ЛИБЕРАЛИЗМ, МЕСТЕЧКОВЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ ПЛЮС… ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ГЛУПОСТЬ

ЛИБЕРАЛИЗМ, МЕСТЕЧКОВЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ ПЛЮС… ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ГЛУПОСТЬ

Отдельные силы в Татарстане не оставляют попыток возвращения ельцинско-гайдаровской политики «суверенизации» – во всяком случае, для Республики Татарстан. К такому выводу можно прийти после озна­комления с интересным образчиком невежества, плутовства, передергиваний и натяжек – итоговой за неделю программы «7 дней» регионального канала «Татарстан – новый век» ТНВ, выпуск от 17 ноября 2019 года, ведущий Ильшат Аминов.

Всем памятны ельцинские слова, обращенные к элитам национальных республик в составе России: «Берите суверенитета столько, сколько можете проглотить». Мы помним, сколько стоила России война в Чечне, старт которой дала «суверенизация». Надо сказать, что все это стало тогда возможным из-за сомнительных норм действующей Конституции России. Опустим здесь вопросы: под чью диктовку разрабатывалась, как и каким образом принималась Конституция в декабре 1993 года? Не были ли сфальсифицированы итоги всенародного голосования за Конституцию?.. Основной закон в действующей редакции работает, и мы должны исполнять его нормы, но это не значит, что о Конституции – либо никак, либо с пиететом. 
Отдельными своими положениями Конституция РФ декларирует равноправие регионов России, но другими – наделяет национальные республики в составе России более широкими полномочиями по сравнению с областями и краями, городами федерального значения России. Так, республики могут иметь свою Конституцию, национальный язык, также им предоставлена возможность заключения договоров о разграничении полномочий с федеральным центром. С отмашки тогдашней ельцинско-гайдаровской власти в конституциях национальных республик (в отличие от уставов областей и краев) закладывались нормы по дальнейшему углублению неравенства субъектов федерации, ущемлению прав государствообразующего (русского) народа в этих республиках. И мы помним процесс заключения тогда федеративных договоров между федеральным центром и национальными республиками в составе России. Что очень важно, мы знаем, сколько усилий было приложено В.В. Путиным с 2000 года по устранению этого дисбаланса?! Хотя ситуация полностью в этой сфере не исправлена до сих пор… 
К ренессансу «лихих 90-х» в упомянутой телевизионной программе подходят, казалось бы, издалека. Ведущий программы открывает «охоту на ведьм» заявлением: «…в Татарстане есть люди, которые не понимают, насколько тонкой и деликатной является тема межнациональных отношений». А дальше идет грубое охаивание председателя Казанского отделения международной общественной организации «Русское Собрание», председателя Общества русской культуры Республики Татарстан Михаила Юрьевича Щеглова. Заодно и других членов Русского Собрания, а далее и всего МОО «Русское Собрание». 
«В последние годы Михаил Щеглов из популяризатора русской культуры превратился в националиста, организатора Русского марша…» – заявляет Аминов. Насчет «русских националистов» – это старый прием всех русофобов: всякому возвысившему слово за права русского народа приклеивать клише «фашист», «шовинист», «русский националист». Далее Алимов патетически сообщает, что, оказывается, еще в 2016 году Щеглов был избран председателем Казанского отделения «Русского Собрания»! С целью дальнейшего шокирования зрителя ведущий повествует, что во главе этой организации стоят люди, которые являются авторами и составителями книг о святых черносотенцах: «Правая Россия», энциклопедии «Черная сотня» и других подобных произведений. И чтобы уж совсем ошеломить зрителя Аминов сообщает, что на сайте «Русская Народная линия», на котором размещены материалы «Русского Собрания», выражен лозунг: «Православие. Самодержавие. Народность». Конечно, доверчивые зрители, а заодно и «компетентные органы» должны быть этим ошарашены! Тем более что ведущий программы продолжает вызывать у зрителей чувство справедливого негодования: «Подчеркнем, этот лозунг и сегодня является основным для многих монархических, националистических и черносотенных организаций России». И вбивает гвоздь окончательно: «Напомню, черносотенцы – собирательное название крайне правых организаций в России 1905–1917 годов…». 
Председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов на это уже ответил: «Если Аминову не хватает знаний и грамотности, мог бы далеко не ходить и обратиться за консультацией к известному казанскому историку Игорю Алексееву, который является автором целого ряда исследований по казанским черносотенцам. В том числе Игорь Евгеньевич писал о том, что в Казанской губернии существовали отделы Союза русского народа, то есть «Черной сотни», в которых состояли этнические татары. И что же получается? Что татары были русскими националистами? Абсурд! Просто это означает, что тогдашние татары в начале ХХ века прекрасно понимали, что русские являются надэтнической общностью. Они и мыслили себя русскими татарами… а не татарскими националистами, как мыслит себя, судя по всему, господин Аминов…» 
