ЧЕМУ НАС НАУЧИЛ ВИРУС?

ЧЕМУ НАС НАУЧИЛ ВИРУС?

Церковь оказалась под особым ударом во время пандемии

Диакон Петр Пахомов

Проблемы церковной жизни Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?

11.05.2020 549

Что происходит в мире и в нашем государстве после прихода коронавируса, говорить не стоит. Все сами это видят. Распространение паники, в которой оказались, заинтересованы многие и которой подвержены те, кому она вроде бы не должна быть свойственна.

Интересно, что многие специалисты дают весьма спокойные прогнозы. Вот, мне кажется, авторитетное и взвешенное мнение академика.

В центре внимания человечества вопрос: рукотворный или природный этот вирус? Обсуждается, какой будет жизнь после пандемии. Но верующих более интересует, что же происходит в церковной организации и что с ней будет потом?

Первое, что нужно отметить, – это наступление такого времени, когда мир стал крайне хрупок. Ясно, что вирус используется для своих целей политиками, возможно, из него сделали орудие, или он сделан как оружие. США обвиняет Китай, Китай обвиняет США. США угрожают странам, которые слабо борются с заразой, власти намекают что те, кто не верит в ужасы и значение пандемии, будут попадать под прещения. Правительства большинства стран разными средствами втянуты в эту мировую панику. Люди гадают и выдвигают разные предположения о целях мировой коронавирусной паники. Обо всём этом мы можем, разумеется, судить аналитически, но серьёзные и достоверные факты нам не доступны. Главное, вне зависимости рукотворен или нерукотворен вирус, – всё равно он попущен Господом. Рассмотрим действия вируса против Православия, и какой урок мы можем извлечь из этого попущения.

Случайно (хотя в этом мире так мало случайных процессов) или неслучайно этот вирус замахнулся на нашу святыню Праздник праздников, выявил множество врагов Церкви, которые кроме клеветы и афиширования каждого случая заражения или болезни клирика, приходили в Святые дни Страстной Седмицы в храмы и оттуда сообщали в полицию о скоплении людей. Замахнулся вирус и на нашу главную святыню – Святые Дары. В православной среде начались ожесточенные споры о возможности заразиться от святыни. Хотя вроде бы очевидно, что даже если бы в Чаше были бы не Тело и Кровь Христовы, а простые вино и хлеб при таком процессе раздачи вряд ли возможно было бы заразиться такой вирусной инфекцией.

Конечно, можно заразиться где угодно и чем угодно, если попустит Бог (особенно, если причащаешься недостойно), и не самыми грешными были люди, на которых упала Силоамская башня. Бог попускал и попускает моры, поветрия и другие бедствия ради вразумления людей, когда они забывали о Вечной Жизни, работали на временную. А сейчас мало того, что многие погрузились в неё, распространяются мерзкие пред Богом пороки, процветает торговля органами далеко не в установленных законом рамках, работает каннибализм, жертвой которого становятся неродившиеся младенцы. Сколько бы ни гадали о происхождении коронавируса, Бог попустил его и Силоамская башня падает на грешников и негрешников. Падение Силоамской башни было строгим предупреждением живым грешникам. Коллективная ответственность получается, ведь в назидание гибнут люди и недостойные такой участи. Вся церковная общественность (сознательно употребляю это слово, потому что многие, пишущие в интернете, называют себя православными, но по сути такими не являются) очень волнуется по поводу святости Святых Даров. Некоторые владыки более разумно и спокойно призывают верующих воздержаться от участия в богослужениях, а клирикам дезинфицировать священные предметы. Всё это делается, дабы не ввести в соблазн неутвердившихся в вере. Но значительная часть епископата, не поддерживает необходимость вытирать лжицу спиртом, хотя бы по бессмысленности этого действия в санитарном смысле.

Так, например: «О невозможности заразиться через причастие. Конечно, необходимы меры предосторожности, но в то же время – вот некоторые говорят, что в причастии там можно что-то передать этот вирус… – но на самом деле, даже если говорить со светской точки зрения, мы для причастия употребляем вино, это вино содержит спирт, и поэтому каждое причастие ложечка обеззараживается и все [для причастия обычно используется кагор, средняя степень содержания спирта которого – 16-17%. Перед самим причащением вино еще разбавляется горячей водой]. А как верующие люди мы говорим, что там, где святыня, там никакие болезни не бывают. И две тысячи лет… не было ни одного случая, чтобы кто-то заболел, тем более священнослужители пользуются теми же самыми чашами и лжицами, и такого случая, чтобы батюшка заболел от причастия – ну просто не было» (знаю священников, многие годы бесстрашно служащих в храмах в СИЗО при туберкулезных больницах, и все они живы).

