АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ: «ЭТО ДЕНЬ ВОЛШЕБНЫЙ!»

АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ: «ЭТО ДЕНЬ ВОЛШЕБНЫЙ!»

В Александрове состоялось открытие памятника Царю Иоанну Грозному

Иоанн Грозный и Григорий Распутин

09.12.2019 43

В субботу, 7 декабря, в городе Александрове Владимирской области на набережной реки Серая был установлен памятник Царю Иоанну Грозному, сообщает «Изборский клуб» со ссылкой на Федеральное агентство новостей. Он стоит там, где в эпоху опричнины находилась царская резиденция. Именно в Александровскую слободу удалился в 1564 году из Москвы Царь. И именно здесь в 1565 году он объявил о создании опричнины.

Как сообщает корреспондент Федерального агентства новостей, мероприятие вызвало огромный интерес не только у местных жителей. Среди участников были замечены общественные деятели, а также представители культурной среды, специально приехавшие из Москвы. В частности, на церемонию прибыла делегация Изборского клуба во главе с его руководителем Александром Прохановым. В тот же день Изборский клуб провел в Александрове выездное заседание, темой которого стала роль Ивана Грозного в русской истории и смыслах, которые, зародившись тогда, приобретают новую актуальность в наше время.

«Один из самых глубинных и истинных русских кодов, которые позволяют русскому человеку и народу двигаться по бесконечному историческому пути, является упование на чудо, — сказал мастер слова Александр Проханов. — Чудо, которое нельзя объяснить и подвергнуть рациональному осмыслению, является содержанием всего русского миросознания. Без чуда невозможно понять русскую историю!»

Александр Проханов напомнил, что 400 лет русский народ и Царь Иван Грозный были отделены друг от друга. «Что за диверсия произошла в таинственном русском времени, из которого вырезали целый драгоценный фрагмент, имя которому «Эпоха и время царя Ивана IV»?» — задается вопросом он.

По мнению Александра Проханова, теперь удалось срастить разорванные фрагменты, провести операцию. «Мы не герои, не провидцы, мы — ремонтники», — отмечает он.

Глава Изборского клуба убежден, что день установки памятника Иоанну Грозному — чудесный.

«Это день волшебный! И приход, возвращение царя к своему народу приготовляет нас к великим испытаниям, — полагает он. — Мне говорили мои друзья, работающие на Уралвагонзаводе, где выпускаются лучшие в мире танки, что там ведутся разговоры о том, чтобы новый танк, еще секретный, еще не вышедший из тени, еще не вставший на конвейер, но уже сконструированный и прошедший испытания на полигонах, назвать «Иван Васильевич Грозный». В свое время, в Великую Отечественную войну, был создан великий танк «Иосиф Сталин», который громил фашистские «тигры». Друзья, я хочу, чтобы вы прониклись этим великим таинством, которое сегодня состоялось».

На открытии памятника присутствовал публицист Олег Малинин. По итогам мероприятия он написал заметку «Иоанн Грозный в Александрове», опубликованную в газете «Завтра».

«Находясь в русле общей державно-патриотической традиции осмысления наследия первого русского царя, что можно отметить применительно к конкретному событию? – пишет публицист. —

Во-первых, место. Оно, безусловно, подходящее. Берег откосый, плавно переходящий в реку. Чьё имя «Серая». Название с ударением на втором слоге: Сие (область) Рая. Ну, не на первом же. Ведь недаром Иоанн Васильевич завещал «Святую Русь непрестанно хранить». Вот и работаем над этим моментом. В переписке с Курбским довольно отчетливо, как в подлинном памятнике литературы, обозначены границы этого самого «благоговения перед Русью», идеологические и исторические, а также политические и лингвистические. На вставшем декабрьском льду кряжистые рыбаки с ледобурами пробуют удачу, спинами к действу, развернувшемся на берегу.

«Во-вторых, — продолжил он, — время. Декабрь, 7 число. День краток, а ночь, кажется, размером со всю тысячелетнюю империю, ну, а светят ей такие фигуры, как «второй Сталин»-государственник Грозный. Это только кажется, что тьма.

«В-третьих, — отмечает Сергей Малинин, — конечно, присутствующие люди. Просветлённые лица, чистые, добротой и теплом веет от них. Хочется вглядываться в них. Здорово спели казаки, и блеснули острые наконечники флагштоков развёрнутых державных знамён у них руках.

Немного смутило под конец внезапное появление чёрного хамера с надписью на двери «За Родину, За Сталина!», а из распахнутого настежь водительского окна лицо с дымящейся сигаретой в зубах. Что это? Конечно, можно понять, что «американский кар» «куплен по Лэнд-лизу» для нужд социалистической Родины, да вот только нет её, социалистической Родины, и потому кульбит этот отдаёт россиянством».

«Что касается самого памятника, он великолепен: сдержан, академичен, — считает очевидец события. — Авторства Василия Селиванова, сына Николая Селиванова, выдающиеся русские скульпторы. Отец — автор серии работ по Сергею Есенину. Низменный посох в одной руке царя, а другой указывает повелительно перстом и смотрит прямо перед собой на предполагаемого собеседника, сиречь подчинённого, требуя от него выполнения приказа. «И плещутся по лезвию меча косые крылья красного кафтана…» — живописует поэт Валентин Сорокин в 1969 году. У скульптора же Селиванова — блестяще передаёт движение драпировка царского одеяния. Царь намеревается сделать шаг к собеседнику, находящемуся от него на расстоянии в пятьсот лет!»

«Кстати, не нужно экивоков, дескать, «идолу поклонение». Это не идол. И нет поклонения. Памятник от слова «память». Вшивых интеллигентских выкрутасов не приемлем, — твердо заявил Сергей Малинин. — Скульптор Вучетич ваял святых эпохи великой войны. Это его, маршала В.И.Чуйкова, глыбастые черты лица так и просились быть высеченными в камне, что и было сделано, но Чуйков и Вучетич современники. Легендарный воин, Дважды Герой Советского Союза, позировал для знаменитой скульптуры на Мамаевом кургане. Никто не знает, как выглядел И.Грозный. Здесь задача другая: символика. Указующий перст царя говорит о власти, нацеленности, неколебимости, воле. Очень важно, что Грозный вернул до 80 тыс. пленников и рабов этнически русских из Ордынского плена, об этом мало кто говорит и знает. А между тем, народная память сильна и именно она проявляет себя, отдавая должное личности в русской истории».