И тут же ведущий «7 дней» собирает в кучу иные термины: «шовинизм», «антисемитизм», «националистический Русский марш». В принципе в таком свободном толковании понятий и определений можно узреть и фальсификацию истории, да и разжигание национальной и межконфессиональной розни тоже. 
Конечно, Аминов прицепился к оценочной характеристике Конституции, данной М.Ю. Щегловым. И здесь вспомним то, о чем говорили в самом начале этого материала насчет Конституции. Ведущий программы пытается обозначаемые Щегловым проблемы территориального устройства России «натянуть» на призывы к изменению конституционного строя. Не получится! Предложения по изменению Конституции и «призывы к изменению строя» – вещи абсолютно разные. Аминов вменяет в вину Щеглова его слова, что национальные республики в составе России – мины замедленного действия. Так пусть послушает заявления в подобных выражениях ряда ведущих политиков и государственных деятелей России! Жалуйтесь тогда уж на всех разом! 
Кстати, МОО «Русское Собрание» примерно два года назад обращалось к Президенту России с просьбой ни в коем случае не заключать новый договор о «разграничении предметов ведения и полномочий» с Республикой Татарстан. В частности, в обращении говорилось, что подобного рода договоры «не нужны и даже вредны для развития нашей страны, ибо провоцируют «уснувшие» сепаратистские тенденции в республиках…» Как известно, в итоге между федеральным центром и республикой Татарстан не был заключен новый федеративный договор. 
По имеющейся информации, этот сюжет Аминова в качестве кляузы передан в Управление по борьбе с экстремизмом МВД. По этому поводу А.Д. Степанов заявил: «Я надеюсь, что у представителей правоохранительных органов хватит здравого смысла, чтобы понять всю провокационность, всю натянутость аргументов татарского журналиста… А самому Михаилу Щеглову я советовал бы подать встречный иск против господина Аминова, чтобы его деятельность проверили компетентные органы на предмет экстремизма и разжигания межрелигиозной и межконфессиональной розни. А заодно и на предмет клеветы в адрес международной общественной организации «Русское Собрание», чтения которой, состоявшиеся в старинном русском городе Калязине, этот нахальный господин, ничтоже сумняшеся, назвал “сборищем”. Думаю, оснований для судебного преследования господина Аминова найдется достаточно много». 
Но всё перечисленное выше Аминов продемонстрировал в программе после своего первого сюжета, направленного против инициативы органов государственной власти Калужской области на имя федеральных органов о признании 11 ноября – Дня окончания Великого стояния на реке Угре (1480 год) – памятной датой России. 
Ведущий программы пытается нивелировать верные слова губернатора Калужской области А.Д. Артамонова о том, что этот праздник никоим образом не задевает чувства других народов, и татар в том числе. И производит это совершенно возмутительными и непозволительными методами. Например, накладывает на слова Артамонова изречение какого-то реконструктора, который впопыхах дает произвольное название ордынцам. Какое отношение имеет некорректное слово из уст простого парня к мыслям губернатора? Такой информационный «подход» не есть, случайно, нагнетание страстей и «разжигание розни»? Между тем, что подчеркивают и инициаторы установления памятной даты, успех Стояния на Угре был достигнут под водительством Ивана III Великого русскими в союзе с крымскими, казанскими и ногайскими татарами и финно-угорскими народами. Русские воевали не против татар, а против Большой Орды. 
Аминов также пытается представить заключение Государственного Совета Республики Татарстан в качестве истины в последней инстанции, говоря о том, что парламент республики высказал свое отрицательное отношение к установлению праздника, а тут кто-то смеет думать по-иному. Но вопрос установления общегосударственных праздников находится в компетенции федеральной власти, а потому мнение Татарского парламента лишь учитывается Государственной Думой России. Не больше и не меньше, чем мнение любого иного субъекта Федерации (региона) России. Кстати, 63 региона (их представительные органы) уже поддержали калужскую инициативу, против – только парламент Татарстана. 
Еще просто бросается в глаза частое и обильное употребление в своей программе Аминовым термина «толерантность». Не фрейдовская ли оговорочка? Либерализм и этнический национализм – гремучая смесь! 
Пусть бы лучше татарские националисты задумались об ином. Попытка представить татарский народ как наследников ордынцев – вот где «кладезь» для разжигания межнациональной розни, да и фальсификации истории. Отсюда, наверное, и недопонимание Государственного Совета Татарстана, выраженное в отрицательном, с его стороны, отношении к установлению праздника Стояния на Угре.

Андрей СОШЕНКО