К вопросу о православном взгляде на историю и традиции казачества

канд. ист. наук, доцент Соклаков А.Ю.

– заведующий кафедрой гуманитарных и общенаучных

дисциплин Военного института (общевойскового)

ВУНЦ «ОВА ВС РФ»,

заместитель Верховного атамана Союза казаков

по научной и просветительской работе, заместитель директора

НО «Казачья энциклопедия» по научной работе

 

В прошедшем 2015 г. Высшим Церковным Советом была принята «Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества». Одновременно с ее разработкой митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл поставил перед ученым сообществом и другую задачу – подготовить научную работу об исторической взаимосвязи казачества и православия.

 

С целью выработки единого взгляда об ее виде, содержании и структуре 21 апреля и 6 июля этого же года в Епархиальном управлении Ставропольской и Невинномысской епархии владыкой Кириллом было проведено два рабочих совещания. В их работе также приняли участие кандидат исторических наук, доцент В. П. Громов и доктор педагогических наук, профессор С. Н. Лукаш[1]. В числе обсуждаемых вопросов и подходов к предстоящей работе можно выделить следующие:

— выбор типа работы (хрестоматия, сборник, монография) и обсуждение ее плана;

— привлечение к работе ученых специализирующихся на изучении истории казачества;

— историософский подход к изложению фактов;

— использование богатого материала архивных материалов (Краснодарский край) и текущих документов кубанского казачества;

— внимание к служебной составляющей в развитии казачества.

Актуальность этой плодотворно обсуждаемой работы чрезвычайно высока. Во-первых, казачество без малого сто лет является объектом различных идеологических нападок. За годы существования советской власти казаки подвергались широкомасштабным репрессиям, а собственно казачьи воинские формирования были ликвидированы. Одновременно в средствах массовой информации и литературе нередко казачество оценивалось как покорное царской администрации реакционное орудие угнетения трудящегося населения. Аналогичный подход оказался востребованным на территории постсоветского пространства и в наше время[2]. Во-вторых, казачество не первый год является объектом иностранного идеологического воздействия[3], кроме того в наши дни существуют различные маргинальные казачьи и псевдоказачьи структуры.

В России и за ее пределами предпринимаются различные попытки исказить историческое прошлое России, православия и собственно самих казаков. Например, в 2013 г. в Москве было издано сочинение лидера омского Русско-Славянского Национального Союза, в аннотации к которому указано следующее: «К великому сожалению, нынешнее казачество базируется на ложной (самодержавно-христианской) идеологической основе, навязанной донскому казачеству в 1837 году … казачество тогда было подчинено царю и церкви. … В настоящее время казачество находится в глубоком кризисе и идеологическом тупике, из которого невозможно выбраться, не зная прошлого … знание корней казачества, его интересов и традиций позволяет выбрать верный путь возрождения казачества»[4].

Казачья тема стала традиционной составляющей украинского националистического движения[5], в наше время образы казаков активно используются ВС и националистическими батальонами Украины в ходе АТО на востоке этого государства. На официальном уровне, в греко-католических и неканонических религиозных организациях Украины прославляется преданный анафеме гетман И. Мазепа-Калединский. В частности,

в Харькове были учреждены «Козацьке військо імені гетьмана Мазепи» и «Науково-дослідний Центр козацтва імені гетьмана Мазепи»[6]. Изображение отлученного от церкви гетмана присутствует даже на стене возведенного возле знаменитого Запорожского дуба на Верхней Хортице православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы[7]. Казаки, казацкие гербы, сечевые стрельцы, члены УПА, православные, греко-католики и проч. изображаются различными (не входящими в состав РПЦ МП) религиозными организациями Украины на неканонических иконах (например: Казацкая Покрова, Покров УНСОвский, ) и прочих стилизованных под религиозные образы националистических полотнах[8]. Неканонические религиозные организации прославили гетманов П. Калнышевского (УПЦ КП)[9] и П. Конашевича-Сагайдачного (УАПЦ)[10]. Интерес к теме казачества присутствует и в католических учебных заведениях Украины[11].

