соделав патриотизм официально признанной опорой государственной идеологии» (Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа). Патриотизм, основанный на традиционном русском православии…

Однако, правящая партия оставалась – коммунистической. Основа идеологии которой – богоборчество…

«Ленинградское дело», возбуждённое, по существу, по признакам фракционности против «русской» (ленинградской) группировки (1949 г.) не ставило И.Сталина перед выбором режима власти – «построение социализма в отдельно взятой стране» или возврат к великодержавной русской империи. Такая альтернатива на «повестке дня» пока еще не стояла. Оно ставило его перед выбором вариантов удержания и укрепления власти – власти личной и власти государственной, как инструментов «построениия социализма в отдельно взятой стране».

Как ее удержать (и укрепить): имея в наличии компартию российской федеративной республики (русских коммунистов) или – не имея ее? И поэтому многие, проходящие по этому делу, были репрессированы. Кто-то может трактовать этот период, как «партийно-фракционные разборки» с победой «интернациональной идеи». Другие исследователи придерживаются версии о целой серии актов грубого нарушения партийно-хозяйственной дисциплины, подтверждаемых документально.

Но, можно предположить, что маленькие «национализмы» партий – даже если это и была бы партия государствообразующего народа – очевидно, по мнению Сталина – нарушали единый властный партийно-хозяйственный монолит. Да, к тому же слишком много сил было потрачено в прошлом в борьбе с фракциями, особенно с троцкистскими. Но, этот вопрос еще ждёт своих исследователей.

На крутых поворотах спирали истории – Святослав Храбрый, Иван Грозный, Иосиф Сталин – увы, не обходились без жёстких и крайних мер. Мер, выверить которые с математической точностью по параметрам человеческой необходимости и достаточности у простого смертного не получится!

После войны И.Сталин предпринимает какие-то попытки, чтобы хоть как-то национализировать политику страны и уменьшить партийное влияние инородцев. Однако, заданный вектор партийного руководства и его окружения, в котором борьба за власть занимала далеко не последнее место, не позволили проявить здесь достаточной широты и гибкости.

За победу в Великой Отечественной войне, за возможность строительства могучего национального русского государства было заплачено много жизней. В марте 1953 года И.Сталин так же заплатит своей жизнью… За что?

За выправление каркаса русской государственности и за восстановление Русской Православной Церкви.

О насильственном устранении Сталина предсказала в 1943 году блаженная Матрона близко знавшей ее Зинаиде Ждановой (Сдобняков В.В., Цветков В.Г. О духовном. Н.Новгород, 2008). Все это показывает нам о действующем в нашем мире Божественном Промысле. А святоотеческая история рассказывает и показывает тех, чья воля подчиняется Ему… или не подчиняется.

Можно предположить, что влияние русской цивилизационной культуры, обучение в духовном училище и в православной семинарии послужило залогом пробуждения у Сталина инстинкта строителя великодержавного государства. Как справедливо отметил русский духовный писатель о. Димитрий Дудко: «Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то, это в самом деле был особый человек, Богом данный, Богом хранимый… Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира. Не случайно в Русской Православной Церкви ему пропели, когда он умер, даже «Вечную память», так случайно не могло произойти в самое безбожное время… Сталин по-отечески заботился о России».

Мы смотрим на портрет русского грузина И.В.Сталина с одной звездой на груди – звездой Героя Советского Союза – и вспоминаем Л.И. Брежнева с его четырьмя такими звездами. И догадываемся, как они будут соотноситься на весах истории…

Уткин Юрий Герасимович, православный публицист