КРОВАВЫЙ НАТИСК ЛЖИ И СПЕСИ

КРОВАВЫЙ НАТИСК ЛЖИ И СПЕСИ

«Дранг Нах ÓОстен» (нем. Drang nach Osten – «натиск на восток») – захватническая политика западных стран, прежде всего Германии, Австрии и Италии, против славянских народов, сопровождалась геноцидом славянского населения и захватом славянских территорий. 
Завоевательные походы в земли славянских и прибалтийских народов были (наряду с походами на юг, в Италию) главнейшим направлением внешней политики Германского феодального государства X–XIII вв. Немецкое феодально-колониальное наступление в течение X–XIII вв. привело к последовательному расширению границ немецких владений за Эльбу, Вислу,

Неман и Западную Двину. Жертвами этой захватнической политики стали полабские славяне, пруссы, латыши и эстонцы. Завоевание сопровождалось истреблением коренного населения, частичной его германизацией (полабские славяне, пруссы), захваченные территории заселялись немецкими колонистами. Завоеватели нанесли значительный ущерб также Польше, Чехии, Литве и Руси. Активную роль в завоевании славянских и прибалтийских земель играла Католическая церковь, прикрывавшая захватнические цели немецким феодальным религиозным лозунгом борьбы за «обращение язычников». 
В покорении народов Прибалтики главную роль играли немецкие духовно-рыцарские ордена – меченосцы, Тевтонский орден и восточное его ответвление – Ливонский орден. Завоеватели встречали ожесточенное сопротивление и не раз терпели поражения, но преграду их продвижению первой воздвигла Русь – разгром немецких рыцарей в Ледовом побоище 1242 года закрыл для них дорогу на восток. На территории полабских славян возникли немецкие феодальные княжества (Мекленбург, Бранденбург, отчасти также Саксония и др.). Обширные территории в Прибалтике захватил Тевтонский орден, который высасывал соки из покоренных народов, в течение двухсот лет грабил литовскую Жимайтию, непрестанно угрожал Новгородско-Псковской земле, воевал против Польши. В Грюнвальдской битве 1410 года ордену был нанесен сокрушительный удар. С XVII в. экспансию на восток стало осуществлять Бранденбургско-Прусское государство. Экспансионистская политика Бранденбургско-Прусского государства, буржуазно-помещичьих кругов Пруссии, а затем империалистических кругов фашистской Германии в отношении стран Восточной Европы явилась фактическим продолжением политики «Дранг нах Остен». 
Немецкий «Дранг нах Остен» находил идеологическое оправдание в трудах немецких реакционных историков и политиков. Уже немецкие средневековые хронисты (Видукинд, Титмар Мерзебургский, Гельмольд, Петр Дусбургский и др.) славословили рыцарский разбой, истребление славян и прибалтийских народов и захват их земель. Возникшая у средневековых хронистов идея культуртрегерской миссии немцев в Восточной Европе в 60-х годах XIX в. была распространена пангерманистами на русских и на Россию. Университетские ученые из Пангерманского союза, такие зачинатели немецкой геополитики, как Ф. Ратцель и К. Хаусхофер, основатели «остфоршунга» Т. Шиман и др., стояли у истоков современной концепции «натиска на восток». Славян стали изображать дикарями, лишенными самостоятельной культуры и способностей к государственному творчеству, Россию – как страну, издревле враждебную «Европе», «европейской цивилизации», Германию же – напротив, как «организатора Европы», а Тевтонский орден – как европейского культуртрегера, как некое олицетворение славяно-балтийско-немецкой «общности судеб». 
Прусско-юнкерская концепция «натиска» широко использовалась Германией во время Первой мировой войны. Дополненная антирусскими лозунгами, геополитикой и расизмом, она нашла своего трубадура в лице О. Шпенглера, а затем стала «символом веры» германского фашизма. А. Гитлер писал: «…если хотеть земель (Grund und Boden) в Европе, то в целом этого можно достигнуть только за счет России. Тогда новая империя должна вновь двинуться в поход по пути прежних рыцарей Ордена, чтобы немецким мечом добыть пашню немецкому плугу, нации же – насущный хлеб» (Hitler A. Mein Kampf. Munchen, 1933. S. 154). Фашистские историки (Г. Обен, А. Бракман, И. Халлер и др.) распространяли взгляды о якобы «исконных правах» Германии на Восточную Европу, готовя германское общественное мнение к борьбе за мировое господство. 
Провал попыток Запада установить свое мировое господство (разгром в Первой и Второй мировых войнах) и изгнание немецких агрессоров с завоеванных ими земель на востоке Европы нанесли удар по концепции «Дранг нах Остен», основанной на пропаганде идеи о культурном и расовом превосходстве немецкой нации. Современные славянские историки разоблачают псевдонаучную сущность фашистской системы взглядов, включая и концепцию «Дранг нах Остен». Однако в условиях усиления милитаризма в Западной Германии возрождается старый лозунг «Дранг нах Остен»: он становится официальной политикой антирусских, антиславянских кругов Германии, стержневой идеей современного германского «остфоршунга». Однако, понимая, что настаивать на утверждениях, безнадежно устаревших, – значит обрекать себя на быстрое поражение в идейно-политической борьбе с Россией, современные германские «остфоршеры» прибегают к маскировке. В сочинениях В. Шлезингера, Г. Людата, М. Хельмана, Г. Штекля и ряда других влиятельных историков Германии выдвинут и отстаивается взгляд, будто «натиск на восток» немецких феодалов – это «историческая легенда», а в действительности было лишь вызванное перенаселенностью «восточное движение» немецкого народа, приведшее (не без применения силы с обеих сторон) к экономическому, политическому и культурному симбиозу немецких и не немецких элементов. Поскольку Германия ведет политику возрождения германского милитаризма в рамках Объединенной Европы, то и усовершенствованная концепция «Дранг нах Остен» получила «интегральную» окраску. «Восточное движение» объявляется уже не продуктом «немецкого духа», как ранее, а порождением общеевропейской истории: завоевания на востоке объявлены миссией всего «Запада», а Тевтонский орден – его «интегральной» частью. Орден «бастион Европы» – так сформулировал эту мысль западногерманский историк В. Губач. Концепция «Дранг нах Остен» – одно из наиболее ярких проявлений западного экспансионизма, славянофобии и русофобии.

В.Т. ПАШУТО