Немало попыток исказить историю казачества, очернить РПЦ и православие можно встретить и на страницах произведений некоторых представителей современного казачьего движения в России. Так, писатель, ветеран казачьего движения в Забайкалье Ю. Ф. Курц на страницах своей книги обвиняет иерархов РПЦ в лицемерии за стремление канонизировать Ермака исключительно для достижения успеха в христианизации народов Сибири и одновременно за последующий отказ в его канонизации по причине незнатного происхождения, разбойного прошлого и отсутствия раскаяния. В этом же сочинении он излагает убеждения, фактически являющиеся рекламой некоего неправославного религиозно-магического учения: «… Воины-спасы проживают несколько жизней. Возвращаясь на Землю в плотном теле, они не забывают о прошлой жизни …»[12]. Двусмысленно отношение автора к воевавшим на стороне фашистской Германии казакам. Современное общественное казачество автор видит в «пионерских одежках», а реестровых казаков рассматривает в качестве пасынков государства[13]. Примечательно, что осенью 2014 г. Ю. Ф. Курц стал лауреатом премии в области литературы губернатора Забайкальского края им. Михаила Вишнякова. При этом «на соискание премии в жюри были представлены следующие работы: … Сборник очерков, рассказов, поэм, стихотворений «На арчаке казачьего седла»; цикл исторических поэм «С крестом и мечом»»[14].

В изданном в 2013 г. сочинении атамана Всевеликого братства казачьих войск можно прочитать не только фрагмент из выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, но также и реверансы в отношении упоминавшегося выше гетмана-отступника: «… В пределы Московского государства вторгся воинственный Карл XII, король шведский. Мазепа решил воспользоваться ситуацией для освобождения Украины от Москвы и перешел на сторону Карла. К нему примкнули Запорожские казаки. Задача не удалась. Карл был разбит и бежал, Украина надолго подчинена Москве … Что касается Мазепы, то он в один миг потерял все. … Казаки за ним не пошли. Большинство старшин тоже предпочло домашний уют и стабильность зыбким идеям автономии и свободы. Духовенство, которому он пожертвовал огромные деньги, построил десятки церквей и монастыри, предало его анафеме …»[15]. Присутствуют в его сочинении и иные искажения исторических фактов[16].

Известный автор и участник возрождения казачества Б. Алмазов в предисловии повести о Г. фон Паннвице[17] посчитал вполне уместным уподобить его поступок легендарному описанию деяний Богородицы: «В этот день – сошествия Богородицы во ад – старушки несут зажженные свечки из  церкви домой, и по всей Руси нет в этот день ветра. Так и Паннвиц пошел с грешниками и принял мученическую смерть на эшафоте»[18].

Прискорбно, что на фоне не прекращающихся попыток исказить исторические факты и очернить православие не наблюдается кардинального успеха в объединении усилий ученых для объективного изложения истории казачества. Разумеется, озвученная еще в далеком 1990 г., идея объединения казаковедов для совместной работы по выпуску энциклопедии «Казачество» не осталась пустым звуком[19]. Традиционно к участию в разработке как прошлых, так и предстоящего выпуска данной энциклопедии приглашаются все желающие ученые, писатели, краеведы, журналисты и др. заинтересованные лица.

Круг авторов подготавливающих энциклопедические статьи неуклонно расширяется. Однако стремление принять участие в подготовке данной энциклопедии отсутствует не только у многочисленных украинских,  но и у определенной части российских исследователей. За прошедшие годы в России появились региональные казачьи энциклопедии[20] и иные разрабатываемые в «автономном режиме» справочные издания[21]. Примечательно, что в изданиях украинских авторов наблюдается стремление заменить термин «российское казачество» новым понятием «евразийское казачество»[22] и малороссийских казаков – украинскими, а также обвинить верных каноническому православию казаков в сепаратизме[23]. Тем временем издательства Вече и Владис предпочитают использовать пользующее спросом название «энциклопедия казачества» для неоднократного переиздания справочника середины XX века[24] и выпуска популярных изданий[25]. Кроме того, в последние годы активизировались исследователи стремящиеся обосновать национал-сепаратистские устремления части современных казачьих структур и опорочить роль служебной составляющей в истории казачьих сообществ[26].

Поэтому в нынешних условиях защита исторических фактов от разнообразной идеологической фальши представляется чрезвычайно важной задачей. В своем обращении к участникам и гостям XXIV Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что «Тема нынешних Рождественских чтений — это традиции и новации. От их продуманного и гармоничного соединения зависит, как показывает исторический опыт, успешное развитие любой системы, будь то система образовательная, общественная, или же государственная»[27]. Стоит отметить, что успех в работе над историей православного казачества также напрямую зависит от сочетания в работе традиций и новаций.