Так же некоторые владыки вступили в конфликт с властями, незаконно ограничивающими, по их мнению, права верующих и не допускавшими их в храмы на Пасху. Особо жёстко по этому поводу выступил митрополит Саратовский Лонгин, обещавший, что такие факты будет тщательно расследованы. Часть же епископов, наоборот, была возмущена верующими, которым необходимо было прийти в храм на Пасху. Делалось это, по их мнению, вопреки словам Патриарха. Но в действительности ни Патриарх, ни его первый викарий не запрещали верующим посещать храмы. Патриарх призвал верующих Великим постом по возможности молиться дома, в уединении, наподобие прп. Марии Египетской, чтобы препятствовать распространению заразы. Такое же отношение было к празднованию Пасхи. Известно, что на Пасху в храм приходят все верующие и не очень, только считающие себя православными. Поэтому в этом году стоило ограничить посещение храмов людьми, действительно пришедшими помолиться. И в храмы пришли только те, кто этого очень хотел. Пришли те, кто не мыслил Пасху без службы, и все они на службу попали.

Но тут раздались голоса выступавших не просто против участия верующих в пасхальных богослужениях, но и вообще против пасхального богослужения. Трудно это понять, но такие мысли озвучивали и православные. Появились странные обвинения мирян в давлении на священнослужителей, которых они вынудили допустить их до богослужений, что привело к заражению коронавирусом и тяжелой болезни последних (не хочется конкретизировать, кто высказывал подобные мысли).

Сейчас любят апеллировать к священноначалию, к которому относят, очевидно, не только архиереев. Какова же позиция Рабочей группы при Патриархе по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции? Говорит протоиерей Максим Козлов, член этой группы: «Мы готовы были предельно идти на исполнение всех требований санитарных врачей, ставить прихожан на расстояние социального дистанцирования – а не так, как толпу в московском метро. В храмах висят дезинфицирующие средства, во многих – дезары, одноразовая посуда для запивки, перчатки для сотрудников… Всё есть. Пожалуйста – можно было бы обсудить каждый конкретный храм. Но решение по Москве такое, какое принято, как и в ряде других регионов».

Священник добавил, что, конечно, лучше было бы «служить с прихожанами, хотя бы в каком-то количестве», но когда стоит вопрос «не служить вовсе или служить хотя бы так – то есть молиться за тех людей и вместе с теми людьми, которые не могут присутствовать …, конечно, лучше так, чем никак».

Эти слова в корне противоречат паническим заявлениям «спасайся, кто может». Вот четкое церковное мнение, именно так должна действовать Церковь в светском государстве: отстаивать свою веру, свои принципы, традиции и бороться за каждую пядь земли. При этом по возможности избегая конфликтов. Что греха таить, были попытки со стороны МВД закрыть отдельные храмы. На священников и епископов, продолживших своё служение последовал донос со стороны странной группы лиц, большинство из которых трудно признать принадлежащими к Православной Церкви. Хотя я не имею права это утверждать. Но донос достиг своей цели. Тут уж приходится вспомнить: «Если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно» (см.). Значит, кому-то нужно было в определённый момент подключить к делу православных, правда, с крикливой и сомнительной славой.

Но где же сейчас те, кто говорили о Евхаристии, как Таинстве Церкви, о собирании в Церковь, о частом причащении и возможности причащаться даже без достаточной подготовки? «Вот почему в древности все христиане назывались святыми и почему «собрание в Церковь» есть наше служение, наш главный долг. Мы посвящены в него, и оно принадлежит нам, пока мы сами не отлучим себя от него. В древности не участвовавший без причины в евхаристическом собрании отлучался от Церкви, как сам себя отсекший от органического единства Тела Христова, являемого в Литургии». Вдруг в одночасье эти слова протопресвитера Александра Шмемана его почитатели забыли и стали проповедовать воздержание от причащения, стали отрицать необходимость соборной молитвы и даже вообще службы. Удивительно, но они, всегда утверждавшие, что Россия страна вовсе не православная, и в храмы ходит 1-3% процента населения, да и то на Пасху, неожиданно объявили Церковь едва ли ни главным рассадником заразы. При этом вторя человеку, претендующему сегодня на звание «воинствующего безбожника» №1, Александру Невзорову, еще в начале пандемии, представившему Церковь главным разносчиком заразы во все времена.

