«В ЕЁ ГОЛОСЕ ВОПЛОЩЕН ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ РОССИИ»

«В ЕЁ ГОЛОСЕ ВОПЛОЩЕН ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ РОССИИ»

В Москве состоится концерт «Песня — свеча души» народной певицы России Татьяны Петровой

19.05.2021 146

В четверг, 26 мая, в Москве пройдет концерт «Песня — свеча души» народной певицы России Татьяны Петровой, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии».

 

В концерте прозвучат русские народные песни и романсы, современные и авторские песни на стихи русских поэтов М.Лермонтова, И.Никитина, Н.Клюева, Н.Рубцова, В.Волкова.

Концерт состоится в Синем Зале Государственного геологического музея имени Вернадского по адресу м. Охотный ряд, ул. Моховая д.11 стр.11. Начало концерта в 19 часов 30 минут.

Билеты на концерт можно приобрести онлайн на сайте Kassir.ru, перейдя по ссылке.

Звание народной певицы России Татьяны Петровой присвоил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), говорится в материале благотворительного фонда «Русская берёза», посвященном певице.

«С владыкой Иоанном, — вспоминает Татьяна Юрьевна, — мы познакомились за четыре года до его блаженной кончины. Встреча с ним, доброта, понимание, тепло и мудрость, которые от него исходили, — дар безценный в моей земной жизни. Владыченька два раза брал меня с собой в поездку на Святую Землю.

Воспоминание о Владыченьке, которого мне сегодня так не хватает, согревают мою душу. Он очень тепло относился к моим песням «Православная», «Вы деньки мои, голуби белые» и другим.

Однажды мы разговаривали у него в приемной. Я стала у него спрашивать, правильно ли делаю, что пою церковные песнопения на сцене. Они ведь для церковных людей, а я пою их в концертах для всех. Он ответил: «Правильно ты их поешь, пой больше душеспасительные песни. И не зовись артисткой, потому что ты не играешь, а каждый раз проживаешь песню. Поэтому зовись певицей».

И еще одна его фраза тоже стала для меня огоньком в лампаде: «Нужно людей не тешить, а утешать»».

Именно народной певицей величал её и сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вот одно из высказываний Первосвятителя после концерта «Татьянин день»:

«…Творчество народной певицы России Татьяны Юрьевны Петровой отмечается высокой духовностью, приверженностью к народным песенным традициям и высочайшим талантом».

А народная артистка СССР великая певица Ирина Архипова писала: «В голосе Татьяны Петровой воплощен звуковой образ России».

Известный писатель Валентин Распутин так охарактеризовал Татьяну Петрову:

«Уже сама природа наделила Татьяну Петрову двумя замечательными дарами — русской красотой и поющим самоцветным голосом. Самой природой ей был заповедан репертуар — русская песня и романс от древности до наших дней. Другой песне душа не ответила бы с таким простодушием, радостью и искренностью, всякий раз отдаваясь 5-7-семи минутной «жизни» как единственно выпавшей судьбе, другому напеву лицо не отозвалось бы столь полным и ярким сопереживанием. Чтобы стать Татьяной Петровой, которой мы сегодня восхищаемся со сцены, нужна была огромная работа, но благодаря ей произошло полное и счастливое слияние в одно целое таланта, внешности и духовности».

Известный писатель Владимир Крупин отмечал, что «Татьяна Петрова появилась в России в тяжелейшие времена не случайно. Она пришла как надежда на утешение в бедах, как упрек русским мужчинам за то, что они плохо и мало бьются за Родину. Татьяна поет, как поют в церкви, поет как женщина, любящая безответно и прощающая, и даже благодарная за неразделенную любовь. Ее душа настолько сливается с голосом, что понимаешь: вот отчего лучшие в мире женские голоса — это русские. Россия, милая наша Россия, ты слышишь, поет твоя любящая дочь».

Критик, литературовед, историк Вадим Кожинов подчёркивал, что «Татьяна Петрова действительно певица, и для меня она стоит в таком ряду: Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, вот она третья. И что это прежде всего значит? Это значит, что она действительно поет, что песня, когда бы она ни была осуществлена, это ее песня, она не исполнитель, а действительна певица в высшем значении этого слова, а для этого, конечно, не достаточно одного желания петь так, нужен высокий и воистину мощный дар, чтобы преодолевать время. И получается так, что, когда она поет песни народные, давние, вековые, они звучат совершенно современно, и в то же время, когда она поет песни, созданные современниками, вот только сейчас, они становятся в этот ряд, то есть они присоединяются к той великой культуре».