Стоит отметить, что стремление изложить историю казачества в контексте истории православия в наши дни в определенном смысле является новацией. Поскольку до настоящего времени в некоторой степени сохраняется традиция излагать историю казаков в отрыве от ее религиозной составляющей. Более того доставшийся нам от советского прошлого тезис о противоборстве науки и религии и ныне многими авторами воспринимается в качестве аксиомы. В этой связи представляется нелишним напомнить слова М. В. Ломоносова о том, что «Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного всевышнего родителя: никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия, как учинил вышереченный премудрый учитель нашея провославныя церкви»[28].

Поэтому имея в виду целью подготавливаемой монографии изложение истории казаков с православной точки зрения, а также показ их вклада в укрепление веры и ее неразрывную связь с культурой, традициями и образованием  казачьих общин автор полагает вполне уместным опереться и на воззрения первого российского самобытного философа, казака Г. С. Сковороды написавшего: «Как хочешь, читай, но мудрствуй о боге»[29]. Особенно резонансно в наше время воспринимаются слова еще одного потомка малороссийских казаков – Н. В. Гоголя: «Вооружился взглядом современной близорукости и думаешь, что верно судишь о событиях! Выводы твои – гниль; они сделаны без Бога. Что ссылаешься ты на историю? История для тебя мертва, – и только закрытая книга. Без Бога не выведешь из нее великих выводов; выведешь одни только ничтожные и мелкие»[30].

Знакомясь с историей российского казачества нельзя также не обратить внимания на триединую целостность казачьей службы, звучащую в казачьем девизе: «Служу России, казачеству и Вере православной!». Его полнокровная связь с теорией официальной народности и с иными традиционными отечественными девизами вполне очевидна («Православие, самодержавие, народность», «За Веру, Царя и Отечество!»; «За Бога, Царя и Отечество!»; «За Веру и верность!»; «Служу России (Российской Федерации)!»). Предельно лаконично и четко эволюцию российского казачества сформулировал русский философ И. А. Ильин, написавший следующее: «Вся исторія русскихъ войнъ есть исторія самоотверженнаго предметнаго служенія Богу, Царю и отечеству; а, напр., русское казачество сначала искало свободы, а потомъ уже научилось предметному государственному патріотизму. Россія всегда строилась духомъ свободы и предметности и всегда шаталась и распадалась, какъ только этотъ духъ ослабѣвалъ»[31].

Учитывая вышеизложенное, автору настоящей статьи представляется, что потребность в подобной книге имеется  не только у казаков, атаманов и казачек, но также и у окормляющих казачьи общины священнослужителей, а также и у иных интересующихся Отечественной, православной и казачьей историей читателей. Соответственно этому задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:

1) Изложить историю казачества в контексте православного мировоззрения.

2) Привести примеры вклада казачества в укрепление православия в России.

3) Проанализировать казачью культуру, воспитание, традиции и обычаи на предмет взаимосвязи с православным вероучением.

В разработке, предлагаемой к обсуждению и принятию, структуры будущей монографии автору настоящей статьи важнейшую помощь оказало ознакомление с аудио курсом профессора А. Н. Ужанкова «Лекции по истории древнерусской словесности и древнерусской литературе»[32]. Размышляя о создании преподобным Нестором Летописцем жития первых русских святых[33] он в частности сказал следующее: «… в XI-XV века отношение к книге тоже было своеобразное… книга – это беседа Бога с человеком. … Нестору нужно найти … ключ, который потом отразится во всех житиях в последующем … Он действительно смотрит на жизнь Спасителя как на образец для подражания …»[34]. Это решение преподобного Нестора уже давно стало традицией в отечественной агиографии. Поэтому действуя сообразно при составлении структуры будущей работы можно достичь определенного сочетания отечественных традиций и новаций.

Руководствуясь вышеизложенным, автор настоящей статьи предлагает план будущей монографии (предварительное название «Казаки: православные витязи Отчизны») в двух частях. Структурно первая часть монографии составлена по аналогии со следующими знаковыми в христианстве вехами: предтеча, крещение и служение, Голгофа и воскресение (см. табл. 1).

Таблица 1

Первая часть монографии: «История казачества»

№ п/п

Наименование глав

Задачи

Цель: Изложение истории казачества в контексте православного мировоззрения.

1

Исторические предшественники казачества и истоки православия на Руси.

Кратко описать два исторических процесса – предшественники (зарождение) казачества и проникновение христианства на Русь.

2

Крещение в борьбе за Веру, народ и третий Рим.

Изложить две составные части – борьба казаков за сохранение национальной и религиозной самобытности Малороссии; служба казачества Московскому государству (хронологически до укрепления и расцвета империи).