Получается, что либеральное крыло резко переменило свои взгляды. Для чего? Для того чтобы легче было двигаться к намеченной цели: разрушению Церкви и Государства. «Ведь порядок ущемляет свободу человека». Разрушить Церковь как организацию (а только так они её и понимают) легче всего, лишив ее доходов, нарушив канонические правила, разрушив традиционные отношения с государством, показав верующим её духовную слабость. И, конечно же, эти люди не признают никакого особого русского пути, видят униженную обрезанную Россию лишь составной и самой ничтожной частью романо-германского мира. Естественно, они по своим убеждениям не признают православие, соответствующим своему названию, а только частью заблудившегося, погрязшего в цезарепапизме христианства.

Рядом с ними, но уже за церковной оградой действуют более радикальные силы, которые пытаются доказать, что Церковь ничего не освящает, не свята, сама не защищена (священники болеют ещё больше нормальных людей), и вообще ходить в храм – бессмысленное и вредное занятие. И есть множество православных, которые вовлечены в последние годы в Церковь, но глубоко в Неё не вошли, вторят либералам и антицерковным силам: «Да, что там Пасха – посидим дома со свечками на подоконниках. Что там таинства, подумаешь, не будем причащаться, молиться в церкви всего пару месяцев. Зачем вообще эта соборная молитва?» Но эта церковная молитва держит весь мир, и если она прекратится, потеряется смысл существования этого мира … и конец.

Каноническое право говорит о епископах, клириках и мирянах, пренебрегающих церковным собранием в воскресные дни. 80 правило VI Вселенского собора: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранён был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придёт в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения». В толковании на это правило известный канонист епископ Иоанн (Соколов) приводит цитату из «Слова на Богоявление» свт. Иоанна Златоустаго: «Как же не жалеть о тех, которые, имея возможность наслаждаться таким любомудрием, не обращаются и не приходят постоянно к общей матери всех церкви? Какое мог бы ты указать мне занятие необходимее этого? Какое собрание полезнее? И что препятствует пребыванию здесь? … А если не воздержишься, то смотри, чтобы ты, не желая отрешиться от земных приобретений в течение малой части дня, не лишился трудов целых годов. Бог может, когда пренебрегают Им, уничтожить и собранные богатства, как Он, угрожая, говорил иудеям, когда они не радели о храме: «и что принесете домой, то Я развею» (Агг. 1: 9)…». То же утверждает 11 правило Сардикийского собора. Конечно, самоизоляции для людей группы риска вполне оправдана. Но что сказать о молодых и здоровых людях? Не станет ли для них время пандемии началом небрежного отношения к храму? Святитель указывал, много поводов для оставления святыни и им уже и будет труднее напоминать о значении воскресного дня.

Кроме того, коронавирус пройдёт, но наступит ли успокоение? Прекратятся споры, примирятся группы православных? Нет, в этом мире, уже на много процентов сетевом, никогда не будет покоя: есть силы, которого этого просто не допустят.

Уже идут новые страхования. Архимандрит Алипий (Светличный): «Когда верующие писали, что такого преследования и отступничества Церкви не было за 2000 лет, то нам плевали в лицо и говорили, что мы рассказываем апокалиптические сказки. Теперь ведущие СМИ с умным видом говорят о том, что ожидаются крупные проблемы: «Пандемия пришла не одна. Следом за коронавирусом 2020 год обещает нагревающейся планете пожары, потоп, неурожай и библейское нашествие саранчи. Природные катаклизмы угрожают голодом бедным странам и серьезными проблемами Европе и США, – предупреждают метеорологи и международные организации»». Что такое коронавирус? Не дай Бог, нам быть свидетелями настоящих моров, подобных чумному, оспенному, холерному.

Но это только с утилитарной, практической точки зрения. Главное, что эти сетевые панические настроения ведут к духовной смерти. Наверняка, в этой истерии уже были случаи, что кого-то не крестили и он умер вне Церкви, кого-то лишили Причастия перед смертью, кто-то, отойдя от Церкви, ступил на погибельный путь. Конечно, московские приходы в основном достойно прошли путь во время эпидемии, но некоторые силы замахивались на то, чтобы вообще остановить празднование Пасхи, вообще, на какое-то время остановить совершение Евхаристии. Предпринять последнее не дерзали даже большевики. Только ловили и выставляли на позор ходивших на праздник. Но запретить священникам праздновать Пасху – до этого никто не додумался даже во время государственного атеизма. Зато теперь до этого уже додумались некоторые православные, считая это возможным.