Кандидат искусствоведения, лауреат премии «Имперская культура» М.Воропаева в статье «Слово об искусстве Татьяны Петровой» так выразилась о творчестве певицы.

«Искусство народной певицы России Татьяны Юрьевны Петровой отличается не только своей выразительностью, артистизмом и мастерством, но и принципиально новым вообще для исполнительского искусства качеством», — подчеркнула искусствовед.

По её словам, «каждым своим концертом, каждым исполнением того или иного произведения она отвечает на главный вопрос: служение кому? Проникаясь ее пением, искренним, благостно ложащемся на сердце, пропитанного верой, порождая любовь, как наипервейшую заповедь Христову, вдруг ловишь себя на мысли, что для нее искусство это служение Богу, своему Отечеству, своему народу».

«Но как писал митрополит Московский Филарет, есть душа душевная, а есть душа духовная, равно как и любовь есть душевная, плотская, а есть любовь духовная. Именно такая, духовная, любовь и окормляет все искусство Татьяны Петровой, порождая доселе неизвестное вокалистам качество: его одухотворенность. И оказывается, совсем не важно, к какому роду пения принадлежит певец: оперному, народному, эстрадному. Главное, про что он поет. Вся русская культура: и литературная, и музыкальная, и художественная формировалась в ответе на этот вопрос, в котором ее отличие от культуры европейской, для которой таким всеопределяющим становится вопрос «как?» Отсюда особое внимание к форме. В то время как для русского художника, независимо от сферы его творчества, ответом на вопрос «про что?» оказывается проповедь христианских добродетелей», — отметила М.Воропаева.

«Что человек исповедует, то он и поет, — убеждена искусствовед. — Она первая среди народников, наполнила свое искусство состраданием к героям своих песен, искренним, сердечным переживанием и болью за них, пропуская через себя их жизнь».

«Исповедальность – это еще одно новое качество, которым обогатила вокальное искусство Татьяна Петрова, — считает М.Воропаева. — Я сознательно не разбираю подробно работы певицы, чтобы не повторять те выводы, к которым приходила, анализируя в прежних своих публикациях созданные ею образы. Постигая своеобразие, выявляя отличительные особенности творчества Татьяны Юрьевны, раскрывая одухотворенную природу ее искусства, его принципиальную новизну, сегодня начинаешь понимать, что именно ею создано, по сути, новое направление в исполнительском искусстве, его культуре. И характерная, главная черта этого направления – его духовное начало, проповедь христианских добродетелей. Именно оно, исполненное любви, сострадания, исповедальности и веры, и определяет его отличительную особенность. В одном из интервью певица заметила, что творчество вокалиста – это, прежде всего, «исповедь и проповедь». Очень точное определение, раскрывающее самую сущность не только вокального искусства, но и вообще русской культуры в целом, стержневой основой которой и является исповедальность и проповедь духовно-нравственных идей. В этом смысле, искусство Татьяны Юрьевны развивается в присущих нашей культуре устоях, принципах и традициях, которые формировались в ней веками».

Также мы собрали живые отклики простых зрителей и слушателей на творчество Татьяны Петровой, оставленных на сайте «Кино-театр.ру».

Алла из Барнаула пишет: «Вы — замечательная русская женщина! Вы — наша гордость! Спасибо за то, что ВЫ есть на этом свете! Любим и уважаем!».

Слушатель под именем galako из Риги восхищается: «Поразительной чистоты и силы голос! Какая красота и мощь в её исполнении «Прощание славянки»!»

Элина Васильева отмечает: «Чудесный голос и пение душой! Одна из лучших вокалисток-народниц, которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Всего Вам самого светлого!».

Людмила из Днепропетровска пишет: «Еще в советские времена обратила внимание на эту певицу. Она была одна-единственная такая. Очень красивая, с нежным голосом, нежной улыбкой и какой-то негромкостью в манере держать себя. И вообще, она была вся светлая. Сейчас посмотрела ее у замечательного Тимура Кизякова в «Пока все дома». Такая интересная рассказчица, причем, нетривиальная, а с такими новыми подробностями о музыке, голосе, народной песне. Хохотунья такая приятная. Внешне красавица и особенно понравилась ее тихая, спокойная речь, взгляд, ее содержательность и позитив. Удачи, удачи во