3

На службе православия, самодержавия и народа.

Описать специфику и разнообразие казачьих служб (воинские, освоение земель, противостояние крамоле (революции, бунты…), строительство храмов, на культурном поприще и т.д.).

4

Голгофы в истории казачества.

Вскрыть причины (в старшине, казаках, государственных решениях и проч.) и привести примеры трагических страниц в истории казачества (наказание за отступление от веры и служения государству и народу).

5

Возрождаясь с Отечеством.

Изложить проблематику современного этапа в развитии казачества, в т.ч. различные попытки оторвать казаков от канонического православия и др.

 

Наименование, последовательность и содержание глав второй части монографии выдержана в следующем русле: кто и куда ведет казаков, что предстает перед их взорами, как вера отражается на их жизни и что остается в народной памяти (см.: табл. 2).

Таблица 2

Вторая часть монографии: «Православный лик казачества»

№ п/п

Наименование глав

Задачи

Цель: Изложение примеров тесной связи казачества с православной верой.

1

Святые и пастыри казаков

О окормлявших и окормляющих казачество прославленных РПЦ и известных священнослужителях, о Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством и др. структурах РПЦ, о казаках прославленных РПЦ.

2

Храмы и монастыри в истории казачества

Повествование о важнейших и известнейших в истории казачества храмах и монастырях, о восстановлении казаками храмов и установке поклонных крестов.

3

Святые образы в истории казачества

Чудотворные и особо чтимые (известные) иконы в истории казачества.

4

Православие казачьего мира

О православной основе в культуре, воспитании, традициях и обычаях казаков.

5

Казаки в памяти времен

Художественные, поэтические, литературные, театральные и кинематографические образы казаков. Мемориалы, памятники и кладбища в истории казачества.

 

По поручению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла автором были сформулированы наименования параграфов и на заседании научного объединения Казачьей энциклопедии было произведено предварительное распределение некоторой их части между членами редакционной коллегии «Энциклопедии Казачество» и др. учеными (см. табл. 3).

Таблица 3

Структура монографии «Казаки: православные витязи Отчизны»

№ п/п

Наименование частей, глав, параграфов

ФИО предполагаемых

авторов

 

Вступительное слово (к читателям)

 

 

I часть: ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА

 

гл. 1

Предшественники казачества и истоки православия на Руси

 

 

Вводный текст

…, Соклаков А.Ю.

§1.1

Проникновение христианства на Русь: легенды, гипотезы и факты

 

§1.2

Племена, народы, профессиональные корпорации и воинские традиции русского пограничья: легенды, гипотезы и факты

 

гл. 2

Крещение в борьбе за веру, национальную идентичность и третий Рим

 

 

Вводный текст

Соклаков А.Ю.

§2.1

Освободительная борьба казачества Малороссии

Соклаков А.Ю.

§2.2

Казачество в борьбе с кочевниками и защите Руси в XV-XVI вв.

Лепехин А.Н.

§2.3

Казаки на царской службе в XVII – XVIII вв.

Изюмов А.И.,

Показеев А.П.

гл. 3

На службе православия, самодержавия и народа

 

 

Вводный текст

Соклаков А.Ю.

§3.1

Казаки в приращении российских земель

Задорожный П.Ф.

§3.2

Регламентация служебной деятельности казачества в XIX – начале XX вв.

Соклаков А.Ю.

§3.3

Казаки на гражданском поприще и в хозяйственном освоении земель

 

гл. 4

Казачьи голгофы

 

 

Вводный текст

Соклаков А.Ю.

§4.1

Восстания, измены, бунты и гражданские смуты в истории казачества

 

§4.2

Горький хлеб чужбины и борьбы с Отечеством

 

§4.3

Геноцид казачества, эпоха забвения и новые вызовы времени

 

гл. 5

Возрождаясь с Отечеством

 

 

Вводный текст

Соклаков А.Ю.

§5.1

Революционное и червонное казачество в первые годы советской власти

Лазарев С.Е.

§5.2

Казачество на защите Отечества в годы второй мировой войны

Шебалин И.А.

§5.3

Ренессанс казачества в СССР и на постсоветском пространстве

 

 

Приложения к параграфам I части монографии

 

 

II часть: ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛИК КАЗАЧЕСТВА

 

гл. 1

Святые и пастыри казаков

 

 

Вводный текст

…, Соклаков А.Ю.

§1.1

Святые водители и воины в истории казачества

Соклаков А.Ю.

