МОДЕРНИСТСКИЙ ПРОЕКТ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ПОЛУЧИЛ ЭКУМЕНИЧЕСКУЮ ПРЕМИЮ

МОДЕРНИСТСКИЙ ПРОЕКТ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ПОЛУЧИЛ ЭКУМЕНИЧЕСКУЮ ПРЕМИЮ

Авторы проекта, ставшие лауреатами конкурса Faith&Form Awards, гордятся, что им удалось создать новый тренд в храмовой архитектуре

Редакция РНЛ

Проблемы церковной жизни

15.05.2020 704

Архитекторы из Москвы, авторы проекта храма в честь священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице Москвы стали лауреатами международной премии религиозной архитектуры и дизайна Faith&Form Awards. Из-за пандемии коронавируса архитекторы не смогли присутствовать на награждении, сообщил ТАСС главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Конкурс Faith&Form Awards учреждён в 1978 году в США. Его цель: выявить и отметить лучшие архитектурные, ландшафтные, дизайнерские и художественные проекты, связанные с религией. Организаторы премии — журнал Faith&Form и Американский институт архитекторов.

Как отмечает портал «Благодатный Огонь», победителями данного экуменического конкурса, проходящего в США, ранее уже становились модернистские проекты иудейских синагог, католических костёлов, лютеранских кирх и мусульманских мечетей.

В редакцию «Русской народной линии» поступил восторженный пост-релиз.

«По понятным причинам церемония отменена, но это не повод не познакомиться с образцами лучшей религиозной архитектуры», — говорится в сообщении.

«На жюри также произвела впечатление чуткость, которую многие участники проявили к локальному культурному, историческому, социальному контексту. В ряде работ используются местные архитектурные традиции для создания новых, свежих интерпретаций, как в единственном проекте, победившем в номинации UnbuiltWork, где переосмыслена архитектура Русской православной церкви», — отмечается на официальном сайте премии.

«Для нас это большая честь — представлять Россию в таком конкурсе, — рассказывает один из авторов проекта храма на Верейской Валерий Лизунов, — и мы очень рады, что первый же наш опыт в религиозном зодчестве отмечен такой высокой наградой. Несмотря на то, что у нас очень консервативное отношение к храмовой архитектуре, а может быть и благодаря этому, нам удалось создать новый тренд. Хочется верить, что русские архитекторы и дальше будут участвовать в этом конкурсе, а наша команда построит еще не один храм».

«Как ранее рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, в России настороженно относятся к современным архитектурным решениям в плане строительства храмов, и то, что этот проект появился, – маленькое чудо. Архитекторы сумели сохранить все традиционные для храмового зодчества элементы, добавив новаторские детали. Одной из особенностей стала стеклянная восточная стена, к которой примыкает алтарь. Благодаря этому прихожане смогут видеть сквозь стекло пейзаж долины реки Сетунь. Проект получил архитектурного-градостроительное решение Москомархитектуры в 2019 году», — говорится в пресс-релизе.

Сергей Кузнецов выражается мягко. На самом деле православная общественность просто возмущена этим модернистским проектом.

«Вполне вероятно, что в ближайшее время Русской Православной Церкви придётся пройти через жернова давления светского искусства (подобно Католической церкви в эпоху Возрождения), которое будет ощущаться не менее болезненно, чем давление со стороны секулярного, атеистического государства в XX веке. Лишившись сегодня возможности судить о красоте с канонических позиций, мы лишимся возможности судить о духовном в будущем», — выражает опасения автор портала Православие.ру Николай Щипков в статье «Канон и новаторство».

Редакция портала «Благодатный Огонь» обращает особое внимание на «сильно искажённую (растянутую по вертикали) «икону» Святой Троицы в виде, прости Господи, фаллического символа («в интерьере храма не будет ничего лишнего», — заявила г-жа Моисеева)». «Вряд ли подобное кощунственное внутреннее убранство можно назвать православным храмом. Это сознательная десакрализация храмового пространства, в том числе и алтарной части. Неужели прихожане сего кощунственного псевдоправославного архитектурного креатива смогут молиться в этом странном помещении, задуманном как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?» — справедливо отмечают авторы редакционного комментария на сайте «Благодарный Огонь».

«Чтобы не потакать распространению в российских городах модернистской и по сути своей антицерковной архитектуры под видом «православных храмов» или храмов без иконостасов, можно порекомендовать православным верующим воздерживаться от посещения таких псевдоправославных сооружений», — делают вывод авторы комментария.

Редакция «Русской народной линии» выражает солидарность с позицией «Благодарного Огня».

В редакционном комментарии РНЛ отмечалось, что «в Москве по инициативе иеромонаха Ионы (Голова) собираются построить даже по внешнему виду модернистский храм. С прозрачной стеной. В такой «храм» можно ходить как в музей, молиться в нём весьма и весьма затруднительно.

Так может и не для молитвы строится храм на Верейской улице?! В таком случае, может быть, и, правда, лучше посадить на Верейской улице сквер? А инициатора проекта иеромонаха Иону лучше отправить в монастырь, где и подобает обретаться монаху? Что делать монаху в столице? Одни соблазны. Вот и лезет в голову всякая блажь…»