В настоящее время при рассмотрении ситуации нельзя обращаться только к политическим, национальным, экономическим мотивам. Надо смотреть и со стороны духовного мира. С точки зрения сил, враждебных Церкви и нашему спасению, самым главным является добровольный отказ от Причастия, от богослужений. А потом и от веры – и желательно не из-за страха, не из-за давления властей, а в качестве добровольного выбора. Чтобы не праздновали Пасху, не обращались к Богу, не участвовали в Таинствах. Конечно, мало найдётся таких «верующих», кто бы сразу категорично заявил это. Но возможен смягченный вариант: пойдём в храм когда-нибудь, причастимся когда-нибудь и т.д. Но человек отрывается от духовного собрания, удаляется от Церкви, а значит и от Бога (в понимании Церкви как Организма).

Отцы Вселенского Собора утвердили сроки, после которых удаление от церковного собрания становится опасным для человеческого спасения. Ведь утверждённые и проверенные веками каноны принимались на основе духовного опыта, и предложенные сроки явно не случайны. Это не просто постановления власти, которой свойственно ошибаться, а результат, полученный по методу «изволися Святому Духу и нам».

Уже стало банальным сравнение Церкви с лечебницей, и, действительно, каждый православный христианин считает Церковь не только духовной лечебницей, но и телесной. Конечно, людям, не укрепившимся в вере, лучше во время эпидемий бывать в изоляции. Но есть верующие, которое не могут жить без Церкви, верят, что там Жизнь. Жизнь именно с большой буквы, которой человек не лишается даже и в случае телесной смерти. И если им и придётся умереть, то они примут это как волю Божию. Конечно, сейчас об этом говорить рано. Настоящая пандемия является своего рода пробой тёмных сил, предназначенной более для политических игр, чем для исповедничества. Если такой верующий вполне здоровым идёт в Церковь, заражается там по попущению Божьему и даже умирает, никого не заразив, то разве он не вправе распорядиться своей жизнью? Если же он становится разносчиком заразы по небрежению (зная, что он болеет, не избегает общения), то он может быть наказан юридически по закону и, вероятно, даже к нему относятся церковные каноны о невольном убийстве.

Почему же «ходящие» вызывают такую ненависть у «неходящих»? Обличают они своим поведением «неходящих» в маловерии? Ведь уже чуть меньше 2 тыс. лет назад сказано апостолом: «Ядый не ядущего да не укоряет. И не ядый ядущаго да не осуждает» (Рим. 14: 3). Люди разные и каждому надо делать свой выбор. Дошло до того, что и ныне «неходящие» обвиняют «ходящих», чуть ли не в вероотступничестве, потому что они нарушают благословение Патриарха. Как правило, такие люди не знакомы ни с каноническим правом, ни с историей Церкви, свои мнения составляют согласно своим представлениям о Церкви. Не вдаваясь в подробности, скажу, что Патриарх не благословлял людей не ходить в храмы, а благословил священство контролировать эпидемиологическую ситуацию в храме. А пример прп. Марии Египетской привел в качестве недостижимого для нас идеала и не советовал полностью следовать ему.

По поводу этих споров в сетях надо заметить, что когда Тело болеет, надо его лечить, лечить раны и язвы, а не выставлять их напоказ и злорадствовать. Если первое полезно, то второе убийственно.

Протоиерей Владимир Вигилянский сообщил, что среди священнослужителей 5% заболело, а среди всего населения процент составляет менее 1 процента. Почему же по СМИ и сетям создается впечатление, что болеет и умирает только духовенство. Просто, вероятно, у кого-то есть непреодолимое желание связать инфекцию с Церковью, что отвадит от Неё современного человека, находящегося во власти всяких «фобий». Это исходит из политических, религиозных кругов и представителей духовного мира. О последних нельзя забывать, так как ощущается, что они через людей все более становятся участниками политических процессов.

Конечно, все нападения на Церковь не смогут погубить или разрушить Её. Потому, что никто не в силах этого сделать. Но вполне вероятно, что удастся увести из Церкви много людей, чего желают враждебные Богу силы, удастся удалить от Неё государственные власти и политиков, чего желают уже политические силы, враждебные России, что будет ударом по её государственности, которая опирается на православие. Всё это ударит, конечно, и по экономике, а через неё и по тем народным массам, которые веру и Церковь отнесли к вопросам третьего плана. Всё сказанное выше подтверждает мысль, что мы всё больше вовлекаемся в события апокалипсиса, становимся свидетелями противостояния Богу и Церкви мира падших ангелов уже в союзе с частью человечества, всё более увлекаемого в безумное отрицание Того, Кого невозможно отрицать. И это только «начало болезней» (Мк. 13: 9).

Диакон Пётр Пахомов, публицист