§1.2

Духовное окормление современного казачества

 

гл. 2

Храмы и монастыри в истории казачества

 

 

Вводный текст

…, Соклаков А.Ю.

§2.1

Храмы казачьих слобод Засечной черты XVI в.

Лепехин А.Н.

§2.2

Монастыри и храмы в истории казачества

…, Соклаков А.Ю.

§2.3

Участие казачества в возрождении православных обителей

 

гл. 3

Святые образы в истории казачества

 

 

Вводный текст

Соклаков А.Ю.

§3.1

Чудотворные и почитаемые иконы в истории казачества

Соклаков А.Ю.

§3.2

Казаки в крестных ходах на территории России и постсоветского пространства

 

§3.3

Казачество в возвращении, реставрации и создании святых образов

 

гл. 4

Православие казачьего мира

 

 

Вводный текст

…, Соклаков А.Ю.

§4.1

Православие в казачьей культуре

 

§4.2

Православные основы воспитания и обучения казаков

 

§4.3

Православные традиции в песенном творчестве казачества

 

гл. 5

Казаки в памяти времен

…, Соклаков А.Ю.

 

Вводный текст

 

§5.1

Художественные, поэтические и литературные образы казаков

 

§5.2

Изображение казаков в театре и кинематографии

 

§5.3

Мемориалы, памятники и кладбища в истории казачества

…, Соклаков А.Ю.

 

Приложения к параграфам II части монографии

 

 

Представляется, что восприятие текста разрабатываемой монографии значительно усилится в случае широкого использования фотографий и репродукций, а также размещения в качестве эпиграфов к главам и параграфам библейских текстов и извлечений из различных богословских трудов (см. табл. 3).

Таблица 3

№ п/п

Цитата

Источник

1

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих …».

Св. Евангелие от Иоанна, гл. 15, ст. 13

2

«Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться …»

Псалтирь, псалом 26, ст. 3

3

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям …»

Св. Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 13

4

«Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь …»

Притчи, гл. 2, ст. 10-12

5

«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам …»

Св. Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 9

6

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских …»

Послание к Ефесянам, гл. 6, ст. 11

7

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится …»

Притчи, гл. 22, ст. 6

8

«Поклоняемся, почитая книги, благодаря которым слушаем слово Его …»

преп. Иоанн Дамаскин Слово против отвергающих святые иконы

 

В заключении следует отметить, что успешность в написании монографии будет в немалой степени зависеть от организационных усилий по формированию авторского коллектива и организации его планомерной работы. В этом случае можно надеяться, что в будущем данная монография может стать неким ориентиром для атаманов, казаков и казачек, священнослужителей и исследователей казачества. Разумеется, невозможно включить в одну книгу, пусть даже и состоящую из двух частей, все многообразие примеров и событий из истории казачества. В этой связи уместно привести еще одну цитату Н. В. Гоголя: «Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик и до самого гроба ученик»[35]. Поэтому можно надеяться, что предложенная структура монографии может быть использована в дальнейшем для создания одноименных рубрик сайта, организации тематических лекций, конференций и творческих конкурсов, а также и для издания одноименного альманаха.

 


[1] См. информационные отчеты на сайте: http://stavropol-eparhia.ru/ (режим доступа 25.01.16).

[2] Например, см.: документально-пропагандистский фильм «Донские казаки: бесславные выродки России! (от полицаев Гитлера — до холуёв Путина)» (Украина (выходные данные отсутствуют, 2014 г.): https://www.youtube.com/watch?v=wL-RDgBsaqM  (режим доступа 25.01.16); Казаки — ряженный позор и быдло России (выходные данные отсутствуют, 2014 г.) https://www.youtube.com/watch?v=ZS-NBhyNMig  (режим доступа 25.01.16).

[3] Например: Закон США «О порабощенных народах» (Public Law 86-90 Captive Nations Week Resolution).

[4] Велеславъ, Доброверъ, Светозаръ (Черкасов И. Г.,…, Демин В. М.) Прошлое вольного казачества. М.: Родович. 2013.

[5] Например, с 27.08.1943 все члены Украинской повстанческой армии именовались казаками.

[6] http://b2btoday.com.ua/id/2586626  (режим доступа 25.01.16); http://b2btoday.com.ua/id/2595731  (режим доступа 25.01.16).

[7] Среди лиц профинансировавших его строительство значится депутат ВР Украины В. А. Ющенко, см.: http://varjag-2007.livejournal.com/5021287.html  (режим доступа 25.01.16).

