Фанар заявил о своих претензиях на Белоруссию

Фанар заявил о своих претензиях на Белоруссию

Автокефалия на Украине
Белорусский национализм / 06.09.2019


Конференция «ПЦУ» и «БАПЦ» в Чернигове направлена на отрыв Белорусского Экзархата от Московского Патриархата …

В августе в древнем русском городе Чернигове, центре исторической Северской Руси, воссоединившейся с Россией в 1503 году, т.н. «ПЦУ» Константинопольского Патриархата провела конференцию

совместно с микроскопической «Белорусской автокефальной церковью», также поддерживаемой Константинопольским патриархатом. Сам факт желания «ПЦУ» и Константинопольского Патриархата распространить раскол на территорию Белой Руси сомнения не вызывает. Более того, решение было принято еще в октябре прошлого года, когда Константинопольский патриархат вопреки каноническому праву и православному вероучению «аннулировал» Томос 1686 года православного царьградского Патриарха Дионисия Четвертого о безусловном и бессрочном переходе Киевской и Малой России митрополии в Московский, Великой, Малой и Белой России Патриархат. Эта митрополия включала себя Малую и Белую Россию, Прибалтику, Смоленск и Брянск. Соответственно, Константинопольский патриархат этим противозаконным актом заявил о своих претензиях на Белоруссию.

«БАПЦ» Святослава Логгина малочисленна, маргинальна. Впрочем, как утверждают источники, попытки надавить на власти Белоруссии с целью легализации и продвижения «БАПЦ» были предприняты на задании глав Совбезов Польши, Белоруссии и Украины в Варшаве.

Очевидно также и то, что реанимировать раскольническую структуру «БАПЦ» вследствие ее неавторитетности и маргинальности крайне сложно, и поэтому главное — это борьба за Белорусский Экзархат Русской Церкви, попытка привести к власти в нем, расставить на ключевые позиции в сфере миссии, образования и информации сторонников его постепенной автокефализации и перехода под управление Константинопольского патриархата, чье вероучение в части догмата о Церкви весьма разнится с православным.

О том, насколько серьезна эта проблема, свидетельствует активное участие в мероприятии в Чернигове действующего клирика Белорусского Экзархата прот. Александра Шрамко. Шрамко запрещен в священнослужении за клевету на Патриарха Кирилла. Но в Чернигове он не просто нарушил этот запрет, но и усугубил его, «сослужив» с «иерархами» «ПЦУ», не имеющими апостольского преемства. За это, согласно каноническому праву, О. Шрамко подлежит лишению сана и отлучению от Церкви, но этого не происходит, чем создается очень опасный прецедент. Видимо, Шрамко и автокефалистское лобби имеют определенную поддержку у прозападной части белорусской элиты, которая готовит украинский сценарий для Белорусского Экзархата Русской Церкви.

Об этом свидетельствует и ряд других фактов. Например, в Минской Духовной Академии выдающегося историка, крупнейшего специалиста по «западнорусизму» и антиуниатской полемике западнорусских православных братств Валентину Анатольевну Теплову лишили преподавания ключевого предмета «История Беларуси», фактически исчезли даже разговоры о канонизации великого белорусского просветителя митрополита Иосифа (Семашко). Автор фундаментального научного исследования о нем о. Александр Романчук был вынужден покинуть Гродненскую епархию, а основанное им миссионерское молодежное братство св. Владимира более не существует.

Мы уже писали о ситуации в Гродненской епархии с «православной библиотекой» имени нацисткой коллаборантки Ларисы Гениуш и визитом Драбинко к настоятелю домового храма гродненской епархии одного из творцов т.н.«ПЦУ» сразу после октябрьского Синода Константинопольского патриархата, на котором и были приняты вышеотмеченные решения о создании нового раскола в Малороссии и Белоруссии. Гродненский архиепископ Артемий очень качественно ответил на эти публикации своим интервью, опубликованном в майском номере «Журнала Московской Патриархии», в котором он заверил Церковь в отсутствии у него сепаратистских намерений, отмежевался от «литвинствующих», дал понять, что эта группа удерживается им от ухода в раскол и заверил в верности миссионерским императивам Патриарха Кирилла. Я уже было возрадовался и успокоился, но, как гром среди ясного неба, из Гродненской епархии поступила информация о том, что сразу после черниговского «тренинга» «ПЦУ» и «БАПЦ» в Гродненской епархии был отменен традиционный Крестный Ход в честь Августовской иконы Божией Матери, явившейся под Гродно русским войскам в Первую мировую войну. Эта выглядит не просто как антирусский демарш, но и как сигнал организаторам «черниговского тренинга» — «видим, присоединяемся, ждем момента икс».

Хорошо, что владыка Артемий нам в мае ответил через «ЖМП». Значит, нас слышат и диалог начался. И лучшим ответом на справедливые опасения по поводу отмены Крестного Хода в честь Августовской иконы Божией Матери будет его и Свято-Владимирского братства привлечение к епархиальным проектам знаменитого продолжателя западнорусской мысли профессора Гродненского Университета В.Черепицы, возрождение и изменение вектора белорусского возрождения с коллаборантского (в виде «культа Гениуш») на православный вектор, идеальным знаменем которого является фигура православного литератора, политика, исповедника и мученика В. Богдановича, который был ревнителем подлинной белорусской культуры, считал разорением ее разрыв с общерусскими культурой и идентичностью, был ревнителем Русской Церкви и обличителем вмешательства Константинопольского Патриархата.

Немало озадачил сторонников единства Русской Православной Церкви уход «на покой» (по-светски — на пенсию) сторонника общерусского церковного и национального единства архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко), причем практически сразу после проведения в Полоцком университете с его участием конференции Объединения православных ученых по «Основам православной культуры» и презентации моей книги «Святые и пророки Белой Руси». Но Патриарший Экзарх Белой Руси митрополит Минский и Заславский Павел, представляя пастве нового Полоцкого епископа Игнатия, заверил, что архиепископ Феодосий «остается в строю» и будет активно привлекаться к просветительским проектам Экзархата.

Вообще, Патриарший Экзарх митрополит Павел раньше производил впечатление излишне осторожного иерарха, «обложенного» со всех сторон. Но после «черниговских посиделок» «БАПЦ» и «ПЦУ» он принял вызов и «расправил плечи», выступив с бескомпромиссными и справедливыми обвинениями Варфоломея Архондониса в расколе и добившись от Иерусалимского Патриарха Феофила Третьего бескомпромиссного и твердого заявления о поддержке УПЦ и невозможности признания «ПЦУ».

Если «атлант расправил плечи», то, значит, должны быть разблокированы такие важнейшие проекты, как канонизация митрополита Иосифа (Семашко) и Отцов Полоцкого Собора, митрополита Пантелеймона (Рожновского), Полоцкого епископа Маркелла (Поппеля), вернувшего в Православие из унии Холмскую Русь, епископа Тихона (Шарапова) и мирянина Вячеслава Богдановича, боровшихся с вмешательством Константинопольского Патриархата на Белую Русь, популяризация наследия великих зпапднорусских просветителей — Кояловича, Жуковича, Завитнвича и других, создание богословских вузов и кафедр для воспитания православной культурной и политической элиты, Школ православного миссионера, политика, журналиста, блогера и т.д.

Кирилл Александрович Фролов, публицист, глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