[8] http://bilozerska-rus.livejournal.com/2874.html  (режим доступа 25.01.16); http://photo.segodnya.ua/img/gallery/3897/80/408870_main.jpg  (режим доступа 25.01.16); http://mamajeva-sloboda.ua/images/uploadpic/Diva%20Marija2.jpg  (режим доступа 25.01.16); http://roman-n.livejournal.com/322421.html  (режим доступа 25.01.16).

[9] http://risu.org.ua/ua/index/resourses/church_doc/uockp_doc/34664/  (режим доступа 25.01.16).

[10] http://risu.org.ua/ua/index/all_news/announcements_events/43337/ (режим доступа 25.01.16).

[11] Так, 10.12.2014 в Украинском католическом университете (г. Львов) на научном семинаре был рассмотрен облик современного казачьего движения на Украине и участие казаков в событиях евромайдана и боевых действиях в Донбассе, а 09.02.2016 там же состоялся научно-методический семинар на тему «Казаки Кубани и Терека во времена Кавказской войны: военно-политический аспект» см.: http://ucu.edu.ua/news/18907/  (режим доступа 25.01.16); http://ucu.edu.ua/press-releases/31061/  (режим доступа 25.01.16).

[12] Ю. Ф. Курц На арчаке казачьего седла: Очерки истории казачества Забайкальского края. Чита, 2011.С. 36-37, 133.

[13] См. подробнее подготовленную членами НО «Казачья энциклопедия» по запросу заместителя полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе ответственного секретаря Совета при Президенте РФ по делам казачества от 2.04.2014 г. рецензию на книгу Ю. Ф. Курца На арчаке казачьего седла: Очерки истории казачества Забайкальского края. Чита: «Поиск», 2011. 528 с. ISBN 978-5-93-119-254-3 от 25.05.2014 (Текущий архив Союза казаков).

[14] http://zabmedia.ru/news/69888/  (режим доступа 25.01.16).

[15] Никитин В. Ф. Кровь и боль моя, казачество. М., 2013. С. 174.

[16] Например, см.: Указ. Соч. С. 164, 170.

[17] Фашистский командир (верховный походный атаман) казаков-коллаборационистов (прим. автора).

[18] Алферьев Б.О. Походный атаман батька фон Паннвиц. Повесть. М., 1997.

[19] В прошлом году состоялось уже третье ее издание, см.: Казачество. Энциклопедия. / Гл. ред. А. Г. Мартынов. – М., 2015.

[20] Например: Энциклопедия кубанского казачества. / под ред. В. Н. Ратушняка. М., 2011.

[21] Трут В., Курков Г. Военная энциклопедия казачества. М., 2009; Фролов Б. Е. Казачество Кубани. Военно-энциклопедический словарь. Краснодар, 2014.

[22] Сушинський Б. Всесвітня козацька енциклопедія. Одеса, 2007. С. 536.

[23] Українське козацтво. Мала енциклопедія. Київ, 2002. С. 473.

[24] Например: издательство Вече переиздавало Казачий словарь-справочник Г. В. Губарева и А. И. Скрылова под наименованием Энциклопедия казачества в 2007, 2008, 2009, 2015 гг. (прим. автора).

[25] Сизенко А. Г. Популярная энциклопедия. Казаки и казачьи войска царской России. М., 2011; Сизенко А. Г. Популярная энциклопедия. Полная история казачества России. М., 2009.

[26] В частности, на состоявшейся 19.12.2014 в храме Христа Спасителя (г. Москва) конференции «Казаки на защите России и православия» наблюдалась их заметная активность (прим. автора).

[27] http://www.patriarchia.ru/db/text/4354839.html  (режим доступа 25.01.16).

[28] См.: Ломоносов М. В. Явление Венеры на Солнце, наблюденное
в СанктПетербургской императорской Академии наук майя 26 дня 1761 года. // http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo4/lo4-361-.htm  (режим доступа 25.01.16).

[29] Сковорода Г. С. Змиин потоп. // http://samlib.ru/d/dolgalew_w_f/gsskoworodapotopzmeindoc.shtml  (режим доступа 25.01.16).

[30] Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. // http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0160.shtml (режим доступа 25.01.16).

[31] http://imwerden.de/pdf/iljin_o_russkoj_idee.pdf (режим доступа 25.01.16).

[32] http://pravtor.ru/viewtopic.php?t=11000 (режим доступа 25.01.16).

[33] Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба (прим. автора).

[34] http://pravtor.ru/viewtopic.php?t=11000 (режим доступа 25.01.16).

[35] Гоголь Н. В. Указ. соч.